Население и трудовые ресурсы мировой экономики

Население и трудовые ресурсы мира. Финансовые ресурсы Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способно­стями и знаниями, необходимыми для осуществления полез­ной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работаю­щих подростков моложе трудоспособного возраста. Населе­ние Земли в XX в. увеличилось с 1,5 до 6 млрд чел. 2/3 миро­вых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения. Существуют два основных типа возрастной структуры рабочей силы:

• первый тип воспроизводства — омоложение (молодое поколение доминирует) — данный тип воспроизводства характерен для большинства развивающихся стран;

• второй тип воспроизводства — демографическое ста­рение — данный тип воспроизводства характерен для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой.

По данным ООН, население считается демографиче­ски старым, если доля лиц старше 60 лет составляет 12% (Швеция — 22,1 %, Германия — 20,1, Япония — 19,9, Россия — 16,6%). Для характеристики трудовых ресурсов используется та­кое понятие, как экономически активное население, которое включает занятых и ищущих работу. Экономически актив­ное население мира в 1998 г. составляло порядка 50% все­го населения. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Использование трудовых ресурсов определяется коли­чеством рабочих часов в год, приходящихся на одного заня­того. Лидерами здесь являются НИС: Южная Корея — 2547, Чили — 2400, Япония — 2017, США — 1945, Великобрита­ния — 1880, Россия — 1441. На современном этапе в развитых странах в отраслевой структуре занятости можно отметить следующие тенден­ции:

1. Падает удельный вес населения, занятого в сельском хо­зяйстве: США — 3%, Германия — 5,5, Франция — 8%.

2. Падает удельный вес населения, занятого в промышлен­ности и строительстве: Италия — 38 %, Франция — 32, США — 27, Канада — 25 %.

3. Прогрессирует сфера услуг: США — 60 %, Франция — 52, Япония — 50%. Предпринимательские ресурсы мира Предпринимательский ресурс — это способность к наи­более эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления хозяйственной деятельности. В современных условиях глобализации и либерализации экономической деятельности усиление роли предпринима­тельства объясняется следующим:

1. По мере увеличения доступности ресурсов развитых стран возрастает значение квалифицированных трудо­вых ресурсов и особенно знаний и предприниматель-ского ресурса;

2. Повышаются требования, предъявляемые к уровню ме­неджмента, из-за жесткой конкуренции как на внутрен­нем, так и на внешнем рынках, со стороны иностранных

компаний. В развитых странах уже свыше 85% экономического роста основано на знаниях как основном ресурсе. Игравший гос­подствующую роль на индустриальном этапе развития капи­тал отошел на второй план. Научные ресурсы определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые составляют фундамент в производстве и воспроизводстве такого ресурса, как знания, информация, инновации. Существует система показателей, характеризую­щая научные ресурсы отдельных стран, К ним относятся:

• доля расходов на научно-исследовательские работы в ВВП;

• расходы на НИОКР на душу населения;

• доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих рас­ходах государственного бюджета;

• численность специалистов, занятых в науке (относи­тельно численности населения данной страны);

• количество международных премий за выдающиеся на­учные достижения;

• доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции;

• доля данной страны на мировом рынке высоких техно­логий.

Научно-технический потенциал страны определяют две

группы факторов:

1) количественные: наличие научных исследователей, ма­териально-техническое обеспечение НИОКР и др.;

2) качественные: система организации НИОКР, приорите­ты научных разработок и др.

В авангардных странах развертывается научно-технологи­ческий переворот, декларирующий переход к шестому техно­логическому укладу. Приоритетными направлениями этого уклада являются: переворот в технологиях непроизводствен­

ной сферы и в сферах военной техники, систем безопасно­сти; формирование базисных технологий (нанотехнологии, оптоэлектроника, генная инженерия животных и растений, информационные сети); преобразование производственной сферы на основе внедрения гибких автоматизированных про­изводств и робототехнических комплексов, безотходных тех­нологий, возобновляемых энергоресурсов, новых поколений материалов, развития глобальных систем связи и телекомму­никаций, нового уровня технологического освоения космиче­ского пространства и океана. В этих условиях возникает и развивается совершенно но­вая структура мировой экономики, в центре которой распо­лагается группа развитых стран, занимающихся, в основном, производством новых технологий и новых наукоемких видов товаров. Внутри этих стран преобладает торговля дорогостоя­щими услугами. В обмен на технологии и услуги они получа­ют производимые в расположенных на периферии мировой экономики странах товары массового производства и сырье по относительно низким ценам. Нарастающее неравенство в обладании инновационными ресурсами приводит к страти­фикации стран в мировой экономике, значительно уменьшая число богатых и резко увеличивая число бедных. Глобальны­ми тенденциями современности называют борьбу за доступ к ограниченным мировым ресурсам и борьбу за новые инно­вационные инициативы и потенциалы. Они обусловливают специфику самопроявления и самоосуществления цивили­зации в сегодняшнем мире, происходит смена приоритетов в моделях экономического роста. Для того, чтобы иметь ус­тойчивое положение в мировой экономике, крупная страна должна быть в числе лидеров, по крайней мере, в двух-трех макротехнологиях.

Вопрос № 58​

Наши рекомендации