Вступительное слово от Рогинкина М.Е.

Резюме.

Содержит краткую информацию об основных положениях проекта, подытоживает бизнес-план, но является первичным источником информации для пользователя.

Резюме обычно содержит следующую информацию:

- Название инвестиционного проекта и его цель.

- Инициатор и другие участники проекта.

- Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.

- Срок реализации проекта.

- Суть проекта и текущее состояние.

- Этапы реализации проекта.

- Источники финансирования проекта.

- Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.

- Выводы.

Сведения о компании

Данный раздел носит ознакомительную функцию для пользователя с рассматриваемой компанией и содержит в себе следующую информацию:

2.1. Наименование предприятия-инициатора, форма его собственности, организационно-правовая форма, дата регистрации, номер свидетельства о регистрации.

2.2. Профиль деятельности предприятия-инициатора, характеристики его положения на рынке.

2.3. Уставный капитал, учредители и их доли в уставном капитале.

2.4. Руководители предприятия, имеющие право подписи финансовых документов, их возраст, образование, стаж работы.

2.5. Основные технико-экономические показатели (объем производства, численность работающих, стоимость и структура активов).

2.6. Наименование аудиторов и дата последней аудиторской проверки.

2.7. Полные реквизиты предприятия-инициатора проекта.

Цели и задачи проекта

Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа.

Анализ рынка и описание продукта

Исследование рынка на предмет выявления свободной ниши для реализации проекта, анализ ретроспективной динамики и прогнозирование потребительского спроса, конкурентной политики, общего положения дел в отрасли, динамики цен, объемов реализованной продукции, его удельный вес в объеме произведенной продукции, мониторинг текущего законодательства и пр.

4.1. Описание производимой продукции / услуг.

4.2. Анализ рынка.

4.2.1. Характеристика деловой среды.

4.2.2. Анализ спроса на исследуемых рынках.

4.2.3. Анализ предложения на исследуемых рынках.

4.3. Конкурентная среда.

4.4. Прогнозные характеристики объемов рынка и ценовых показателей.

План маркетинга

5.1. Сегментирование рынка и оценка привлекательности сегментов.

5.2. Выбор целевых сегментов.

5.3. Позиционирование.

5.4. Комплекс маркетинга.

5.4.1. Продуктовая стратегия.

5.4.2. Ценовая политика.

5.4.3. Политика товародвижения.

5.4.4. Стратегия продвижения.

5.5. Обоснование прогноза продаж и бюджета маркетинга.

6. Инвестиционный план

Поэтапное составление сметы затрат на реализацию проекта.

6.1. Прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии.

6.2. Сводный календарный график реализации проекта.

7. Производственный план

Раздел содержит описание производственного процесса, с применяемой технологией, расчетной потребностью в основных и оборотных фондах, формирование системы- материально- технического обеспечения и пр.

7.1. Описание инфраструктуры проекта.

7.2. Поэлементная себестоимость основной продукции/ услуг.

7.3. Себестоимость сопутствующих услуг.

8. Организационный план

Раздел содержит обоснование организационной формы реализации проекта, обоснование форм и условий участия инвесторов, представление структуры управления предприятием.

8.1. Принципы организации.

8.2. Структура компании, описание роли каждого подразделения.

8.3. Организационная схема.

8.4. План персонала.

9. Финансовый план

Рассматривает денежные затраты и доходы, предполагающиеся в ходе реализации проекта.

9.1. Схема финансирования проекта.

9.2. Параметры сценариев реализации проекта.

9.2.1. Реалистический сценарий.

9.2.2. Пессимистический сценарий.

9.2.3. Оптимистический сценарий.

9.3. Финансовые расчеты и показатели.

9.3.1. Исходные данные для расчетов.

9.3.2. Результаты финансовых расчетов.

9.4. Предложения по оптимизации налогообложения.

Анализ рисков проекта.

Оценка оптимальности проекта и вероятности его реализации:

10.1. Качественный анализ рисков.

10.2. Анализ чувствительности (Финансовый анализ рисков).

10.3. Мероприятия по снижению рисков.

10.4. Стратегия поведения при возникающих рисках.

11. ВЫВОДЫ о экономической целесообразности проекта.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Документы, подтверждающие достоверность исходной информации и финансовых расчетов.

Материал 3. Рекомендации по разработке бизнес – плана

Бизнес-план проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы:

Вводная часть.

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

План маркетинга и сбыта продукции предприятия.

4. Производственный и организационный план реализации проекта.

5. Финансовый план реализации проекта; оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

Оценка рисков.

Главным разделом бизнес-плана предприятия является его раздел, посвященный финансовому управлению реализацией инвестиционного проекта (финансовый план реализации проекта).

Календарный план денежных потоков поступлений и платежей в ходе этого проекта включает три блока расчетов, относящихся соответственно к производственно - сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств предприятия.

Сальдо поступлений и платежей от производственно - сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений предприятия по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу выпущенных акций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.

Критерием принятия инвестиционного проекта служит неотрицательное значение общего сальдо денежного потока, которое определяется суммированием итоговых величин сальдо производственно - сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Обзор состояния отрасли.

Оценка рынков сбыта.

Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, требующий больших временных и финансовых затрат. Первейшая задача - определить свой целевой рынок, т.е. найти свою нишу. Для этого надо ответить на следующие вопросы:

Кто заинтересован в ваших товарах? Кто будет покупать у вас товары?

Почему будут покупать товары у вас, а не у вашего конкурента?

Каким образом рассматривать круг потенциальных покупателей?

Для ответа на эти вопросы необходимо изучение и прогнозирование рынка для получения достоверной оценки его истинного потенциала, что в свою очередь требует определенной этапности в работе.

На первом этапеопределяются потенциальные покупатели разрабатываемой продукции. Если подписаны первые контракты, заказы или письменные обязательства на новую продукцию, их необходимо назвать, так как для будущих инвесторов это является наиболее надежной информацией о рынках сбыта. Хорошую помощь на этом этапе окажет анкетирование потенциальных покупателей. Необходимо отметить, что является главным при возможной покупке - качество, дизайн, упаковка, цена.

На втором этапеважно оценивается потенциальная емкость рынка и возможная доля в нем, т.е. общую стоимость товаров, которую потенциальные покупатели могут купить, и ту долю в этой стоимости, которую можно удовлетворить своим товаром (или максимальную сумму продаж, на которую можно рассчитывать). На потенциальную емкость рынка влияет множество факторов. Это социальные, демографические, экономические (уровень доходов и структура расходов потенциальных покупателей, темпы инфляции), политические факторы.

Набор учитываемых факторов зависит от характера проекта - или это товары народного потребления, или это товары промышленного назначения.

При составлении бизнес-плана в связи с внедрением нового типа оборудования для промышленных предприятий: надо учесть и структуру уже имеющегося станочного парка, и сдвиги в ассортименте выпускаемой с помощью этих станков продукции (будет ли полезен новый товар при изготовлении новой продукции покупателям), и инвестиционный климат в отраслях-потребителях (уровни процентных ставок по кредитам, наличие налоговых льгот и т.п).

На третьем этапе делается прогноз объемов продаж. Иными словами, на этом этапе предстоит оценить, сколько реально вы сможете продать (выручить за оказанные услуги) при имеющихся условиях деятельности, возможных затратах на рекламу в том уровне цен, который вы намерены установить, и, главное, как этот показатель будет изменяться в последующие несколько лет (как правило, на три года).

Крупные фирмы проводят такие прогнозы с помощью различных методов, самые сложные из которых предполагают использование больших массивов статистической информации, методов математического моделирования, вычислительной техники, проведения маркетинговых экспериментов и соответственно требуют крупных затрат. Средние и малые предприятия ограничиваются экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт или опыт специалистов, которым можно заплатить за консультацию.

В обобщенном виде работа по этому разделу может быть построена по следующей схеме:

Определяются основные характеристики рынка и вашего продукта:

1. Емкость рынка.

2. Степень насыщенности рынка.

3. Тенденция изменения емкости и насыщенности на ближайшую перспективу.

4. Уникальность проектируемой продукции.

5. Тенденция спроса на ваш продукт.

Далее проводится сегментирование рынка:

1. Принципы сегментирования рынка, соответствующие вашему продукту.

2. Наиболее перспективные сегменты рынка и причины предпочтения

3. Предпочтения типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги).

Определяются наиболее перспективные рынки:

1. Выбор наиболее перспективных рынков с точки зрения объемов продаж и уровня цен.

2. Выбор наиболее перспективных рынков с точки зрения транспортировки.

3. Выбор потенциальных стран для экспорта вашего товара.

Определяются уровни прогнозируемых продаж:

1. Проектируемый объем продаж вашего товара.

2. Прогнозируемый рост продаж в ближайшие 5 лет.

3. Прогнозируемые цены на каждом этапе реализации продукции.

Классифицируются прогнозируемые покупатели продукции:

1. Определение круга возможных покупателей.

2. Конкретные покупатели для первого года продаж и размеры заказов.

3. Наиболее перспективные покупатели проектируемой продукции.

Оценка конкурентов.

В этом разделе необходимо дать подробную информацию вашим потенциальным партнерам и инвесторам все о конкуренции на том рынке, куда должна поступить ваша продукция. Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы:

- Сколько и какие фирмы предлагают аналогичную продукцию?

- Какая часть рынка контролируется конкурирующими фирмами?

- Какова ситуация на конкурирующих фирмах с объемами продаж, с доходами, с внедрением новых товаров, с сервисом?

- Какова тенденция развития этих показателей?

- Сколько средств выделяют конкурирующие фирмы рекламе своих товаров?

- Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

- Что является основой для конкуренции? (Цена, качество, сервис, имидж и т.д.)

Ответы на перечисленные вопросы целесообразно представить в виде сравнительной таблицы, которая даст возможность определить ваши преимущества и уязвимые места перед конкурентами и разработать методы конкурентной борьбы.

При анализе деятельности конкурентов необходимо учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не ограничиваясь только самыми общепринятыми параметрами: ценой и основными качественными характеристиками.

План маркетинга.

План маркетинга, как часть бизнес-плана, служит основой контактов как с партнерами, так и с инвесторами и необходим для внутренней организации деятельности фирмы. В этом разделе необходимо раскрыть все основные элементы стратегии маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие средства необходимы для этого.

К основным элементам относятся:

- товар (ассортиментный ряд);

- ценовая стратегия;

- методы товародвижения;

- методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Необходимо иметь в виду, что выбор эффективного сочетания различных элементов маркетинговой стратегии существенно зависит от стадий жизненного цикла товара, стандартно представляемого пятью стадиями: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Различают и сам тип жизненного цикла, поскольку в реальных ситуациях в зависимости от различных факторов кривые жизненного цикла могут весьма существенно отличаться от стандартного, классического вида (сезонная или кривая моды, кривая с повторным циклом, гребешковая кривая, кривая продолжительного увлечения и т.д.).

Можно также предложить следующую схему написания рассматриваемого раздела:

3.1. Товар (ассортиментный ряд).

В этом разделе должна быть представлена подробная характеристика производимой предприятием продукции, проведено ее сравнение с продукцией конкурентов. Необходимо ответить на следующие вопросы:

· наименование продукции;

· ее функциональное предназначение и соответствие общепринятым стандартам;

· характерные свойства продукции, которые делают ее единственной с воем роде, а также отличительные черты от продукции конкурентов ( если они есть);

· доля продукта на рынке сбыта;

· возможности для дальнейшего развития продукта.

Ценовая стратегия.

Обоснуйте свою стратегию в области цен и сравните ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат ваших потребителей. Дайте оценку прибыли и покажите, будет ли она достаточна для покрытия затрат, связанных с производством, гарантиями потребителям, на подготовку персонала, на ценовую конкуренцию и т.д.

Разработка ценовой политики включает шесть этапов:

1) Постановка задачи ценообразования.

2) Определение влияния цены на спрос.

3) Оценка издержек.

4) Анализ цен и товаров у конкурентов.

5) Выбор метода ценообразования.

6) Определение окончательной цены.

На первом этапе необходимо ответить на вопрос, каких целей желает добиться фирма с помощью политики цен. Ценовая стратегия предприятия полностью определяется поставленными целями.

Так, если целевая установка направлена на повышение общего объема продаж, на увеличение доли фирмы на имеющихся рынках или на освоение новых рынков, то в этом случае необходимо идти на максимально возможное снижение цен.

Если фирме необходимо получить максимальный доход (когда текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных, например, необходимо быстро вернуть заимствованные средства), после оценки спроса и издержек к разным уровням цен, выбирается цена, обеспечивающая максимальную прибыль.

Возможны ситуации, когда предприятие находится на грани банкротства. Для "выживания" фирмы прибегают к политике поддержания минимальных цен, покрывающих лишь текущие расходы.

В случае выхода предприятия на рынок с новым продуктом, на который ожидается повышенный спрос, устанавливаются максимально возможные высокие цены до момента, когда конкуренты предложат рынку аналогичный продукт.

Второй этап – определение спроса. На этом этапе необходимо определить зависимость объема спроса от цены, которая фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном.

Цена незначительно влияет на спрос в следующих ситуациях:

1. Отсутствуют конкуренты или альтернативные товары.

2. Потребители трудно меняют свои привычки и не хотят искать более дешевые товары.

3. Потребители оправдывают рост цен повышением качества товара или инфляцией в стране.

Если же цена оказывает значительное влияние на спрос, необходимо в ценовой политике учитывать эту зависимость.

Третий этап –оценка издержек производства необходима для определения базовой точки отсчета ценообразования - т.е. определения минимально возможной цены и минимально возможного объема выпуска товара. Оценка издержек ведется по двум видам - условно-постоянные затраты, которые не зависят от изменения объема выпуска товара, и условно-переменные затраты, которые находятся в прямой зависимости от уровня производства.

Динамика общей суммы издержек производства дает возможность оценить ваши издержки при различных объемах выпуска товара. Минимально возможный объем выпуска товара можно рассчитать по графику безубыточности.

Четвертый этап –анализ цен и товаров конкурентов. При установлении рыночных цен (между максимально возможной ценой, которая определяется спросом, и минимально возможной, которая определяется издержками) необходимо знать цены и качество товаров конкурентов. Для этого можно сделать контрольные закупки товара у конкурентов, запросить у них прайс-листы, провести опрос покупателей о цене и качестве товаров конкурентов.
При выборе метода ценообразования необходимо руководствоваться следующими вариантами:

1. Затратный вариант – самый распространенный и самый простой - заключается в определении издержек и начислении определенной наценки (рентабельности). Проблема заключается в правильности определения таких наценок - необходимо обязательно учитывать особенности спроса и конкуренции.

2. Метод ценообразования основан на сравнительных характеристиках товара, когда при расчете цены берутся не издержки производства, а покупательское восприятие. При качестве вашего товара выше соответствующего качества товара у конкурента цена может быть значительно выше конкурентной.

3. Определение цены на основе установившихся цен у конкурентов. На основе анализа цен конкурентов независимо от показателей издержек назначаются цены на собственные товары. Цены диктуют лидеры рынка. Более мелкие фирмы следуют за лидерами.

4. Затратно-маркетинговый метод ценообразования. Метод требует большого творчества у маркетологов, хорошего знания рынка и конкурентов.

5. Метод установления "Цен приманок". Данный метод широко используется в розничной торговле, когда на один из предлагаемых товаров начисляется цена, заниженная относительно средних рыночных цен (или себестоимости), в то время как цены на абсолютное большинство других товаров имеют нормальный уровень или несколько завышены. Низкая цена активно рекламируется продавцом, это привлекает потребителей, которые воспринимают данную торговую точку как магазин по умеренным ценам.

Пятый этап ценовой политики – установление окончательных размеров цен. На этом этапе вам необходимо определиться с системой скидок с цены при реализации товара и разработать механизм изменения цены по ходу жизненного цикла товара.

Методы товародвижения.

На данном этапе необходимо описать методы и каналы реализации разрабатываемого товара. Имеются ли у фирмы торговые представители, дистрибьюторы, собственные магазины и как будет организована работа с ними. Проанализируйте сравнительную эффективность различных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.п., в сравнении с тактикой ваших конкурентов в этой области.

3.4. Методы стимулирования продаж.

Как вы собираетесь привлекать внимание потенциальных потребителей своей продукции? Производители оборудования должны рассказать о своих планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок. Производители товаров народного потребления должны указать, какой тип рекламной кампании им больше подходит. В каких ярмарках и выставках они собираются участвовать и где будут размещать рекламные объявления . Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок. Необходимо разработать план рекламной кампании (выбор каналов, сроки проведения, исполнители, бюджет).

Оценка рисков.

При разработке бизнес-плана необходимо оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления данных мероприятий, т.е. провести просчет рисков. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками.

Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов.

Главное тут – не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев до второго знака после запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент, их возникновения. А затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Ассортимент рисков весьма широк: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебании валютных курсов. Конечно, вероятность каждого типа риска различна, так же, как и сумма убытков, которые они могут вызвать. От маркетолога требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись. После этого можно ответить на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ этот должен состоять из двух разделов: в первом из которых необходимо указать организационные меры профилактики рисков, а во втором - программу страхования от рисков, т.е. разработать компенсационные мероприятия. Например, при риске сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих можно проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью автомобильного транспорта.

Поэтому значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка производится по стадиям выполнения проекта:

1) подготовительной;

2) строительства;

3) функционирования.

После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющий его уменьшить. Эффективность разрабатываемых мер во многом зависит от правильной классификации рисков, т.е. разделения рисков на конкретные группы по определенным признакам.

По характеру воздействия риски делятся на простые и составные.

Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой.

Простые риски определяются полным перечнем не пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других.

В связи с этим:

- первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков;

- второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей совокупности;

- третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящихся к каждому простому риску;

- четвертая задача - дать балльную оценку наступления риска по всем стадиям проекта.

Заключение – по результатам перечисленных разделов бизнес-плана дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта. Все разделы должны быть органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий.

Вступительное слово от Рогинкина М.Е.

Друзья мои!

Все материалы в данном раздаточном материале носят рекомендательный характер. Прошу относиться ко всем формам, структурам, условиям и прочему спокойно, без ажиотажа и неистребимого желания сделать все до последнего пункта в соответствии с теми или иными указаниями.

Все это – вам в помощь, а не директивные требования сделать только так, и никак иначе.

Если говорить о малом предпринимательстве, то ваши бизнес-планы могут иметь облегченный характер. Не надо описывать рынок хлебобулочных изделий от Москвы до Владивостока, если вы собираетесь поставить хлебную палатку в своем микрорайоне.

И конкурентов рассматривайте у себя под боком; в этом случае подобного рода магазины в других районах города тоже не конкуренты вам.

Пример: Бизнес-план кафе «Вариант».

Небольшой такой и довольно скромно написанный. Но понятный, отражающий суть.

На что я бы советовал обратить внимание, так это на финансовые расчеты. Они должны быть, и желательно – корректные. Их можно сделать в Excel.

При этом можно рассмотреть 3 варианта (если уж есть форма, то несложно подставить разные данные):

- оптимистический;

- пессимистический;

- реальный (что-то посерединке).

Показать срок окупаемости, иные финансовые показатели (если получится).

Хотя за всеми этими мудреными показателями стоят формулы, а формулы – они и есть формулы: подставляем числа – получаем результат.

В общем, без фанатизма!

Что еще важно: что за Продукт (Товар или Услугу) вы предлагаете, какими потребительскими свойствами он обладает (какую потребность удовлетворяет)?

Кто ваши потребители?

Просегментируйте!

Выберите целевую группу (целевую аудиторию, целевой сегмент )!

Позиционируйтесь! Т.е. определите кто вы на рынке, в чем ваша особенность, особенность вашего Товара/Услуги, почему потребители пойдут именно к вам. Если возможно выделить УТП (уникальное торговое предложение), то это неплохо.

Расскажите, как собираетесь организовать бизнес, кого возьмете на работу – какова ваша команда (это один из главных показателей).

Если вы уже ведете бизнес, смело ссылайтесь на свой опыт, на свою статистику, свои стандарты обслуживания и т.д., и т.п.

Да, кстати: при проведении маркетинговых исследований очень хорошо принимаются самостоятельно проведенные – например, опрос жителей микрорайона, где им удобно видеть тот самый хлебный ларек, какими критериями они руководствуются при выборе хлеба и т.д. Составить необременительную анкету (несколько вопросов) и провести такое анкетирование несложно, недорого и недолго. А эффект хороший!

По рискам: очень не заморачивайтесь!

Большую математику не подводите тоже. Опыт показывает, что все эти замечательные, выверенные расчеты при столкновении с чем-то непредвиденным (как это и случается в жизни) не помогают.

Вот описать риски надо! И как будете эти риски минимизировать. Лучше, конечно, вовсе избегать…

Ну, комплекс маркетинга описать – святое дело.

Далее – к текстам! У нас еще будут занятия, сможем ваши бизнес-планы подкорректировать. Успехов!

Материал 1. Что такое бизнес-план и зачем он нужен.

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Это образ, модель бизнеса, выраженная на бумаге. То, что у вас есть сейчас. То, что вы хотите достичь через три года. То, каким образом вы будете двигаться к поставленным целям. Бизнес-план это ваш путь и ваши ориентиры на пути к успеху в бизнесе. Это ваша лоцманская карта, которая поможет вашему предприятию не сесть на мель у побережья и удачно выйти на просторы большого бизнеса и больших денег.

Выгоды от бизнес-планирования.

1. Прогнозирование будущего.

Бизнес-план жизненно необходим для более эффективного управления вашим бизнесом. Вы станете более полно понимать бизнес, который ведете и что необходимо для его улучшения. Бизнес-план поможет детализировать различные сценарии, определить цели и выявить ресурсы для достижения этих целей.

2. Поможет развиться вашему бизнесу.

Грамотно разработанный бизнес-план может помочь получить дополнительное финансирование в виде кредита банка или средств инвесторов.

3. Поможет выбрать определенный путь развития.

Бизнес-план поможет предприятию оценить все возможности развития и выбрать тот, который будет максимально эффективен, для достижения поставленный целей.

4. Поможет в управлении денежными потоками.

5. Поможет правильно оценить бизнес.

Бизнес-план – эффективный инструмент для правильной оценки бизнеса с целью привлечения инвесторов или продажи.

6. Поможет удостовериться, что вы делаете все правильно.

Бизнес-план поможет правильно определить порядок действий, важность и последовательность шагов.

На какие вопросы должен ответить бизнес-план.

1. Какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

2. Каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

3. Какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

4. Сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;

5. Каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

6. Какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;

7. Какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

8. Каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Каким должен быть бизнес-план.

Бизнес-план должен отвечать определенным стандартным требованиям. Он должен включать несколько специализированных разделов, перечень которых более или менее стандартен.

Типичный бизнес-план может состоять, например, из следующих разделов:

- характеристика отрасли,

- исследование и анализ рынка,

- экономика предприятия,

- план маркетинга и сбыта,

- план технической доработки продукции,

- управленческая команда,

- план привлечения и использования инвестиций,

- финансовый план.

Бизнес-план вашего предприятия должен быть кратким и лаконичным, легко читаться. Если он написан энергичным, живым языком, то имеется больше шансов привлечь и заинтересовать инвестора. Текст может быть проиллюстрирован графическим материалом и диаграммами.

Материал 2. Структура бизнес-плана.

Резюме.

Содержит краткую информацию об основных положениях проекта, подытоживает бизнес-план, но является первичным источником информации для пользователя.

Резюме обычно содержит следующую информацию:

- Название инвестиционного проекта и его цель.

- Инициатор и другие участники проекта.

- Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.

- Срок реализации проекта.

- Суть проекта и текущее состояние.

- Этапы реализации проекта.

- Источники финансирования проекта.

- Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.

- Выводы.

Сведения о компании

Данный раздел носит ознакомительную функцию для пользователя с рассматриваемой компанией и содержит в себе следующую информацию:

2.1. Наименование предприятия-инициатора, форма его собственности, организационно-правовая форма, дата регистрации, номер свидетельства о регистрации.

2.2. Профиль деятельности предприятия-инициатора, характеристики его положения на рынке.

2.3. Уставный капитал, учредители и их доли в уставном капитале.

2.4. Руководители предприятия, имеющие право подписи финансовых документов, их возраст, образование, стаж работы.

2.5. Основные технико-экономические показатели (объем производства, численность работающих, стоимость и структура активов).

2.6. Наименование аудиторов и дата последней аудиторской проверки.

2.7. Полные реквизиты предприятия-инициатора проекта.

Цели и задачи проекта

Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа.

Наши рекомендации