Понятие архитектуры предприятия: технологическая архитектура

Эта область архитектуры предприятия рассматривает «традиционные» аспекты построения информационных систем, которые необходимы для поддержки прикладных систем и информационных ресурсов организации. Для технологической архитектуры иногда используются такие термины, как «платформы», «инфраструктура», «системная архитектура» или просто «ИТ-архитектура».

Технологическая архитектура является как бы фундаментом, основой всего портфеля информационных технологий предприятия. Вторую существенную часть этого портфеля составляют прикладные системы, обеспечивающие выполнение бизнес-процессов.

Основное назначение технологической архитектуры – это обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом и координируемых централизованно, как правило, департаментами информационных технологий. Технологическая архитектура определяет набор принципов и стандартов (индустриальных стандартов; стандартов, связанных с продуктами; конфигураций), которые обеспечивают руководства в отношении выбора и использования таких технологий как аппаратные платформы, операционные системы, системы управления базами данных, средства разработки, языки программирования, ПО промежуточного слоя, сервисы электронной почты, каталоги, системы безопасности, сетевая инфраструктура и т.д. Отдельные аспекты (безопасность, интеграция, иногда разработка) могут быть выделены в отдельные области (домены) архитектуры предприятия в зависимости от особенностей организации.

3. Стандарты КИС: MRP, MRPII, ERP, ERPII

MRP II – это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый. MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:

1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).

2. Demand Management (Управление спросом).

3. Master Production Scheduling (Составление плана производства).

4. Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).

5. Bill of Materials (Спецификации продуктов).

6. Inventory Transaction Subsystem (Управление складом).

7. Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).

8. Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).

9. Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).

10. Input/output control (Контроль входа/выхода).

11. Purchasing (Материально техническое снабжение).

12. Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения).

13. Tooling Planning and Control (Планирование и контроль производственных операций).

14. Financial Planning (Управление финансами).

15. Simulation (Моделирование).

16. Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).

Понятие архитектуры предприятия: технологическая архитектура - student2.ru

ERP – планирование ресурсов предприятия

Среди достоинств ERP-систем обычно выделяют возможность сократить и унифицировать используемое аппаратное обеспечение, за счет технологии «клиент-сервер» и интеграции информационной системы, унификации процессов в группах компаний (после слияния или поглощения), унификации данных о кадровых ресурсах, сокращения численности персонала (занятого учётными функциями и обеспечивающего поддержку информационной системы).

ERP-системы обеспечивают однократный сбор расширенных данных, исключающий дублирование. Он осуществляется в разрезе процессов, а не функций, что позволяет в любое время оценить состояние интересующего процесса. Общность представления данных, обеспечиваемая при внедрении интегрированных систем управления, представляет менеджменту предприятия расширенные возможности по подготовке стандартных и специализированных отчётов. Хранение всех данных в единой базе компании гарантирует высокий уровень доступности информации, а также единую точку зрения на отчётную информацию.

Системы управления ресурсами способствуют переориентации пользователей на анализ информации, а не только тактическое использование, реализуют интеграцию данных различных подразделений, обеспечивая системное видение происходящих процессов. Функции учёта и отчётности переносятся непосредственно в функциональные подсистемы, повышая оперативность обновления данных и их достоверность.

Кроме того, консолидируя данные компании, ERP-системы облегчают реализацию функций тактического и стратегического планирования, а ориентация на процессы и возможность их полного контроля процессов способствует повышению эффективности управления.

ERP II

Основные отличия систем класса ERP и ERP II

В первую очередь, работу с внутренними ресурсами предприятия: планирование ресурсов, тщательное управление запасами и обеспечение прозрачности производственных процессов. Теперь функционал системы стал дополняться такими модулями, как SCM (управление цепочками поставок) и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), отвечающими за оптимизацию внешних связей предприятия. При этом произошло разграничение понятий: традиционный для ERP контур управления получил название back-office, а внешние приложения, которые появились в системе – front-office. Эти изменения позволили американской аналитической компании Gartner Group заявить в 2000 г. о завершении эпохи ERP и появлении нового стандарта – ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing), что можно перевести как «Управление внутренними ресурсами и внешними связями».

Можно выделить три основных направления, определяющих развитие систем класса ERP II:

· Углубление функциональности ERP.

· Появление технологий, позволяющих упростить процесс создания специализированных отраслевых решений. Создание новых и усовершенствование существующих модулей управления межкорпоративными бизнес-процессами.

· Смещение акцента на межкорпоративный сектор в новых системах объясняется ускоренным развитием электронной коммерции и налаживанием интерактивного взаимодействия компании с их партнерами, поставщиками и клиентами через Интернет. Поэтому системы класса ERP II получают Web-ориентированную архитектуру, что становится существенным отличием от ERP-систем. Данные, применяемые в системах класса ERP II, рассчитаны на использование в географически распределенном Web-сообществе.

Хранилища данных

4. Характеристика концепции хранилища данных

Прежде всего, определим понятие «информация».

Не выясняя сути этого понятия, определим его как «совокупность содержательных сведений, которые могут быть выработаны, собраны, переданы, сохранены, переработаны, воспроизведены, использованы и т.п.».

Хранилище данных (Data Warehouse) по сути представляет собой центр, в который собирается вся необходимая информация из различных подразделений предприятия.

В основе концепции хранилища данных лежат две основные идеи:

· интеграция разъединенных детализированных данных (описывающих некоторые конкретные факты, свойства, события и т.д.) в едином хранилище;

· разделение наборов данных и приложений, используемых для обработки и анализа.

Цель концепции Хранилищ Данных – прояснить отличия в характеристиках данных в операционных и аналитических системах (таблица 1), определить требования к данным помещаемым в целевую БД Хранилища Данных (таблица 2), определить общие принципы и этапы её построения, основные источники данных, дать рекомендации по решению потенциальных проблем возникающих при их выгрузке, очистке, согласовании, транспортировке и загрузке в целевую БД.

Таблица 1

Характеристика Операционные Аналитические
Частота обновления Высокая частота, маленькими порциями Малая частота, большими порциями
  Источники данных В основном внутренние
В основном внешние   Объемы хранимых данных
Сотни мегабайт, гигабайты Гигабайты и терабайты  
Возраст данных Текущие (за период от нескольких месяцев до одного года) Текущие и исторические (за период в несколько лет, десятки лет)

Таблица 2

Предметная ориентированность Все данные о некотором предмете (бизнес объекте) собираются (обычно из множества различных источников), очищаются, согласовываются, дополняются, агрегируются и представляются в единой, удобной для их использования в бизнес анализе форме.
Интегрированность Все данные о разных бизнес объектах, взаимно согласованы и хранятся в едином общекорпоративном Хранилище
Не изменчивость Исходные (исторические) данные, после того как они были согласованы, верифицированы и внесены в общекорпоративное Хранилище, остаются неизменными и используются исключительно в режиме чтения
Поддержка хронологии Данные хронологически структурированы и отражают историю, за достаточный, для выполнения задач бизнес анализа и прогнозирования, период времени.

Предметом концепции Хранилищ Данных являются сами данные. После того как традиционная СОД реализована и начинает функционировать, она становится ровно таким же самостоятельным объектом реального мира, как и любой производственный процесс. А данные, которые являются одним из конечных продуктов такого производства, обладают ровно теми же свойствами и характеристиками, что и любой промышленный продукт: сроком годности, местом складирования (хранения), совместимостью с данными из других производств (СОД), рыночной стоимостью, транспортабельностью, комплектностью, ремонтопригодностью и т.д.

Для правильного понимания данной концепции необходимо понимание следующих принципиальных моментов:

· Концепция Хранилищ Данных – это не концепция анализа данных, скорее это концепция подготовки данных для анализа.

· Концепция Хранилищ Данных не предопределяет архитектуру целевой аналитической системы. Она говорит о том, какие процессы должны выполняться в системе, но не о том, где конкретно и как эти процессы должны выполняться.

· Концепция Хранилищ Данных предполагает не просто единый логический взгляд данные организации (как иногда это трактуется). Она предполагает реализацию единого интегрированного источника данных.

Наши рекомендации