Распределение туристского потенциала России по экономическим районам

  Экономические районы Емкость рекреационно-познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ресурсов Вместимость материальной базы
  млн. чел. дн. в г. % млн. чел. дн. в г. % млн. чел. дн. в г. %
1. Северный 8,1 3,1 27,3 8,0 49,6 4,0
2. Северо-Западный 42,1 15,9 15,6 4,6 92,9 7,8
3. Центральный 102,0 38,5 38,0 11,3 291,9 24,4
4. Волго-Вятский 13,6 5,1 13,7 4,0 54,0 4,5
5. Центрально- Черноземный 13,8 5,2 2,5 0,7 36,6 3,1
6. Поволжский 14,4 5,4 23,5 7,0 100,9 8,4
7. Северо-Кавказский 36,5 13,8 55,2 16,4 211,7 17,7
8. Уральский 10,3 3,9 30,2 9,0 123,4 10,3
9. Западно- Сибирский 9,7 3,6 24,4 7,2 91,9 7,7
10. Восточно- Сибирский 8,6 3,2 47,9 14,4 64,4 5,4
11. Дальне- восточный 4,4 1,7 55,6 16,5 66,2 5,5
Итого 263,5 100,0 333,9 100,0 1183,5 100,0

При этом необходимо учесть, что наличие туристско-рекреационного потенциала еще не определяет возможность и необходимость строительства предприятий туристского бизнеса. Для развития туризма данный потенциал является необходимым, но не единственным фактором. Нужен также спрос на услуги, предоставляемые туристско-рекреационным хозяйством, материальные и финансовые ресурсы, транспортные и энергетические коммуникации, трудовые ресурсы и т.д. Эффективное освоение туристско-рекреационных возможностей может быть успешным только при наличии выше перечисленных факторов, тогда эти ресурсы являются предпосылками для развития туризма и смежных отраслей.

По мнению многих ученых, занимающихся проблемами развития туризма, Россия располагает значительным туристским потенциалом и в стране есть все ресурсы, необходимые для успешного устойчивого развития. Однако существует и другая оценка туристских ресурсов России, ставящая под сомнение данное утверждение. В качестве доказательства приводятся следующие доводы:

v в России не принята единая терминология, соответствующая международной, и не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов;

v после распада СССР Россия потеряла около 1/3 высокоактивных и ранее доступных туристских ресурсов;

v часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, временно не учитывается в едином туристском пространстве России;

v многие туристские ресурсы РФ, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене;

v значительная часть нашей страны находится в зоне мало комфортного климата;

v в целом крайне неблагоприятна экологическая обстановка в крупных и средних городах – центрах туризма.

Несмотря на огромную территорию страны, емкость благоприятных, доступных, экологически чистых туристских ресурсов весьма скромная. Они расположены в основном в Европейской части России. Благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают лишь 8-11% территории РФ, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства[7].

Таким образом, обладая огромным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем значительного туристского ресурсного потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь 1/10 часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, привлекательны, но испытывают рекреационные нагрузки, превышающие предельно допустимые и в ряде случаев сильно загрязнены. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы безопасности развития туризма и сохранения туристских ресурсов.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта в международном и внутреннем туризме, а также уровня необходимых затрат времени средств туристов на путешествие по данному региону.



Наши рекомендации