Доходы предприятий, их классификация.

Добавочный капитал.

Наряду с уставным капиталом к собственному относится также добавочный капитал,который включает в себя сумму прироста стоимости имущества при переоценке, эмиссионный доход, курсовые разницы в случае, когда задолженность по взносам в уставный капитал выражена в иностранной валюте. ПБУ 6/01 разрешает коммерческим организациям на начало отчетного года переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, при этом следует помнить, что для целей налогообложения прибыли с 01.01.2003 г.переоценка не учитывается.

На добавочный капитал (в эмиссионный доход) предприятия, созданные в форме акционерных обществ, зачисляют при формировании уставного капитала (при учреждении общества; при увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций) сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при реализации их по цене, превышающей номинальную стоимость. Курсовые разницы возникают в связи с формированием уставного капитала и представляют собой разность между рублевой оценкой задолженности учредителя по его вкладу в уставный капитал на дату поступления и дату подписания учредительных документов.

Использование добавочного капитала может иметь место в следующих случаях:

♦ переоценка основных средств, если ранее проводилась дооценка и ее результаты нашли отражение на счете добавочного капитала;

♦ выбытия основных средств, если результаты их дооценки отражены на счете добавочного капитала;

♦ размещения дополнительных акций акционерного общества путем распределения их среди акционеров этого общества;

♦ размещения акций при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования;

♦ выплаты доли участнику общества с ограниченной ответственностью при его выходе из этого общества в случае превышения действительной стоимости доли над ее номинальной стоимостью.

Планирование прибыли аналитическим методом.

Эти методы находят применение при укрупненном (перспективном) планировании,а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу. Базой расчета могут служить затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции «сравнимой и несравнимой» по следующей формуле:

П = Т × (1000– З)/1000,

где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия; З – затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции.

Пример.Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом периоде составит 300 млн руб. Затраты на 1 тыс. руб. продукции равны 900 руб. Валовая прибыль на 1 тыс. руб. выпуска продукции достигнет 100 руб. (1000 – 900), на весь товарный выпуск – 30 млн руб. (300 × 100/1000).

Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

При планировании прибыли на основе базовой рентабельности рентабельность отчетного года (отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости) принимается за базу и корректируется на прогнозируемые изменения в планируемом году. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий:

1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения.

2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница – сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1-го сорта принимают за 100 %, цену 2-го сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1-го сорта и т. д.

5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, влияние рассчитывается как произведение указанной продукции в ценах реализации и изменение цен (в процентах).

6. Исчисление прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность продукции соответственно отчетного и планового года.

7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции и включают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного финансового результата кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов.

Факторный метод

Факторный метод планирования прибыли включает четыре этапа.

1. Определение базовых показателей отчетного периода. В качестве таких показателей применяют: валовую прибыль; прибыль от продаж; прочие доходы и расходы; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; структуру себестоимости по элементам затрат.

2. Постановка задач хозяйственной деятельности. В качестве таких задач могут выступать рост объема производства, снижение себестоимости, увеличение прочих доходов и т. д.

3. Определение индексов инфляции. Индексы инфляции рассматривают на базе собственных аналитических наблюдений, прогнозных экспертных оценок специалистов, прогнозов, публикуемых в печати, и т. д. Рекомендуется применять следующие важнейшие индексы инфляции:

♦ индекс роста цен на выпускаемую продукцию;

♦ индекс роста цен на потребляемые материальные ценности;

♦ индекс роста расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

♦ индекс изменения амортизационных отчислений, связанных с переоценкой основных фондов;

♦ индекс роста прочих затрат.

4. Расчет прибыли исходя из целей хозяйствования, инфляции, базовых показателей.

Планирование прибыли методом прямого счета.

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей

в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования

работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.

Метод прямого счета.Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цену реализации и на себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу

П = В – З

или

П = П1 + ПТ – П2,

где П– прибыль; В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам; З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных

товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы; П1 и П2 – соответственно прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового

года; ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности (себестоимости за 4-й квартал соответственно отчетного и планового года).

Бухгалтерский учет реализованной продукции осуществляется по методу начислений, т. е. реальное движение денег за отгруженную продукцию не совпадает с движением материальным. В финансовом планировании важно определить реальное получение прибыли, поэтому целесообразно при расчете прибыли в остатках нереализованной продукции в указанные остатки включать помимо остатков на складе товары отгруженные, но неоплаченные.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

♦ определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

♦ составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

♦ исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем элементам;

♦ установление цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

Планирование себестоимости реализуемой продукции.

Размер прибыли – один из важнейших критериев оценки эффективности предпринимательской деятельности – зависит от выручки и себестоимости реализуемой продукции.

Поэтому в процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции. При этом роль основного отправного документа играет смета затрат на производство.

Следует отметить, что в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции и затраты, с ней связанные, отражаются по методу начисления. В финансовом планировании, в частности при планировании денежных потоков, оперативном планировании поступлений средств и платежей, важен расчет выручки и затрат по методу оплаты.

Для формирования финансового результата деятельности предприятия от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, работ и услуг.

Планирование затрат на производство продукции начинается с разработки сметы затрат на производство.

В ходе расчета сметы затрат на производство определяются 3 основных вида затрат:

1. себестоимость валовой продукции – сумма элементов всех затрат;

2. производственная себестоимость товарной продукции – разность между себестоимостью валовой продукции и изменениями остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов;

3. полная себестоимость товарной продукции – сумма производственной себестоимости товарной продукции и внепроизводственных расходов.

На основе сметы затрат и данных бухгалтерского учета переходят к расчету плановой величины себестоимости реализованной продукции. Расчет осуществляется по следующей формуле:

Зр = З1 + Т – З2,

где Зр – себестоимость реализуемой продукции; З1 – себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого года; Т– себестоимость товарной продукции планируемого года, определяется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции; З2 – себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого года.

Учитывая временные расхождения между движением материальных ценностей (продукции) и движением денежных средств (оплата отгруженной продукции) и необходимость прогнозирования притоков и оттоков денежных средств, целесообразно в остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого года включать не только остатки готовой продукции на складе, но и продукцию отгруженную, но не оплаченную.

Показатель

Удельная маржинальная прибыль (GMgm)

Маржинальная прибыль по продукции в целом (GMnp)

Общая сумма маржинальной прибыли по предприятию

Коэффициент маржинальной прибыли

Прибыль предприятия (П)

Формула расчета

GMgm = p – а,

где p – цена единицу продукции, а – прямые затраты на единицу продукции

GMnp = GMgm × Q,

где Q – обьем выпуска

GM = S – V

KGM = GMgm/S

П = GM – F,

где F – постоянные расходы

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции.

В современной экономической науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли – измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующую функцию.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, перемещение капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что, в свою очередь, приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет. Она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Резервный капитал.

В зарубежной практике создание определенных резервов предусматривается уставом или законодательными актами для того, чтобы дать компании или ее кредиторам дополнительные меры защиты от последствий убытков. Резервирование является неотъемлемой частью финансовой работы, обеспечивающей реализацию принципа постоянно действующего предприятия, в силу чего доля резервов в составе собственного капитала предприятий неуклонно повышается в экономически развитых странах. По российскому законодательству, акционерные общества должны создавать необходимый для своей деятельности резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 % от его уставного капитала.

Резервный фонд акционерного общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 % от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Решение об отчислении прибыли отчетного года в резервный фонд принимается годовым собранием акционеров.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей. Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального выкупного фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.

Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых уставом кооператива. Решение об образовании неделимого фонда кооператива принимается по единогласному решению членов кооператива, если уставом кооператива не предусмотрено иное. Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи членов кооператива. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по личным долгам члена кооператива.

Общество с ограниченной ответственностью может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. Таким образом, для обществ с ограниченной ответственностью при создании резервных фондов не установлены минимально необходимые размеры.

Это же можно сказать и об обществах с дополнительной ответственностью, о полных товариществах, о товариществах на вере (коммандитных товариществах) и о государственных и унитарных предприятиях.

В настоящее время для компенсации возможных убытков организация может создавать оценочные резервы и резервы предстоящих расходов.

К оценочным резервам относят:

♦ резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

♦ резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;

♦ резервы по сомнительным долгам, которые создаются за счет финансовых результатов организации и позволяют предприятию компенсировать возможные убытки.

Резерв под снижение материальных ценностей предприятия обязаны создавать, если эти ценности морально устарели, потеряли свое первоначальное качество или их цены имеют устойчивую тенденцию к снижению. Также устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений служит основанием для формирования резервов под обесценение финансовых вложений.

Особое внимание следует уделить резервам по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки,установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы создаются в бухгалтерском учете на полную сумму долга по каждому долгу отдельно, при этомнеобходимо определять величину резерва в зависимости от финансового состояния дебитора и оценки вероятности погашения долга. Основанием служит проведенная инвентаризация дебиторской задолженности. В Налоговом кодексе с 01.01.2002 г. разрешается создаватьрезервы не только по расчетам за продукцию, но и по любой задолженности, кроме процентов по долговым обязательствам, а также определяется зависимость величины резерва отсрока возникновения обязательства. По долгам, просроченным более чем на 90 дней, можносоздавать резерв на всю сумму долга. Если время просрочки составляет от 45 до 90 дней, всуммы резерва включаются 50 % от суммы сомнительной дебиторской задолженности. Насомнительную задолженность со сроком возникновения менее 45 дней резерв не создается.Общая сумма резерва не должна превышать 10 % от выручки отчетного года. В соответствии с экономической сущностью к собственному капиталу целесообразноотносить также резервы предстоящих платежей. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организацияможет создавать резервы:

♦ на предстоящую оплату отпусков работникам (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение);

♦ на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

♦ расходов на ремонт основных средств;

♦ производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

♦ предстоящих затрат по ремонту предметов проката;

♦ на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

♦ другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Порядок резервирования сумм за счет издержек производства и обращения регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.

В бухгалтерском балансе оценочные резервы отдельно не показываются, но уменьшают суммы соответствующих статей. Информация о них приводится в разделе II «Резервы» отчета об изменении капитала. Теоретически считается, что резервы и амортизационные отчисления не должны превышать сумму прибыли.

Содержание оборотных средств их классификация.

Оборотные средства (оборотный капитал) – это капитал предприятия, авансированный в оборотные активы. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

В процессе кругооборота средств оборотный капитал последовательно принимает различные формы стоимости (денежная – товарная – производительная – товарная – денежная).

На 1-й стадии происходит авансирование оборотного капитала в сырье, материалы, топливо и другие виды предметов труда, происходит подготовка условий для производства.

На 2-й стадии в процессе соединения материальных и трудовых ресурсов создается новый продукт, включающий в себя перенесенную (потребленную) стоимость и вновь созданную стоимость. Производительный капитал превращается в товарный.

На 3-й стадии происходит процесс реализации произведенной готовой продукции. Оборотный капитал переходит из сферы производства в сферу обращения. В процессе реализации происходит возмещение затрат (использованных оборотных фондов) и получение денежных накоплений. Товарный капитал превращается в денежный, добавочная стоимость поступает предприятию после реализации готового продукта.

Таким образом, отличие оборотных средств от оборотных фондов заключается в следующем:

♦ оборотные средства авансируются, т. е. они должны быть сформированы до получения дохода (выручки). Оборотные средства проходят три стадии кругооборота средств предприятия, возвращаются в денежной форме в оборот данного предприятия;

♦ оборотные средства находятся в непрерывном движении, не расходуются и не потребляются, одновременно находятся во всех стадиях процесса кругооборота в виде авансирования стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.

Следует различать понятия «оборотные фонды» и «оборотные средства». Оборотные фонды делятся на производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой в основном предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо ,энергетические ресурсы (в твердом и жидком состоянии), незавершенное производство, полуфабрикаты (покупные и собственного производства). Главным экономическим признаком производственных фондов является то, что они свою стоимость полностью переносят на стоимость готовой продукции в каждом производственном цикле.

Средства предприятий, вложенные в запасы готовой продукции, предназначенной для реализации, денежные средства, находящиеся в кассе, на счетах в банке и в пути (например, денежные переводы), средства в расчетах (стоимость отгруженных покупателям готовой продукции), суммы, находящиеся в незаконченных расчетах за реализованную продукцию, составляют средства в фондах обращения. Основное назначение фондов обращения состоит в обеспечении денежными ресурсами планомерного осуществления процесса обращения как на предприятии, так и во всех отраслях хозяйства.

Оборотные активы организации отражаются в балансе в следующем виде:

♦ запасы: сырье, материалы, топливо, малоценные и быстро изнашивающиеся предметы, животные на выращивании и на откорме, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, прочие запасы и затраты;

♦ дебиторская задолженность: покупатели и заказчики, векселя по получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, авансы выданные, прочие дебиторы;

♦ краткосрочные финансовые вложения: вложения на срок не более 1 года в ценные бумаги других предприятий, облигации государственных и муниципальных займов, а также предоставляемые другим предприятиям займы. При этом выделяют инвестиции в зависимые общества, собственные акции, выкупленные у акционеров, прочие краткосрочные вложения;

♦ денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства.

Классификация оборотных средств предприятий может быть рассмотрена по следующим направлениям:

1. в зависимости от обслуживания сферы производства и сферы обращения оборотные средства подразделяются на средства, авансированные в оборотные производственные фонды, и оборотные средства в фондах обращения;

2. с учетом особенностей планирования, хозяйствования и принципов организации оборотные средства подразделяются на планируемые (нормируемые) и непланируемые;

3. по источникам формирования оборотных средств – на собственные, заемные и привлеченные;

4. по ликвидности оборотные средства делятся на средства, авансированные в:

♦ наиболее ликвидные активы – денежные средства (касса, расчетный, валютный, текущий и прочие денежные счета), т. е. активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа;

♦ быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность;

♦ медленно реализуемые активы – производственные запасы и затраты;

♦ трудно реализуемые и неликвидные активы.

Содержание финансов организаций(предприятий).

Финансы организаций (предприятий) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств предприятия. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые впоследствии по различным каналам перераспределяются в народно-хозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов.

Они образуются:

♦ у предприятий – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

♦ у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

♦ у государства – в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Роль финансов в хозяйственной деятельности предприятий проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

♦ обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смена форм стоимости.

В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации готового продукта);

♦ распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

♦ перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие;

♦ использование прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в его финансовом плане (бюджете);

♦ контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных

ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования.

Существование финансов неразрывно связано с наличием товарно-денежных отношений и регулирующей ролью государства. Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величиной и порядком формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядками размещения и выкупа акций, приватизации, ликвидации, банкротства; порядком очередности списания средств с расчетного счета; составом затрат, относимых на себестоимость продукции; вариантами учетной политики, объектами и ставками налогообложения и рядом других.

Материальной основой финансов предприятий служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота.

Управление убытком.

Финансовый рычаг.

К сожалению, в литературе нет единой терминологии, поэтому Вы встречаете такие названия:

— кредитный рычаг;

— долговая нагрузка;

— финансовый леверидж (мода на использование иностранных слов).

Финансовый рычаг — показатель соотношения собственных и заемных средств, он характеризует эффективность управления капиталом, зависимость компании от заемного капитала.

Фин. рычаг = Собственный капитал (разд. 3 формы 1) / краткосрочные + долгосрочные обязательства (разд. 4 + 5 формы 1).

Банки используют показатель коэффициента использования финансового рычага.

Коэфф. использ. фин. рычага = краткоср. + долгоср. обязательства /собств. капитал.

Согласно методичке банка по анализу предприятия при рассмотрении заявки на кредит, этот показатель может составлять примерно 2/3. Более высокое значение показывает на значительное увеличение долговой нагрузки, что ведет к снижению чистой прибыли за счет расходов на уплату процентов. Чем ниже ставки процентов по кредиту, тем больше может быть доля заемных средств. Чем выше показатели рентабельности по продажам, тем больше может быть доля заемных средств при сопоставимом проценте за использование кредита.

В целом использование заемного капитала выгодно в работе предприятия, но существует некоторый порог. Для его оценки используют еще один показатель — коэффициент эффекта финансового рычага (ЭФР). Он показывает, на сколько процентов вырастет/уменьшится рентабельность продаж и чистая прибыль компании при увеличении заемных средств на 1 процент.

ЭФР = (1 — Т) х (РА — РД) х (Д\Е), где:

Т- ставка налога на прибыль в десятичном выражении (0,20);

РА — рентабельность активов компании (стр. 190 формы 2 /стр. 300 формы 2) в %;

РД — ставка процента по кредиту или займу, в %;

Д — сумма заемного капитала, руб.;

Е — сумма собственного капитала (стр. 490 формы 1), руб.

Как правило, в определенном диапазоне значений увеличение доли заемных средств приводит к увеличению чистой прибыли компании. Если значение ЭФР становится отрицательным, это означает, что увеличение доли заемных средств приводит к снижению чистой прибыли.

Цена заемного капитала.

При определении цены заемного капитала в расчет включают только те заемные средства, привлечение которых вызывает необходимость у предприятия нести определенные издержки. К таким заемным средствам ПБУ 15/01 относит банковский, товарный и коммерческий кредиты, а также заемные средства, привлеченные путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций юридическими лицами. Расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, являются:

♦ проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);

♦ дополнительные расходы по займам.

Дополнительными расходами по займам являются:

♦ суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;

♦ суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);

♦ иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).

Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами. Их сумма отражается в форме «Отчета о прибылях и убытках».

Проценты по заемным средствам, взятым для приобретения инвестиционных объектов, до момента принятия их к учету включаются в первоначальную стоимость этого актива.

В бухгалтерском учете задолженность организации-заемщика по полученным займам и кредитам подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.

К краткосрочной задолженности относят задолженность, срок погашения которой, согласно условиям договора, не превышает 12 месяцев. Соответственно по долгосрочной задолженности срок погашения превышает 12 месяцев.

Цена заемного капитала (Кз) находится как относительная величина, выраженная в процентах:

Доходы предприятий, их классификация. - student2.ru

Надо иметь в виду, что цена различных видов заемных средств должна определяться с учетом налогообложения выплачиваемых сумм по оплате процентов. С 01.01.2002 г. При налогообложении прибыли учитываются проценты по заемным средствам любого вида вне

зависимости от их инвестиционного или текущего характера (гл. 25 Налогового кодекса РФ,

ст. 269). Для признания процентов расходом в целях налогообложения необходимо выполнение следующего условия – размер начисленных по долговому обязательству процентов не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, более чем на 20 %. Под сопоставимыми условиями понима

Наши рекомендации