Экономические методы регулирования отношений природопользования: условия применения, группировка, основные направления совершенствования. ОК-3, ПК-2

Методы экономического регулирования природопользования представляют собой совокупность инструментов, приемов и способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты с целью побуждения их к рациональному использованию природных ресурсов.

Методы экономического регулирования природопользования включают в себя: метод экономического стимулирования производства экологически чистой продукции, выпускаемой с помощью применения экологически чистых технологий, и метод экономического сдерживания развития экологически грязного производства.

Экономическое стимулирование имеет важное значение в осуществлении рационального природопользования. Термин «стимул» происходит от латинского слова stimulus, что в буквальном смысле означает «остроконечная палка, которой погоняют животных»; «побуждение к действию». Другими словами, стимул — это то, что вызывает заинтересованность в чем-либо.

Таким образом, под экономическим стимулированием природопользования понимается привлечение государством природопользователей к наиболее рациональному использованию природных ресурсов.

Существуют три основных принципа экономического стимулирования природопользования:

• принцип комплексности;

• принцип сочетания стимулирования на различных уровнях экономического регулирования;

• принцип сочетания материального и морального стимулирования.

Комплексность стимулирования необходима для стимулирования операций технологических процессов, если они являются ресурсосберегающими и проводятся экологически приемлемыми методами, а также природоохранных мероприятий.

В соответствии с принципом сочетания стимулирования на различных уровнях экономического регулирования поощрение работников за природоохранную деятельность только в рамках предприятия путем премирования недостаточно, так как не будет достигнут наиболее полный эффект по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Принцип сочетания и морального, и материального стимулирования как отдельных работников, так и предприятия в целом рассматривает человека как биологическое существо, который должен удовлетворять свои материальные потребности, а как социальное существо — духовные интересы. Удовлетворение духовных интересов человека возможно посредством широкой гласности о результатах природоохранного труда и характера стимулирования. Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью льготного кредитования, льготного налогообложения, дотации государства производителям экологически чистой продукции и т. п.

Под методом экономического сдерживания понимается воспрепятствование появлению и развитию экологически грязных технологий и способов производства продукции.

Существуют два принципа экономического сдерживания экологически грязного производства:

• принцип экологического приоритета;

• принцип соответствия.

Экологический приоритет означает то, что при использовании природных ресурсов и решении других вопросов, связанных с окружающей средой, предпочтение всегда должно отдаваться охране жизни и здоровья человека, обеспечению благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.

Принцип соответствия означает, что для оптимального развития общества постоянно возрастающие потребности людей должны соответствовать фактическому наличию природных ресурсов. К методу экономического сдерживания экологически грязного производства можно отнести: платежи за нормативное и сверхнормативное потребление природных ресурсов, платежи за лимитное и сверхлимитное загрязнение окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и т. д.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: задачи и основные принципы. Экономическая сущность платы за негативное воздействие на окружающую среду; её основные функции. Классификация платежей за загрязнение окружающей среды. ОК-6, ОПК-2, ПК-2

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

"Об охране окружающей среды"

(с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г.)

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Плата за вредное воздействие на окружающую среду(плата за загрязнение ОС) является одной из форм возмещения эколого-экономического ущерба от антропогенной деятельности. Правовая основа её закреплена в 2002 г. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (впервые – Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.). Плата за загрязнение ОС взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц (природопользователей) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории РФ и осуществляющих следующие виды воздействия:

· выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

· сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

· размещение отходов.

Плата за вредное воздействие на окружающую среду как один из методов государственного экономического регулирования в области охраны ОС призвана выполнять две функции:

1. стимулирование снижения уровня негативного экологического влияния (основная функция);

2. накопление денежных средств для компенсации последствий антропогенной деятельности.

Несомненно, что основной функцией платы за загрязнение является стимулирующая. Но, в настоящее время, учитывая приоритет обеспечения финансирования природоохранных мероприятий по ликвидации причиняемого ущерба или по его предотвращению предпочтение отдается функции аккумулирования средств для воспроизводства качества окружающей среды.

Экономические методы регулирования отношений природопользования: условия применения, группировка, основные направления совершенствования. ОК-3, ПК-2 - student2.ru

Рис. 2.1. Классификация платежей за вредное воздействие на ОС

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране ОС, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Особенности определения эколого-экономической эффективности проектов природопреобразующей направленности: основные и дополнительные требования.

Эколого-экономическая эффективность характеризует совокуп­ную экономическую результативность процесса производства сель­скохозяйственной продукции с учетом его влияния на окружаю­щую природную среду, то есть с учетом затрат, связанных с ликви­дацией или предупреждением ее загрязнения и разрушения, а так­же потерь сельскохозяйственной продукции, связанных с ухуд­шением экологической ситуации. Для оценки эколого-экономической эффективности рассчитывают показатели эколого-экономического воздействия (ущерба и эффекта), а также эффективнос­ти текущих затрат и капитальных вложений.

Экологическое воздействие — это денежная оценка изменений экологических параметров, происходящих под влиянием производ­ства. Оно может быть как положительным, так и отрицательным; в качестве отрицательной величины выступает эколого-экономический ущерб, положительной — соответствующий эффект.

Эколого-экономический эффект — это стоимостной прирост вы­год в результате реализации природоохранных мероприятий. Осно­вой для расчета эффекта могут выступать: снижение уровня загряз­нения почв, воды, воздуха, повышение почвенного плодородия, увеличение выхода экологически чистой продукции и т. д.

Эколого-экономический ущерб — это выраженные в стоимостной форме фактические или возможные убытки, причиняемые сель­скому хозяйству в результате качественного ухудшения состояния

окружающей природной среды или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.

Ущерб в сельском хозяйстве возникает при загрязнении вод­ного, воздушного бассейнов и земли, в результате чего снижается урожайность сельскохозяйственных культур, увеличиваются рас­ходы на поддержание плодородия почвы, снижается продуктив­ность животных.

Дисциплина «Экономика предприятия» Б1.В.ОД.14

Наши рекомендации