Модели и методы разработки и выбора управленческих решений
Содержание вопроса: Экономико-математические модели и методы. Сетевые модели и методы планирования и управления. Аналитические методы. Статистические методы. Метод математического программирования. Матричный метод. Активизирующие методы. Метод конференции идей. Метод мозговой атаки. Метод вопросов и ответов. Теоретико-игровой метод. Экспертные методы. Метод простой ранжировки. Метод задания весовых коэффициентов. Метод последовательных сравнений. Метод парных сравнений. Эвристические методы. Характерные наборы приемов эвристических методов: «Критика очевидных решений»; «Замена терминов определениями»; «Формулирование обратной задачи». Метод сценариев. Типовой вид сценария. Основные элементы структуры сценария. Метод дерева решений. Технология графического построения дерева решений. Механизм реализации этапов разработки и выбора УР по методу «дерево решений».
Статистика основных фондов
Содержание вопроса: Задачи статистики основных фондов (ОФ). Изучение состава, структуры и объема ОФ. Виды стоимости ОФ. Уравнения баланса ОФ. Показатели состояния, движения и использования ОФ (фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость
Статистика продукции
Содержание вопроса: Задачи статистики продукции. Составные элементы продукции. Учет продукции в натуральном и условно-натуральном выражении. Учет продукции в стоимостном выражении. Система стоимостных показателей объема продукции: валовый оборот, валовая продукция; товарная, отгруженная и реализованная продукция; чистая и нормативная продукция. Способы исчисления показателей продукции, их оценка
Статистика трудовых ресурсов и их использования
Содержание вопроса: Задачи статистики при изучении трудовых ресурсов. Изучение состава работников, движения рабочей силы. Показатели численности. Фонды рабочего времени, их состав, структура и показатели использования.
Информационные технологии управления
Содержание вопроса: Система управления проектами. Базы данных. Функциональные возможности Excel. Интернет поиск.
Истоки управленческой мысли (4-е тыс. до н.э. – V в.)
Содержание вопроса: Истоки и источники управленческой мысли. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта. Разработка проблем управления в Древнем Китае. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим).
Западные школы управления (XX в.)
Содержание вопроса: Школа научного менеджмента Ф.Тейлора. Организация и принципы эффективности Х.Эмерсона. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Эмпирическая школа, или Наука управления. Школа социальных систем. Новая школа науки управления. Ситуационный подход в управлении.
Управленческая мысль в России (XIX - XX вв.)
Содержание вопроса: Основные направления ИУМ в России XIX в.). Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в. Г.Х.Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы. Разработка проблем управления в 70-90-е годы.
Организация как система
Содержание вопроса: Понятие и сущность организации. Роль организации в жизни современного общества. Определение организации. Черты и свойства организации. Основные функции предприятия. Системный поход к определению сущности организации. Структурный подход к организации. Организация как объект управления. Современный подход к управлению организацией. Рефрейминг. Реструктуризация. Оживление. Обновление. Характеристика основных этапов жизненного цикла организации.
Система законов организации
Содержание вопроса: «Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории. Законы организации и их взаимодействие. Типология законов организации: общие (синергии, самосохранения, развития, онтогенеза и филогенеза, равновесия, соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта, приоритета целого над частью, учета системы потребностей), частные (закон непрерывности, наименьших, ритмичности в движении производственных фондов, состязательности кадров управления), специфические (информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, пропорциональности и композиции, дифференциации и универсализации функций, своеобразия, оптимальной загрузки, социальной гармонии, эффективного восприятия и запоминания информации).