Определение стоимости и доходности ценных бумаг.

При оценке акций с целью купли-продажи определяют их рыночную стоимость, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

Инвестиционная стоимость отличается от рыночной индивидуальными предпочтениями инвестора. Внутренние возможности актива отражает его фундаментальная стоимость, которая в сравнении с рыночной стоимостью дает аналитикам и инвесторам сведения о том, какие именно акции следует приобретать, а какие – продавать. Если фундаментальная стоимость выше рыночной, то акции целесообразно покупать.

В момент покупки обычно известна только начальная стоимость актива, а конечная стоимость и текущий доход за период являются неопределенными. Для преодоления неопределенности при инвестировании средств в акции разработан ряд подходов к оценке их стоимости:

♦ метод капитализации чистой прибыли;

♦ метод капитализации дивидендов;

♦ метод капитализации денежных потоков.

В наиболее общем виде определение стоимости может быть выражено формулой:

P = D/K,

где P – настоящая стоимость будущего дохода; D – ожидаемый доход; K– норма капитализации.

Принятие решений о приобретении акций строится на прогнозировании их рыночной цены, опирающемся на два подхода: фундаментальном и техническом. Фундаментальный анализ основывается на изучении показателей деятельности предприятия-эмитента и факторов, определяющих его развитие. Технический анализ связан с изучением динамики цен на акции, объема их продаж и прочими рыночными индикаторами, которые помогают определить наиболее благоприятный момент совершения операций покупки-продажи ценных бумаг.

Главная цель инвестора – достичь оптимального соотношения между риском и доходом. По мере снижения риска, который характерен для данной ценной бумаги, растет ее ликвидность и падает доходность.

Ликвидность – способность финансового актива быстро превращаться в деньги для достижения конкретной цели инвестора.

Доходность – способность фондового инструмента приносить инвестору приемлемый уровень прибыльности на вложенный капитал. Доходы от финансовых инвестиций могут представлять собой либо текущие поступления (дивиденды, проценты), либо прирост капитала в форме будущего дохода, который может быть реализован только при продаже соответствующего актива.

Показатели доходности используются для обоснования решений о целесообразности приобретения или выпуска акций и облигаций, привлечения кредитов и т. п. Исходная формула расчета доходности может быть представлена:

где d – доход, генерируемый активом (дивиденд, процент, прирост капитализированной стоимости); CI – величина инвестиций в актив.

В финансовом менеджменте используются следующие виды показателей доходности: фактическая доходность, которая рассчитывается на основе фактически полученных данных и имеет значение лишь для ретроспективного анализа; ожидаемая доходность, рассчитываемая на основе прогнозных данных в рамках имитационного перспективного анализа и используемая для принятия решения о целесообразности приобретения тех или иных ценных бумаг.

Алгоритм расчета доходности актива может представлен следующим образом:

где dt – общая доходность; ds – текущая доходность; dc – капитализированная доходность; P0 – цена приобретения актива; Pm – ожидаемая цена реализации актива; I – регулярный доход от использования актива, полученный в виде процентов или дивидендов.

В соответствии с приоритетом в удовлетворении претензий по ценным бумагам и степенью гарантированности, а также величиной процентных выплат по ним определяется зависимость доходности от риска.

Рискованность актива характеризуется степенью вариабельности дохода (или доходности), который может быть получен благодаря владению данным активом. Для измерения риска финансовых активов используются ряд статистических коэффициентов, в частности: размах вариации, дисперсия, среднеквадратичное отклонение, называемое иногда стандартным, и коэффициент вариации. Самый низкий риск и относительно низкая норма доходности характерны для краткосрочных государственных облигаций, наиболее значительный риск свойствен обыкновенным облигациям и производным ценным бумагам.

15. Определение финансового результата методом «затраты-выпуск»

16. Определение финансового результата от реализации продукции (работ и услуг).

Выручка, поступившая на счета предприятия и в кассу, как правило, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии. Из нее производятся отчисления налогов в бюджеты и отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы, возмещается амортизация и производятся другие расходы. Величину выручки от продаж продукции в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле:

В = В1 + Вт – В2 + ΔЦп,

где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в планируемом периоде; В1

– остатки нереализованной продукции на начало года в оптовых ценах предприятия; Вт –

товарный выпуск продукции в оптовых ценах предприятия в планируемом году; В2 – остатки

нереализованной продукции на конец года в оптовых ценах предприятия; АЦп – изменение

цен реализации от свободных отпускных оптовых цен предприятия.

Указанное изменение прогнозируется на основе данных за отчетный год:

♦ определяется сумма отклонения фактически полученной нетто-выручки (ф. № 2

Отчет о прибылях и убытках) от фактического объема реализации в свободных оптовых ценах предприятия (товарный баланс);

♦ рассчитывается коэффициент отклонений фактически полученной выручки от обьема реализации – ΔЦф/V, где V – фактический обьем реализации в оптовых ценах в отчетном году;

♦ рассчитывается изменения цен реализации в планируемом году:

ΔЦп = ΔЦф/V Ч (В1 + Вт – В2).

Учитывая временные расхождения между движением материальных ценностей (продукции) и движением денежных средств (оплата отгруженной продукции) и необходимость прогнозирования притоков и оттоков денежных средств, целесообразно в остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года включать не только остатки готовой продукции на складе, но и продукцию отгруженную, но не оплаченную.

Очевидно, что объем реализации продукции зависит от ряда факторов, а именно от объема выпуска товарной продукции.

Необходимо обратить внимание на формы расчетов, предусмотренные в договорах. На состояние реализации в условиях рынка активное влияние оказывают маркетинговая политика предприятия, развитие дилерской сети, оптимальное использование посреднических фирм, грамотное проведение рекламных кампаний, PR-акций и др.

При изучении распределения (использования) выручки следует учесть, что основная ее часть направляется на возмещение затрат, включенных в полную себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы и др.). Третья часть выручки представляет собой прибыль предприятия, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении собственника предприятия и направляется на цели, определенные стратегией развития предприятия.

Планирование объема продаж (объема реализации продукции, работ, услуг) основывается на результате анализа как внутрифирменной информации (оценки будущего объема продаж), так и внешней информации (маркетинговых исследованиях).

На предприятии, выпускающем широкий ассортимент продукции, обычно строятся перспективные прогнозы по каждому ее виду, которые затем суммируются и сравниваются с агрегированным прогнозом по данной группе.

Наши рекомендации