Тема 1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации.
Тема 1. Финансовые отношения организаций и принципы их организации. Роль финансов в деятельности организации.
Вопросы
1.Сущность и функции финансов организации (предприятия).
2.Принципы организации финансов предприятия.
3.Финансовые ресурсы предприятия.
4. Финансовый механизм предприятия
1. Сущность и функции финансов организации (предприятия)
Предприятия (организация) – самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица (ЮЛ), занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой – обеспечение оющественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
ЮЛ подлежит обязательной гос. регистрации и действует на основании учредительных документов.
В зависимости от цели создания и деятельности ЮЛ подразделяются на: коммерческие и некоммерческие.
Основная цель коммерческой организации – осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций:
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО);
- ОАО и ЗАО.
- Производственный кооператив (артель);
-Унитарные предприятия
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
- Потребительского кооператива;
- Общественной и религиозной организации;
- Фондов;
-Государственной корпорации;
- Некоммерческого партнерства;
- Учреждения;
Некоммерческие организации получают финансирование из различных бюджетов или за счет взносов учредителей.
Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых организацией в целях осуществления всех видов деятельности.
Источникам финансовых ресурсов предприятия являются:
- собственные средства
1) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;
2) прибыль;
3) амортизационные отчисления
4) устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) — переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.
- заемные(поступления денежных средств от финансово-банковской системы).
1) кредиты банков;
2) займы, предоставленные другими организациями;
3) коммерческий кредит;
4) средства от выпуска и размещения облигаций;
5) лизинг;
6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, и др.
4. Финансовый механизм предприятия
Вопросы для контрольной проверки
- Что такое предприятие и его основные признаки?
- Дайте определение категории «Финансы предприятий».
- Назовите финансовые отношения, определяющие содержание финансов предприятий.
- Каковы основные функции финансов организаций?
- Назовите основные принципы организации финансов предприятий.
- Дайте определение понятию «финансовые ресурсы» и охарактеризуйте их структуру.
- Охарактеризуйте финансовый механизм предприятия.
- Какие факторы оказывают влияние на организацию и структуру финансовых служб предприятия?
Вопросы для контрольной проверки
1.Финансы коммерческих организаций.
2. Финансы некоммерческих организаций.
Тема 3. Финансовый менеджмент на предприятии, его содержание
И механизм функционирования
Вопросы
1. Финансовый менеджмент: цели и содержание.
2. Финансовые риски. Виды рисков.
3.Задачи антикризисного управления
- Финансовый менеджмент: цели и содержание.
Менеджмент –совокупность принципов, форм, приемов и методов управления предприятием.
Финансовый менеджмент – это система управления финансовыми ресурсами предприятия.
В качестве основного объекта управления выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия..
Субъект управления воздействует на объект с помощью функций управления (анализ, планирование, учет, контроль, регулирование).
Субъектом управления -финансовая дирекция и ее отделы, а также финансовые менеджеры. Основной целью финансового менеджмента является повышения конкурентных позиций предприятия через механизм формирования и эффективного использования прибыли.
Цель эффективного финансового менеджмента – максимизация экономического результата деятельности предприятия, обеспечение конкурентоспособности на рынке, наилучшее использование имеющихся источников финансирования и привлечение новых для достижения поставленных задач, оптимизация структуры активов компании, обеспечение стабильности компании в обозримом будущем.
- Финансовые риски. Виды рисков
Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рискам.
Производственный риск – это риск, обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса. Решение собственника вложить свой капитал в конкретный вид бизнеса. Если выбор бизнеса окажется неудачным, то собственники могут понести финансовые потери.
Финансовый риск – риск, обусловленный структурой источников средств. Он определяет рискованность привлечения тех или иных источников финансирования деятельности предприятия, чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска.
Инфляционный риск – инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности, удешевлению капитала предприятия.
Процентный риск – риск потерь в результате изменения процентных ставок.
Валютный риск– вероятность потерь в результате изменения валютного обменного) курса.
Транзакционный риск – операционный риск. Этот риск наиболее распространенный. Например, поставщик может нарушить сроки поставок, дебитор задержать оплату счета, приобретенный актив может обесцениться и т.д.
- Задачи антикризисного управления
Антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:
· Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой деятельности.
· Устранение неплатежеспособности предприятия. Устранение неплатежеспособности должно осуществляться не столько за счет «латания дыр», сколько путем устранения причин ее генерирующих.
· Восстановление финансовой устойчивости предприятия. В первую очередь должна обеспечиваться оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков.
· Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия в процессе антикризисного финансового управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).
Вопросы для с контрольной проверки
1. Финансовый менеджмент: цели и содержание.
2. Система формирования финансовых показателей и их использование в финансовом управлении.
4. Виды рисков.
3. Задачи антикризисного управления.
Вопросы для контрольной проверки
- Охарактеризуйте экономическую сущность капитала организации. Какие подходы к определению этой категории Вы знаете?
- Назовите основные признаки, лежащие в основе классификации капитала.
- Охарактеризуйте элементы собственного капитала организации.
- Определите понятие и классификацию заемного капитала.
- Назовите преимущества и недостатки использования заемного капитала в качестве источника финансирования деятельности предприятия.
- В чем состоит сущность эффекта финансового рычага (левериджа)?
Вопросы для контрольной проверки
1. Дайте определение понятию «себестоимость продукции».
2. 3. Какие методы калькулирования себестоимости Вам известны?
4. Какие факторы влияют на себестоимость продукции? Каковы основные направления снижения себестоимости продукции?
Вопросы для контрольной проверки
1. Дайте определение прибыли предприятия и перечислите функции прибыли как экономической категории.
2. Какие виды прибыли Вы знаете? Как они увязаны между собой?
3. Охарактеризуйте механизм формирования и использования чистой прибыли организации.
4. В какой форме бухгалтерской отчетности представлена нераспределенная прибыль? Что отражает этот показатель?
5. Какова система показателей рентабельности?
Таблица - Воздействие некоторых положений учетной политики на финансовое положение организации
Элемент учетной политики | Допустимые варианты | Воздействие на финансовое положение |
1. Порядок признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) | 1. Кассовый метод 2. Метод начисления | Первый метод обеспечивает большую финансовую устойчивость, однако ведет к недостоверности определения прибыли, т.к. расходы начисляются и учитываются в том периоде, когда они возникают, а выручка учитывается на момент оплаты и зачастую в другом отчетном периоде При втором методе у организации возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, которая не обеспечена реальными деньгами. Это может привести к финансовым затруднениям |
2. Вариант учета затрат на производство | 1. Деление затрат отчетного периода на прямые и косвенные с включением последних в фактическую себестоимость и определением полной фактической себестоимости 2. Деление затрат на переменные и постоянные и определением неполной себестоимости | Принципиальное различие вариантов состоит в том, что второй предполагает четкое деление затрат на переменные и постоянные. Наличие информации о последних позволяет эффективно управлять производственным риском организации, а следовательно, и доходностью |
3. Способ (база) распределения косвенных затрат между объектами калькулирования | 1. Прямые материальные затраты 2. Заработная плата основных производственных рабочих 4.Сумма прямых затрат и т.д. | Способ распределения оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции |
4. Порядок начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств в бухгалтерском учете | 1. Линейный способ 2. Способ уменьшаемого остатка 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) | Применение ускоренных методов амортизации уменьшает прибыль до налогообложения и соответственно сумму налога на прибыль |
5. Оценка незавершенного производства | 1. Оценка по нормативной (плановой) производственной себестоимости 2. Оценка по прямым статьям затрат 3. Оценка по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов 4. Оценка по фактической производственной себестоимости | Чем выше стоимость незавершенного производства, тем ниже стоимость готовой продукции и выше прибыль и, следовательно, налог на прибыль и, наоборот |
6. Перечень резервов предстоящих расходов | 1. Создавать резервы с приведением их перечня 2. Не создавать резервы | Образование резервов способствует равномерности отнесения соответствующих затрат на себестоимость продукции, что существенно влияет на прибыль организации |
2. Методы планирования прибыли: метод прямого счета, аналитический метод.
Процесс планирования прибыли нацелен на выявление внутрихозяйственных резервов на основе более рационального использования производственных фондов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов.
Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Поэтому в процессе планирования финансовых результатов особое место отводится определению прибыли от реализации продукции (работ и услуг). Другой показатель - прибыль от прочей реализации.
К традиционным методам планирования прибыли относятся:
а) метод прямого счета;
б) аналитический метод.
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития предприятия. Сущность метода прямого счета состоит в том, что плановая прибыль от реализации товарной продукции определяется как разность между планируемой выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализуемой продукции. При этом выручка исчисляется в тех ценах, по которым предприятие реализует продукцию (за вычетом НДС и акцизов).
Таким образом, планируемый размер прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно рассчитать по следующей формуле:
Пр = Вр - Сп,
где, Пр — планируемая величина прибыли от продаж;
Вр — планируемая выручка от реализации продукции;
Сп — планируемая полная себестоимость реализуемой продукции, включая коммерческие и управленческие расходы.
Методом прямого счета прибыль планируют как в разрезе ассортимента выпускаемой продукции, так и на весь объем реализуемой продукции. Основой расчета в первом случае является развернутый план выпуска продукции по всей номенклатуре, полная плановая себестоимость каждой единицы изделий и цена реализации (отпускная цена предприятия) за единицу.
Для определения общей суммы прибыли от реализации продукции необходимо знать сумму прибыли, приходящуюся на остатки нереализованной продукции в плановом году. Расчет плановой прибыли от реализации продукции примет вид:
Пр = П1 + Пт - П2,
где, П1 и П2 - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода;
Пт — прибыль по товарному выпуску планируемого периода (года), планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Определение прибыли в переходящих товарных остатках имеет некоторые особенности. Ассортиментного учета по товарам, отгруженным, но не оплаченным покупателями, не ведется. Поэтому прибыль по входным и выходным остаткам товарной продукции исчисляется по всей их совокупности. Кроме того, складские товарные остатки на начало и конец планируемого периода учитываются по производственной себестоимости, т.е. без внепроизводственных расходов. В связи с этим, прибыль по переходящим товарным остаткам определяется как разность между их величиной в ценах реализации и по производственной себестоимости.
При определении общего размера плановой прибыли необходимо учесть и прибыль от прочих операций (сальдо прочих доходов и расходов).
Метод прямого счета прибыли по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Он позволяет весьма точно определить прибыль. Однако для этого к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость, предельно точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плановом году.
К числу недостатков метода прямого счета можно отнести то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на изменения прибыли в плановом году. Этот недостаток может быть устранен применением аналитического метода планирования прибыли.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия.
Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:
а) определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (П0) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (С0), т. е. Рб = П0 / С0;
б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, т. е. Пр = Сп × Рб;
в) учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т. п.;
г) расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат — прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).
План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.
В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:
Пв = Т × (100 - 3) / 100,
где, Пв — прибыль от выпуска товарной продукции;
Т — выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году);
З — затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.
Пример. Выпуск товарной продукции на предприятии в отпускных ценах предусмотрен на планируемый год в объеме 12 500 тыс. руб. Затраты на рубль товарной продукции за отчетный год сложились в размере 93,75 коп. Определите плановую величину прибыли товарного выпуска продукции на основе показателя затрат на рубль товарной продукции.
Решение.
Сумма прибыли от выпуска товарной продукции составит:
Пв = 12 500 000 × (100 - 93,75) : 100 = 781 250 руб.
Вопросы для контрольной проверки
1.Влияние учетной политики предприятия на финансовый результат его деятельности.
2. Метод прямого счета планирования прибыли, аналитический метод.
3. Аналитический метод планирования прибыли.
Пример. Величина постоянных затрат на выпуск и реализацию продукции составляет 1,2 млн. руб., цена единицы продукции — 135 руб. Плановый размер переменных затрат на единицу продукции равен 50 руб.
Определите:
Решение.
Подставим данные в формулу, приведенную выше:
ОПmin = 1 200 000 / (135 - 50) = 14 118 ед.
Выручка min = ОП min × Цена = 14 118 × 135 = 1 905 930 руб.
2) минимальный объем реализации продукции в натуральном выражении для получения прибыли в 100 000 руб.
Решение.
В данном случае базовая формула, используемая для расчета точки безубыточности, несколько трансформируется:
ОП = (ПтЗ + Плановая Прибыль) / (Цена - ПрЗ на ед.)
ОП = (1 200 000 + 100 000) / (135 - 50) = 15 294 ед.
3) минимальный объем реализации продукции в натуральном выражении для получения рентабельности продаж в 20%.
Решение.
В данном случае базовая формула, используемая для расчета точки безубыточности, несколько трансформируется:
ОП = ПтЗ / (Цена - Рентабельность продаж × Цена - ПрЗ на ед.)
ОП = 1200 000 / (135 - 20% × 135 - 50) = 1200 000 / 58 = 20690 ед.
Для торговых предприятий расчет точки безубыточности проводится по следующей формуле:
ОП min = ПтЗ / Маржа (в % от отпускной цены),
где ОПmin — точка безубыточности в стоимостном выражении;
ПтЗ — постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия.
Запас финансовой прочности — это величина, показывающая, насколько предприятие может позволить себе сократить объем продаж продукции, не неся при этом убытков.
Запас финансовой прочности = (ОПплан - ОПmin) / ОПплан,
где, ОПmin — точка безубыточности;
ОПплан — плановый объем продаж.
Чем больше запас финансовой прочности, тем прочнее финансовое положение организации и тем меньше риск потерь для нее.
Пример. Определите запас финансовой прочности, если плановый объем продаж составил 1200 тыс. руб., постоянные затраты равны 100 тыс. руб., средняя маржа (в % от отпускных цен) — 10%. Отпускная цена единицы продукции — 1100 руб.
Решение.
Рассчитаем точку безубыточности:
ОП min = 100 тыс. руб. / 0,1 = 1 000 тыс. руб.
Далее рассчитаем запас финансовой прочности, подставив в формулу соответствующие данные:
Запас финансовой прочности = (1200 тыс. руб. - 1000 тыс. руб.) / 1200 тыс. руб. = 0,167 или 16,7%
Таким образом, предприятие не понесет убытков, если выручка упадет максимум на 16,7%.
Вопросы для контрольной проверки
1.Понятие анализа безубыточности.
2. Инструментарий и приемы анализа безубыточности.
3. Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный рычаг (операционный леверидж).
4.Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж.
Вопросы для контрольной проверки
1. Какова экономическая сущность оборотных средств предприятий?
2. Какие основные признаки классификации оборотных средств предприятий Вы знаете?3. Назовите состав оборотных производственных фондов.
5. Какие основные факторы влияют на состав и структуру оборотных средств предприятий?
6. Какие показатели используются для оценки эффективности использования оборотных средств организации?
- Что такое собственный оборотный капитал? Как его рассчитать?
8. Назовите основные факторы, способствующие ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия.
9. Что такое производственный и финансовый цикл? Каковы пути сокращения их длительности?
Вопросы для самопроверки
- Что входит в состав внеоборотных активов?
- В чем заключается экономическая сущность понятия «основные средства»?
- Назовите основные признаки классификации основных средств.
- Какие виды денежной оценки основных средств Вы знаете?
- Назовите основные показатели эффективности использования основных средств.
- Назовите основные источники воспроизводства основных фондов.
Вопросы для контрольной проверки
1.Что такое амортизация?
2. Амортизационные отчисления. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации.
2. В чем заключается суть линейного способа начисления амортизации?
3.В чем заключается суть начисления амортизации способом уменьшаемого остатка?
4. В чем заключается суть начисления амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования?
5.В чем заключается суть начисления амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)?.
3. Расчет сумм амортизации в целях налогообложения
Вопросы для контрольной проверки
Таблица - Расчет относительных показателей для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия
Наименование показателя | Значение | Методика расчета |
1. Коэффициент текущей ликвидности (от 1 до 2—2,5) | Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция | Оборотные активы / Краткосрочные обязательства |
2. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (от 0,5 до 0,8) | Анализируя динамику этого коэффициента необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности связан с ростом неоправданной дебиторской задолженности, это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность до 12 мес.) / Краткосрочные обязательства |
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (от 0,15 до 0,2—0,5) | Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно | (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства |
4.Оценка финансовой устойчивости, предприятия.
Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
Таблица - Показатели для расчета степени финансовой устойчивости и финансового риска
Наименование показателя | Значение | Методика расчета |
1. Коэффициент финансовой автономии (или независимости) | Удельный вес собственного капитала в его общей сумме пассивов. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчивым, стабильным и независимым от внешних кредитов является предприятие | Собственный капитал / Валюта баланса |
2. Коэффициент финансовой зависимости | Доля заемного капитала в общей валюте баланса. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия | Заемный капитал / Валюта баланса |
3. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) | Отношение собственного капитала к заемному капиталу | Собственный капитал / Заемный капитал |
4. Коэффициент маневренности собственного капитала | Какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована | Собственный оборотный капитал / Собственный капитал |
5. Оценка рентабельности деятельности предприятия.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.
Таблица - Расчет показателей рентабельности предприятия
Наименование показателя | Значение | Методика расчета |
Рентабельность продаж | Сколько прибыли организация получает с 1 рубля выручки. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции | Прибыль от продаж / Выручка от продаж |
Рентабельность продукции | Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат, или эффективность затрат на производство и реализацию продукции. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции | Прибыль от продаж / Себестоимость проданных товаров |
Рентабельность активов | Сколько прибыли организация получает с каждого рубля вложенных средств | Прибыль до налогообложения / Активы |
Рентабельность собственного капитала | Сколько прибыли организация получает с каждого рубля вложенных собственных средств. Значение этого показателя можно сравнивать с доходностью альтернативных вложений | Чистая прибыль / Собственный капитал |
Вопросы для контрольной проверки
1.Виды финансового анализа на предприятии. Бухгалтерская отчетность как основной источник информации для оценки финансового состояния.
2. Оценка имущественного положения предприятия.
3.Оценка ликвидности, платежеспособности предприятия.
4.Оценка финансовой устойчивости, предприятия.
5. Оценка рентабельности деятельности предприятия.
Таблица - Группировка объектов учета в соответствии с угрозой банкротства
Группа | Описание | Признаки |
Платежеспособные объекты учета, которые имеют возможность в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности или за счет своего ликвидного имущества | Степень платежеспособности по текущим обязательствам ≤ 6 месяцам и (или) коэффициент текущей ликвидности ≥ 1 | |
Объекты учета, не имеющие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения своей платежеспособности | Степень платежеспособности по текущим обязательствам > 6 месяцев и одновременно коэффициент текущей ликвидности < 1 | |
Объекты учета, имеющие признаки банкротства | Объект учета имеет задолженность по денежным обязательствам и (или) уплате обязательных платежей, просроченную > 6 месяцев | |
Объекты учета, у которых имеется непосредственная угроза возбуждения дела о банкротстве | В отношении объекта учета приняты решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества либо кредиторами направлен (предъявлен к исполнению) исполнительный документ в службу судебных приставов для взыскания задолженности за счет имущества, в случае если требования к объекту составляют не менее 500 000 рублей | |
Объекты учета, в отношении которых арбитражным судом принято к рассмотрению заявление о признании такого объекта учета банкротом | В отношении объекта в арбитражный суд подано заявление о признании его банкротом или арбитражным судом введена процедура банкротства |
3. Модели, позволяющие дать с определенной степенью вероятности оценку возможного банкротства предприятия.
Наиболее распространенными методами оценки вероятности и прогнозирования банкротства являются модели, позволяющие дать с определенной степенью вероятности оценку возможного банкротства предприятия.
Один из примеров такой модели Z-анализ Э. Альтмана (1968 г.)
При построении модели Э. Альтман обследовал 66 фирм (половина из которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 г., а половина работала успешно) и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть использованы для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых для прогноза и построил многофакторное уравнение. Модель Альтмана выглядит следующим образом (здесь приводится оригинальная модель для предприятий, акции которых котировались на фондовом рынке США):
Z= 1,2 × Х1+ 1,4 × Х2 + 3,3 × Х3 + 0,6 × Х4 + 0,999 × Х5.
Переменные для уравнения Z-оценки рассчитываются следующим образом:
Х1 = Текущие активы / Активы;
Х2 = Нераспределенная прибыль / Активы;
Х3 = Прибыль до налогообложения и выплаты процентов / Активы
Х4 = Рыночная стоимость собственного капитала / Активы
Х5 = Выручка от реализации / Активы.
Точность модели 95%, если прогноз на горизонте 1 года, 83% — на 2 года.
Правило разделения фирм на группы успешных и потенциальных банкротов следующее:
если Z < 2,675, фирму относят к группе потенциальных банкротов;
если Z > 2,675, фирму относят к группе успешно функционирующих (с устойчивым финансовым положением).
Безусловно, данная модель не может служить заменой качественной оценки финансовой деятельности организаций, ибо ей присущ ряд недостатков, связанных со спецификой российской действительности и отсутствием статистического материала о предприятиях-банкротах. Кроме того, расчет индекса по Альтману в законченном виде возможен лишь для акционерных обществ, котирующих свои акции на фондовых биржах. Это, в частности, касается прежде всего переменной Х4, где в числителе должна быть величина рыночной стоимости собственного капитала. Однако она может использоваться как дополнение к другим методам диагностики банкротства или как ориентир, дополненный при этом системой неформальных критериев.
Для диагностики угрозы банкротства с учетом российской специфики можно использовать двухфакторную модель оценки угрозы банкротства:
Z= -0,3877 + (-1,0736) × Ктл + 0,579 × Кз,
где, Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
Кз — доля заемных средств в общем объеме пассивов.
Если Z = 0, то вероятность банкротства = 50%
Если Z < 0, то вероятность банкротства < 50% и далее снижается по мере уменьшения значения z.
Если Z > 0, то вероятность банкротства > 50% и возрастает.
«Плюсы» данной модели: простота и возможность применения в условиях ограниченного объема информации об организации.
«Минусы» — не обеспечивает высокую точность прогноза банкротства, т.к. не отражаются показатели рентабельности, эффективности использования активов.
Вопросы для контрольной проверки
1. Методы прогнозирования несостоятельности (банкротства) организацииФакторные модели прогнозирования стратегического развития организации
2. Критерии финансовой несостоятельности
3. Модели, позволяющие дать с определенной степенью вероятности оценку возможного банкротства предприятия
Вопросы для контрольной проверки
1. Что такое денежный оборот на предприятии?
2. Принципы организации безналичных расчетов.
3. Какие формы безналичных расчетов Вам известны?
Тема 17. Финансовое планирование на предприятии. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
Вопросы
1.Сущность и значение финансового планирования.
2.Перспективное финансовое планирование.
3.Текущее финансовое планирование (бюджетирование).
4.Оперативное финансовое планирование.
1. Сущность и значение финансового планирования
Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.
Основные задачи финансового планирования деятельности организации:
· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;
· определение путей эффективного вложения капитала, степени рационального его использования;
· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособн