Финансовый потенциал и финансовые ресурсы регионов Юга России: формирование, использование, развитие. (Барашьян)
Финансовые ресурсы [s173] являются наиболее мобильным видом ресурсов региона и формируются в региональном экономическом кругообороте федеральными и региональными институтами государственного управления и включают в себя а) поток чистых налогов (разность налогов и трансфертных платежей), которые население региона отчисляет от своих доходов в федеральные и региональные органы финансовой системы страны; б) государственные расходы, которые представляют государственные закупки товаров и услуг, осуществляемых федеральными и региональными органами управления. Этот вид расходов увеличивает совокупный спрос на региональном рынке готовых товаров и услуг, обеспечивая тем самым рост объемов реализации совокупного регионального продукта.
Базовой составляющей финансовых ресурсов региона являются бюджетно-налоговые поступления. Более половины доходов регионального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, в которых более 25% составляет налог на прибыль предприятий и организаций, около 5% - плата предприятий за пользование природными ресурсами, около 4% - налог на совокупный доход предпринимателей. В структуру финансовых ресурсов входят налоговые и неналоговые доходы регионов (субъектов РФ), финансовые трансферты, заемные ресурсы (источники финансирования бюджетного профицита).
Далее в работе [s174] на примере Южного Федерального округа [s175] рассмотрены особенности процесса формирования финансовых ресурсов региона. На Южный федеральный округ приходится 8,7 % бюджетных расходов России, но доля налоговых поступлений по территории округа составляла только 4,8 % всех налоговых поступлений по РФ (без таможенных платежей). Налоговые доходы субъектов ЮФО покрывают лишь 51,1 % расходов его бюджета.
Текущие потребности территорий Юга России, таким образом, не могут быть обеспечены собственными финансовыми ресурсами. Динамика бюджетных расходов в ЮФО относительно незначительная, поскольку ограничивается низкой динамикой налогового потенциала и лимитированием роста трансфертов из федерального бюджета уровнем инфляции. Дисбаланс между налоговым потенциалом и потенциалом бюджетных расходов вызывает потребность в существенной финансовой помощи из федерального бюджета (горизонтальное бюджетное выравнивание).
Южный федеральный округ в системе бюджетного выравнивания по объемам поступления средств из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации занимает одно из первых мест.
Уровень дотационности республик Северного Кавказа в 2-3 раза выше, чем краев и областей ЮФО (табл.1). Чем выше уровень развития региона, тем ниже удельная дотационность региона.
Поскольку высокая дотационность и несбалансированность налоговых ресурсов и бюджетных расходов в ЮФО по оценкам Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.» сохраняется в среднесрочной перспективе, дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации сохраняется на высоком уровне (рост в среднем по республикам на 14-15 %)2.
Таблица 1 – Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности убъектов федерации в ЮФО3[s176]
Субъекты федерации | Численность населения на 01.01.2006 г., тыс. чел. | Дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, 2006 г., млн руб. | Дотации на душу населения, руб. |
Российская Федерация | 142221,7 | ||
ЮФО | 22777,2 | 101966,3 | |
Республика Адыгея | 441,2 | 3411,9 | |
Республика Дагестан | 2658,6 | 20773,3 | |
Республика Ингушетия | 492,7 | 5739,3 | |
КБР | 891,3 | 6390,6 | |
Республика Калмыкия | 287,2 | 2293,7 | |
КЧР | 428,7 | 4165,6 | |
Республика Северная Осетия-Алания | 701,4 | 6885,6 | |
Чеченская Республика | 1162,8 | 11979153,9 | 10302,0 |
Краснодарский край | 5101,1 | ||
Ставропольский край | 2704,2 | 10853,2 | |
Астраханская область | 994,1 | 3900,5 | |
Волгоградская область | 6715,2 | ||
Ростовская область | 15452,4 |
Однако, методика распределения дотаций должна учитывать возможности субъектов Федерации по обеспечению определенных темпов экономического роста, исходя из сложившейся структуры региональной экономики. Это определяет необходимость учета в рамках методики расчета индекса налогового потенциала региона факторной декомпозиции прироста ВРП региона на составляющие, обусловленные макроэкономической динамикой, отраслевой структурой региональной экономики и эффективностью экономической политики региональной администрации.
В связи с тем, что в 2003-2007 гг. в регионах обострилась проблема дефицита бюджетного финансирования по той причине, что на формирование их доходного потенциала значительное влияние оказывали ежегодные изменения федерального бюджетного и налогового законодательства, а также перерегистрация высокодоходных юридических лиц в других регионах, в дальнейшем необходима более основательная экспертиза внесения изменений в налоговое законодательство с точки зрения последствий для бюджетного финансирования.
Сложившаяся ситуация с формированием доходов региональных бюджетов должна быть существенно улучшена, поскольку регионы не могут качественно прогнозировать доходы на средне- и долгосрочную перспективу. Нет механизмов, стимулирующих их к укреплению базы роста всех закрепленных доходных источников[s177] .