Принцип 4 важность мастерства

Человек, который находит средства делать

или производить что-то лучше, быстрее

или экономичнее, почти соприкасается со

своим будущим и удачей.

Джон Пол Гетти

Вы имеете все возможности далеко превзойти свои пре­жние достижения. Уже сейчас вы обладаете всеми необходи­мыми талантами и способностями, чтобы быть кем угодно, за­ниматься чем угодно и иметь что угодно, ведь вы можете осво­ить любые навыки, какие вам нужны, выполнить ту работу, ко­торую необходимо выполнить, и достичь любой цели, какую вы поставите перед собой.

Когда скрипач великолепно исполняет классическое произ­ведение или когда три великих тенора — Паваротти, Доминго и Каррерас — восхитительно исполняют оперные партии, никто не приписывает их успех везению. Когда столяр изготавливает элегантную мебель — настоящие произведения искусства — никто не относит это на счет удачного стечения обстоятельств.

Прекрасно выполненная работа — работа мастера своего дела. Хорошей работе любого рода предшествовали недели, ме­сяцы или даже годы напряженного, кропотливого труда.

Мой друг Or Мандино, автор книг, которые распродаются миллионными тиражами, как-то сказал, что люди покупают его книги потому, что они легко читаются. А причина, по которой они легко читаются, заключается в том, сколько труда он вкла­дывает в их написание. Он признавался, что переписывает один абзац порой по пятнадцать раз, чтобы текст плавно тек по стра­нице и его было легко читать.

Другой мой друг, Нидо Кубейн, один из лучших профессио­нальных лекторов в Америке, говорил мне, что тратит сотни ча­сов на планирование, подготовку и репетиции одного получасо­вого выступления.

УСПЕХ В БИЗНЕСЕ - HE СЛУЧАЙНОСТЬ

Когда профессиональные продавцы тщательно анализиру­ют рынок сбыта, определяют для себя идеального покупателя, договариваются о встречах по телефону, прибывают на место точно в срок и, основательно подготовившись, проводят вели­колепные презентации своих товаров или услуг и уходят с зака­зами, никто не вправе назвать их достижения везением. Каждый такой случай — пример отлично выполненной работы.

В сегодняшнем мире существует стойкое неприятие успе­ха. В нашем обществе, где царит жесткая конкуренция, нужны многие годы, чтобы достичь превосходства. Но большинство людей не готовы прикладывать такие усилия. И вместо того чтобы са­мим стремиться вверх, они предпочитают тянуть вниз других. Вместо того чтобы расти и развиваться, они ищут оправдания своей плохой работе и жалкому существованию. Поэтому они склонны объяснять чужие успехи везением, а свои неудачи — невезением.

Мы с вами знаем правду. Мы живем во Вселенной, где пра­вит закон, а не хаос. Всему есть причина, и значительный успех в любой области является во многом результатом высокого ка­чества работы и количества прилагаемых усилий. Так было все­гда на протяжении всей человеческой истории, и сегодня это даже еще более верно.

ДВЕ ОБЛАСТИ УСПЕХА

Есть две сферы деятельности, где понятие успеха проявляет­ся наиболее ярко: спорт и бизнес. В обеих этих областях призна­ние и награды приходят к тем людям и организациям, которые побеждают в соревновании. Мы славим и хвалим тех, кто по­беждает в спорте. Мы покупаем товары и услуги компаний, ко­торые, как нам кажется, предлагают самое лучшее в обмен на наши деньги. В каждом случае качество и превосходство — критерии, по которым мы выбираем лучших и вознаграждаем их.

В рыночных условиях необыкновенные награды достаются только за необыкновенную работу. Посредственные результаты и вознаграждаются посредственно, а работа плохая оборачива­ется безденежьем, безработицей и неуверенностью в завтраш­нем дне.

ДВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НЕДУГА

Есть два психологических недуга, которые в Америке и боль­шинстве индустриально развитых стран приняли характер эпи-

демии. Первый недуг называется „что-то за ничто", а второй — „быстрый успех". Каждый из них может препятствовать ваше­му продвижению к успеху, а если они сочетаются друг с другом — это вообще фатальный случай.

Болезнью, что-то за ничто" заражены люди, которые думают, что можно получать больше, чем вкладываешь. Они думают, что, вложив один доллар, можно получить два. Они постоянно ищут возможности приобрести что-то, не заплатив за это полную цену. Они хотят проскочить через турникет жизни за чьей-то спиной.

Люди, больные недугом „что-то за ничто", пытаются нару­шить фундаментальные законы Вселенной — законы сева и жат­вы, действия и противодействия, причины и следствия. Они пы­таются попрать один из главных принципов успеха: далее не надейтесь преуспеть, нарушая универсальные законы.

Пытаться нарушать эти законы все равно, что пытаться игно­рировать закон тяготения. Вы, должно быть, слышали анекдот

про человека, который, решив покончить с собой, прыгнул с 30-этажного здания. Когда он пролетал мимо пятнадцатого эта­жа, кто-то высунулся в окно и спросил: „Как дела?" Падающий крикнул: „Пока все хорошо!"

В похожей ситуации оказывается каждый, кто пытается полу­чить больше того, что вложил. В краткосрочной перспективе все может казаться как нельзя лучше, но ему не миновать бо­лезненного столкновения с отрезвляющей правдой жизни. Не допустите, чтобы такое случилось с вами.

ПОИСКИ КОРОТКИХ ПУТЕЙ

Второй психологический недуг, распространенный в нашем обществе, — стремление срезать углы на пути к успеху. Имен­но этой болезнью заражены люди, которые ищут коротких и легких путей к своим целям. Они хотят в одночасье овладеть навыками, которые требуют многих месяцев и лет усердия. Они пытаются с ходу решать проблемы, которые росли и углубля­лись многие годы.

Эти люди становятся адептами распространившейся в послед­нее время идеи быстрого обогащения. Они покупают лотерей­ные билеты и вкладывают сбережения в финансовые пирамиды. Они приобретают грошовые акции и инвестируют деньги, сами не зная во что. поддаваясь на обещания высоких процентов. И, мечтая о быстром как по мановению волшебной палочки успехе, они зачастую теряют все сбережения, накопленные многолетним трудом.

ПРИНЦИП СЛУЖЕНИЯ

Если вы сделаете служение другим людям своим образом жизни, это принесет вам больше удачи, чем вы даже можете представить. Приверженность служению помогает вам сосредоточиться на том, чтобы приносить удовлетворение дру­гим людям, ведь именно их удовлетворение вашим служением и предопределяет ваш успех. Существует правило: Получаемые вами от жизни награды в точности равны ценности вашего слу­жения другим.

Вселенная всегда находится в состоянии равновесия. Вы получаете столько, сколько вкладываете. Если вы хотите увели­чить качество и количество вознаграждения, то должны сосре­доточиться на повышении качества и количества вашего служе­ния другим людям.

Каждое утро задавайте себе такой вопрос: „Как я могу сегод­ня повысить качество моего служения?"

Ведь кто такие ваши потребители? Это люди, для которых вы работаете. Именно их удовлетворение вашей работой определя­ет величину вознаграждения, скорость вашего продвижения, сте­пень признания и прогресса в финансовой и профессиональной сферах вашей жизни.

КТО ВАШИ ГЛАВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ?

Потребителей у вас больше, чем вы подозреваете. Первей­шим потребителем является ваш начальник. И главная ваша задача — ублажать начальника, делая то, что он считает самой важной вашей целью на данный момент времени. Если вы сами начальник, вашими потребителями являются подчиненные. Ваша задача — угождать им, чтобы они, в свою очередь, максимально угождали клиентам, на удовлетворении которых держится ваш бизнес. Если вы предприниматель или занимаетесь торговлей, самыми главными вашими потребителями являются люди, кото­рые пользуются вашими товарами или услугами. Всякий боль­шой успех и богатство начинаются со служения людям, с такого служения, которое им нужно и за которое они готовы вам пла­тить с большей охотой, чем кому-либо еще.

ЗАСЛУЖИТЕ ТО, ЧЕГО ХОТИТЕ

„Вы получаете не то, чего хотите, а то, чего заслуживаете « — известный трюизм.

В своей работе вы должны сосредоточиться на том, чтобы действительно заслужить те блага, к которым стремитесь. Лю-

бая попытка получить то, чего вы по-настоящему не заслужи­ли, обречена на провал. Коррупция и преступления, лень и по­пытки срезать угол — все эти действия направлены на получе­ние каких-то незаслуженных наград.

Само слово "заслужить" означает „получить за службу".

Многие люди думают, что не заслуживают успеха и процве­тания. Но правда заключается в том, что каждый человек заслу­живает всех жизненных благ, пока честно зарабатывает их, слу­жа другим.

Ваша главная задача — посеять причины, а следствия про­явятся сами. Ваше дело — бросить в почву семена, а урожай даст природа. Работайте хорошо, и награды посыплются на вас не случайно, а по закону.

ХОРОШО ВЫПОЛНЯЙТЕ СВОЮ РАБОТУ

Дин Бриге из Гарварда писал: „Занимайтесь своим делом. Делайте не только то, что необходимо, но и немножко сверх. Если вы страдаете, превозмогите себя, и из работы и боли выра­стут самые светлые моменты в вашей жизни".

Питф Друкер говорил, что даже если вы начинаете новое предприятие на кухонном столе, вы должны быть лидером в сво­ей отрасли, иначе не стоит и браться. Если вы всего лишь хоти­те подзаработать, настоящего успеха вам не видать. Вы, скорее всего, напрасно потратите время и деньги.

Но если ваша цель — создать предприятие, предлагающее на конкурентном рынке превосходный товар или услугу, и если вы со­средоточите все свое внимание на этой цели, вы со временем обяза­тельно добьетесь большого успеха. Подобно Стиву Джоб-су и Сти­ву Восняку, собравшим первый компьютер „Apple" в гараже, вы мо­жете в итоге оказаться основателем компании мирового класса.

Но даже если вы не создадите огромную корпорацию, ваша преданность делу служения потребителям — самая лучшая га­рантия успеха в долгосрочной перспективе.

Если вы работаете индивидуально, вы должны войти в число лучших представителей вашей профессии. Стремитесь к достиже­нию высокой цели. Заранее решите, что обязательно преодолее­те любое препятствие, решите любую проблему и заплатите любую цену, чтобы стать лучшим в том деле, которым занимаетесь.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ ПОЛНУЮ ЦЕНУ

Достижение мастерства в любой сфере деятельности требует многих месяцев и лет напряженного труда. Решите заранее, что вы потратите столько времени, сколько потребуется, чтобы достичь

успеха в том, что вы делаете, и будьте терпеливы. Любое дости­жение, достойное того, чтобы стремиться к нему, требует времени.

Как-то я познакомился с изумительным кулинаром, приехав­шим из Германии. Он рассказал мне, что прежде, чем стать шеф-поваром, закончил швейцарский кулинарный институт в Жене­ве. Сначала его учили чистить фрукты и овощи. Это заняло целиком первый год обучения, пока он не обрел полное понима­ние процесса и высокую степень чувствительности к фактуре, свежести и аромату фруктов и овощей во всевозможных их ком­бинациях. На втором курсе он перешел к приготовлению про­стейших салатов. В течение каждого года обучения он много часов разрабатывал собственные рецепты приправ, соусов и про­чих блюд. По окончании семи лет обучения, сдав труднейшие экзамены, он получил, пожалуй, самый уважаемый в кулинарном мире диплом.

Потом он работал под началом шеф-повара в одном из луч­ших ресторанов Европы. Еще через пять лет он был нарасхват, получал приглашения изо всех уголков Европы и Америки. Каж­дый ресторан мечтает иметь у себя шеф-поваром выпускника „швейцарской школы", но далеко не каждый может позволить себе такую роскошь. Поварам, прошедшим эту школу, платят очень хорошо, и на пенсию они уходят в полном достатке.

Здесь важно обратить ваше внимание на то, что всякий зна­менитый шеф-повар вроде Вольфганга Пука из Беверли-Хиллс, прежде чем стать таковым, должен был в совершенстве овладеть всеми сторонами своего профессионального мастерства. Он дол­жен был изучить каждую стадию процесса приготовления блюд и пройти многолетнюю стажировку под руководством лучших поваров. Он не начинал самостоятельно видоизменять или со­вершенствовать рецепты, которым его учили, пока не достигал высокого уровня мастерства.

Многие бизнесмены думают, что можно начать с самого вер­ха. Они торопятся, им скучно овладевать фундаментальными на­выками и основами мастерства. Они не понимают, что долго­срочный успех является прямым следствием достижения абсо­лютного совершенства в том, чем они занимаются.

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ

Вы можете определить, своим ли делом занимаетесь, по соб­ственному отношению к людям, достигшим совершенства в той же сфере, в какой работаете вы. Все по-настоящему успешные люди испытывают уважение к лучшим представителям своей профессии и восхищаются ими. Поскольку вы всегда автомати-

чески тянетесь к тому, чем восхищаетесь, чем больше вы ува­жаете лидеров в своей отрасли, тем более похожими на них вы становитесь. Подражайте этим людям, пусть они будут образ­цом для вас. По мере своего развития и роста сравнивайте свои свершения с достижениями лучших профессионалов.

Есть очень много людей, которые отнюдь не стремятся дос­тичь мастерства в своей отрасли. Они довольствуются положе­нием середняков, не видят для себя шансов на победу и не осо­бенно заботятся об этом. Их больше волнует надежность суще­ствующего положения, нежели великие свершения.

Хуже того, посредственности зачастую критикуют и прини­жают лидеров в своей сфере деятельности. Они чернят их, ука­зывая на ошибки и недостатки. Они собираются с другими та­кими же середняками и распространяют сплетни о лидерах. По­добное поведение фатально для успеха. Никто из тех, кто крити­кует лучших, сам никогда лучшим не станет.

Не завидуйте способностям и успехам других людей. Напро­тив, вам следует смотреть на них с уважением и стараться под­ражать им. Здравый смысл подсказывает, что если кто-то что-то когда-то уже сделал, вы тоже можете это сделать. Успех дру­гих — доказательство возможности и вашего успеха.

ВЫ ТОЖЕ СПОСОБНЫ ДОСТИЧЬ ТОГО, Ч ЕГО ДОСТИГЛИ

ДРУГИЕ

Вы устроены так, что не можете сильно желать достичь ка­кой-то цели, не имея при этом возможности достичь ее. Вы спо­собны стать таким, каким хотите стать, если готовы работать над этим достаточно долго и упорно.

Некоторые люди одарены большими талантами и способнос­тями, чем другие. Они легче и быстрее осваивают ключевые на­выки той или иной профессии. Но это единственное отличие. Просто тем, кому это дается труднее и требует больше времени, нужно больше заниматься. В долгосрочной перспективе это озна­чает, что ваш потенциал в достижении мастерства ограничен лишь степенью вашего усердия.

Принцип практики гласит: „То, чем занимаетесь вы снова и снова, рано или поздно станет новой привычкой или навыком". Это лишь вопрос времени.

Бир Брайент, прославленный тренер футбольной команды университета Алабамы, как-то сказал: „Успех не является результатом желания победить. Этого хотят все. Большой ус­пех приходит только к тем, кто готовится к победе".

Единственный реальный критерий того, как высоко вы способны

взлететь и как далеко можете зайти, содержится в вопросе: „На­сколько сильно вы хотите этого?" Если вы достаточно сильно жела­ете достичь определенного уровня мастерства и готовы долго тру­диться ради этого, ничто не сможет помешать вам добиться своего.

Всякое необыкновенное достижение является суммой ты­сяч самых обыкновенных достижений, которых никто не замеча­ет и не ценит. Каждое великое свершение — результат сотен и, может быть, тысяч часов усилий, порой болезненных, подготовки, учебы и практики. Но если вы вложите все это, вам непременно воздается. Если вы полностью доверяете принципу практики, он работает на вас. И чем больше вам придется потрудиться, пока вы доберетесь до высот, тем большими будут награды.

Лонгфелло писал: „Высоты, на которые поднимаются вели­кие люди, не достигаются одним взмахом крыльев. Великие люди карабкаются на них даже ночами, когда другие спят".

Применительно к современным условиям можно сказать, что великие люди стремятся на вершину успеха, пока другие болта­ют по телефону, смотрят телевизор или убивают время за пусты­ми развлечениями.

ПРАВИЛО ПОДГОТОВКИ

Есть „правило шести П": правильная предварительная подготовка предотвращает плохие показатели. Ваша готовность к основательной подготовке предопределяет, как хорошо вы сде­лаете свое дело, как далеко доберетесь и сколько заработаете.

Как можно определить, сколько вы вложили в свой будущий успех? Это очень просто. Оглянитесь вокруг. Закон сева и жат­вы, закон причины и следствия, закон соответствия и даже закон ментальной эквивалентности — все они утверждают, что вне­шний мир является отражением вашего внутреннего мира.

Внешний мир ваших свершений в точности соответствует внутреннему миру подготовки. Если в какой-то момент вы ощу­щаете неудовлетворенность получаемыми результатами и на­градами, вам ничего не остается, как вернуться к работе над собой. Вы должны изменить свой внутренний мир таким обра­зом, чтобы он в большей мере отвечал тому, что вы желаете видеть вокруг себя.

СДЕЛАЙТЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СВОЕЙ ВАЖНЕЙШЕЙ

ЦЕЛЬЮ

В главе, посвященной постановке целей, я просил вас запи­сать 10 целей, которых вы хотите достичь в ближайшие 12 меся-

цев. Я также предложил вам выбрать из них самую главную, которая наиболее благоприятно отразится на вашей жизни, если будет достигнута. Теперь я прошу вас выполнить еще одно уп­ражнение.

Определившись со своей главной целью, спросите себя: „Ка­ким качеством я должен обладать, чтобы достичь этой цели?"

Вы знаете, что сможете достичь поставленной цели и удер­жать ее только после основательной подготовки. Какие же кон­кретные навыки вы должны развить в себе, чтобы иметь воз­можность реализовать свое желание?

Наряду со списком целей вам нужен список навыков. Со­ставьте список, чему вы должны научиться, чтобы достичь каж­дой из поставленных целей. Нельзя получить что-то за ничто. Как лошадь всегда идет впереди кареты, так и развитие навыков всегда предшествует получению вознаграждения.

ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ, В КОТОРЫХ ВЫ ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выделить такие области очень важно как в профессиональ­ной, так и в личной жизни. Таким образом, вы определяете для себя, в каких вещах вы должны достичь абсолютного превосход­ства, если хотите добиться успеха.

Где бы вы ни работали, у вас есть основной круг обязаннос­тей, те задачи, для выполнения которых вас наняли. Достижени­ями в этих направлениях определяются ваша зарплата, продви­жение по службе и будущее в целом. Умение четко выделять основные сферы получения результатов и выстраивать их со­гласно приоритету — необходимое условие, если вы хотите стать мастером своего дела.

Все по-настоящему успешные люди очень хорошо выполня­ют ключевые задачи, которыми определяется их общая продук­тивность. За результаты, входящие в ваш круг обязанностей в ответе вы и только вы. Достижение результата фиксируется четкими критериями и полностью подконтрольно вам. Если вы это дело не сделаете, оно останется несделанным.

Результаты, получаемые вами в своем круге ответственнос­ти, — это „ выходные данные « вашей работы, которые стано­вятся „входными данными" для кого-то другого. На этом стро­ится вся работа организации. Например, если вы менеджер по продажам, ваше дело — заключить сделку. Как только вам это удается, в игру вступают другие отделы: отдел заказов, бухгалте­рия, производственный отдел, отдел доставки и т. д. Таким обра­зом, достигнутый вами результат влияет на работу и успехи мно-

жества других людей.

Вы должны с самого начала предельно четко определить для себя, каких основных результатов ожидает от вас ваша органи­зация. Потом выясните, какие навыки вам нужно развить в себе до совершенства, чтобы получать результаты, определяющие уро­вень и качество вашей деятельности.

ЗА КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫ ОТВЕЧАЕТЕ?

Чтобы определить те основные направления, по которым вы должны работать, задайтесь вопросом: „За какие конкретно ре­зультаты меня вознаграждают более всего?" Из множества дел, которые вам нужно сделать, какие наиболее важны, для вашей организации? За что конкретно вас держат в штате и платят зарплату?

Когда вы определяете основные направления получения ре­зультатов и расставляете их согласно приоритету от самого важ­ного к наименее важному, вы задаете прямой путь вашей карье­ре. Теперь вы должны достичь превосходства в тех немногих вещах, которые в наибольшей степени ценятся и вознагражда­ются окружающими вас людьми.

Успех в профессиональной деятельности достигается глав­ным образом за счет идеального выполнения тех задач, которые представляются наиболее важными в данный момент вашему начальству и компании в целом. А все проблемы, связанные с карьерным ростом, возникают из вашей недостаточной продуктивности именно в этих ключевых областях.

ВЫДЕЛИТЕ ПЯТЬ-СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ НАВЫКОВ

Какой бы ни была ваша работа, число основных направлений получения результатов редко превышает пять—семь. Речь идет о конкретных делах, которые обязательно должны быть сделаны.

Например, если вы занимаетесь продажами, семь основных направлений вашей работы таковы: отыскание потенциально­го клиента, установление доверительных отношений, выяв­ление проблем и потребностей потенциального клиента, пре­зентация имеющихся у вас решений, преодоление возраже­ний, „закрытие" продажи и получений дополнительных за­казов и направлений к другим потенциальным покупателям. Успех вашей работы зависит от того, насколько превосходно вы выполняете эти семь основных функций.

Если вы занимаетесь управлением, основных направлений, по которым вы должны добиваться результатов, тоже семь: пла­нирование, организация работы, работа с кадрами, делегиро-

вание полномочий, надзор, оценка работы подчиненных и составление отчетов. Общая эффективность вашей работы определяется качественным выполнением каждой из этих семи задач. Плохие показатели хотя бы в одной из этих сфер могут навредить вашей карьере в целом.

Если вы хотите быть хорошим отцом (матерью), пять основ­ных направлений, в которых вам необходимо эффективно рабо­тать, таковы: общение, проявление заботы, проявление учас­тия, вежливое обращение и похвалы. В любой сфере деятель­ности можно найти какое-то количество ключевых направлений получения результатов, которые полностью предопределяют ус­пех вашего предприятия в целом.

САМАЯ ГЛАВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Ваша самая главная способность — умение мыслить, приме­нять свой замечательный ум для получения важнейших резуль­татов, определяющих ваше будущее. Большинство людей дей­ствуют на автопилоте, делая то, что им кажется естественным. Таким образом, они погрязают в комфортной посредственности и редко ставят под вопрос эффективность своих усилий. Томас Эдисон когда-то сказал: „Средний человек пойдет на все, на любые расходы, лишь бы избежать тяжелого мыслительного труда".

Чтобы достичь превосходства в своем деле, вы должны по­стоянно анализировать и оценивать собственные результаты и искать возможности работать лучше. Выделите главные компо­ненты своих профессиональных навыков, которыми вам нужно овладеть в совершенстве, чтобы подняться наверх. Занимайтесь непрерывным и нескончаемым самосовершенствованием.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВАШИХ ДОХОДОВ

Хочу поделиться с вами великим открытием. Ваш слабей­ший навык предопределяет потолок, до которого вы можете под­няться в использовании всех других своих навыков. То, что вы умеете делать хуже всего, определяет максимальную величину вашего дохода, скорость продвижения по службе и саму буду­щую карьеру. Вот пример. Если вы превосходно справляетесь с каждой частью процесса продажи, кроме поиска потенциальных покупателей, слабость на этом этапе устанавливает предельный потолок вашего уровня продаж и доходов. Если вы умеете все, но слабы в „закрытии продаж", этот недостаток сдерживает об­щую эффективность вашей работы и ограничивает доходы.

Если вы менеджер и очень хорошо справляетесь со всеми ос­новными функциями, кроме делегирования, эта единственная ваша

слабая сторона мешает вашему продвижению. Вы никогда не добьетесь больших успехов. Если единственным вашим не­достатком является неумение подбирать кадры, одного этого хва­тит, чтобы не дать вам развернуть свои сильные стороны и дос­тичь успеха.

Одна из самых трудных задач, стоящих перед вами, — чест­но признать, что вы недостаточно хороши в каком-то деле. Часто оказывается, что вы особенно слабы в том, чем больше всего не любите заниматься. Вам что-то не нравится, и вы избегаете этого насколько возможно. В результате ваши навыки в этой сфере не развиваются, а ослабевают. И вам никогда не развить их.

Очень скоро вы начнете искать оправдание низкой эффектив­ности своей работы. Вы вините экономическую конъюнктуру, низкое качество товаров и услуг, которые вам приходится про­давать, менеджмент, рекламу, конкуренцию. И если вы не поос­тережетесь, то скоро начнете винить всех и каждого, только не себя и свое неумение.

ОТЛИЧНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ БЫСТРОГО ПРОДВИЖЕНИЯ

Вот один из самых лучших вопросов, который вы можете задать себе, чтобы ускорить движение вперед: „Какой один на­вык, если его в совершенстве развить и применять, окажет наи­более позитивное воздействие на мою карьеру?"

Скорее всего, вы сразу сможете ответить на этот вопрос, как только услышите его. Если вы не знаете ответа, расспросите окружающих вас людей. Помните: ..Обратная связь — завтрак чемпионов". У вас практически нет шансов улучшить положе­ние вещей без знания мнения окружающих, которые видят вашу работу со стороны и могут честно и откровенно ответить вам.

Если вы занимаетесь продажами, спросите у своего менед­жера, какова ваша слабая сторона. Пусть он поприсутствует и, не вмешиваясь, понаблюдает за вами в действии. А потом узнай­те его мнение и спросите совета. Последуйте его совету, каким бы он ни был, при первой же возможности. Иногда бывает доста­точно самой маленькой перемены в процессе работы, чтобы до­стичь потрясающих результатов.

Если вы состоите в управленческом аппарате, спросите у своего начальника, что, по его мнению, вы могли бы делать иначе, чтобы улучшить общий результат работы. Решите для себя при­нять как должное любые слова. Не поддавайтесь соблазну за­щищаться и оправдываться. Не возражайте, а спросите: „Напри­мер?" Когда вам приведут пример, попросите рассказать под­робнее, и терпеливо выслушайте.

БУДЬТЕ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Помните: вы не можете видеть себя так же ясно, как вас видят окружающие. Вы должны быть готовы принять конструк­тивную критику, если хотите вырасти над собой. Когда кто-то указывает вам на ваши слабые места, иногда возникает желание возразить. Вы стараетесь защититься и оправдаться. Вы настаи­ваете, что сами все понимаете и что вы, во всяком случае, не хуже других. Не делайте этого. Если вы хотите стать лучшим в своем деле, то должны постоянно спрашивать мнение о себе и своей работе у окружающих и в случае необходимости вносить коррективы. Ваша цель — добиться превосходства любой ценой, даже если эта цена включает в себя уязвление вашего эго, ва­шей гордости. Не дайте тщеславию и хрупкой самооценке стать на пути вашего развития, помешать разобраться, что вам нужно для дальнейшего роста до самых вершин мастерства в выбран­ной сфере деятельности.

ПРОСИТЕ У НАЧАЛЬНИКА ПОМОЩИ И СОВЕТА

Выполните следующее упражнение. Запишите все то, за что, как вам кажется, вас держат на работе. Покажите этот список своему начальнику и попросите его расставить пункты по степе­ни важности. Пусть он скажет вам, что считает самой важной задачей, для выполнения которой вас наняли. Какая задача вто­рая по важности? Третья? И так далее.

После этого используйте свой список как личный оператив­ный план. Постоянно обновляйте его с помощью босса. Будьте уверены в том, что каждую минуту своего рабочего, времени ра­ботаете над тем, что ваше начальство считает вашим самым важ­ным вкладом в деятельность организации. Что бы это ни было, дайте себе обещание выполнять эту задачу очень хорошо и с каждым днем все лучше.

Если вы сам себе начальник — индивидуальный предприни­матель или глава компании — еще важнее дисциплинировать себя и выполнять только те задачи, которые приносят наибольшую пользу вашему предприятию и с которыми справиться можете только вы. Какое одно дело, если выполнить его особенно хорошо, наибо­лее благоприятно отразится на положении вашей фирмы?

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ

В течение 50-60-х годов XX века японцы революционизирова­ли свою экономику, опираясь на так называемый „принцип кай-дзен". Слово „кайдзен" по-японски означает „непрерывное улуч-

шение". Этот принцип базируется на идее, что всегда существу­ют возможности хотя бы помалу улучшать производительность и результаты работы каждого отдельного труженика. Каждого служащего, какое бы место он ни занимал в иерархии компании, побуждают искать способы каждодневного улучшения своей работы, хотя бы в мелочах. Кумулятивный эффект такого непре­рывного совершенствования со временем обеспечивает выход на невиданные ранее уровни качества и эффективности работы всего предприятия.

Принцип постепенного улучшения — ключевой фактор ус­пеха, который вы можете использовать в своей работе. Этот прин­цип гласит, что вы совершенствуетесь за счет непрерывного дви­жения мелкими шагами, а не качественными скачками. Дости­жение превосходства и мастерства в выбранной сфере дея­тельности является долгим и кропотливым процессом крошечных, постепенных улучшений, которые при всей своей малости, складываясь воедино, обеспечивают необыкновенно высокие ито­говые показатели вашей работы.

Когда я взрослел, то, подобно многим, страдал комплексом неполноценности. Я был уверен, что никогда не смогу стать на­стоящим специалистом ни в чем. Когда я видел вокруг себя настоящих мастеров своего дела, я восхищался ими и одновре­менно страдал от осознания собственной ничтожности. Я счи­тал, что они в чем-то лучше и умнее меня. Из этого я делал вывод, что им дано нечто такое, что не дано мне: ум, навыки, способности. Я и не мечтал, что могу стать одним из них.

Но однажды меня внезапно озарило, что каждый человек обладает способностью стать непревзойденным мастером в чем-либо. Я понял, что достижение мастерства — это сам путь, а не место назначения.

Нельзя выпрыгнуть из посредственности и стать лучшим в одночасье. Это долгий, медленный процесс, который может оси­лить каждый человек. Достижение превосходства в выбранной профессии в большей мере определяется вашей целеустремлен­ностью и позитивным настроем, нежели какими-то природными данными.

КАЖДЫЙ НАЧИНАЕТ СНИЗУ

Мое отношение к себе и со временем всю мою карьеру в корне изменила следующая важная мысль. Я понял, что каждый из тех, кто занимает верхнюю ступеньку в той или иной сфере деятельности, когда-то был внизу. Каждый из тех, кто сейчас на переднем крае, когда-то находился в тылу. Каждый из тех, кто доб-

рался на самый верх лестницы успеха, был когда-то у ее основа­ния и медленно карабкался вверх. Каждый из тех, кто сейчас лидирует в вашей отрасли, какое-то время назад был пустым мес­том.

Правда заключается в том, что вы во многих отношениях так же хороши, и, в потенциале, еще лучше каждого из тех, кого встречали на своем жизненном пути. Если вы решили стать лучшим в своем деле, единственный человек, который мо­жет помешать этому, — вы сами. Пределы эффективности рабо­ты задаются вашими внутренними установками, а вовсе не вне­шними обстоятельствами.

Запомните: неважно, откуда вы идете. Важно, куда вы направ­ляетесь. И ваше будущее ограничивается только вашим вообра­жением. Вы можете научиться всему тому, что вам нужно знать для достижения любой поставленной цели. Вы можете достичь превосходства в любом занятии, которое вам по-настоящему нра­вится, если готовы предпринять требуемые для этого усилия.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ СТАНОВИТЕСЬ ЛУЧШЕ

В 1910 г. швейцарский врач Эмиль Куэ достиг замечатель­ных результатов в лечении пациентов своей женевской клиники, побуждая их повторять такие слова: „Каждый день во всех отно­шениях я становлюсь все лучше и лучше". Повторение этого утверждения приносило огромное облегчение, какими бы забо­леваниями ни страдал человек. Очень скоро в клинику стали съезжаться врачи и ученые со всего мира, чтобы изучить неве­роятные результаты.

Это привело к созданию так называемой психосоматичес­кой медицины.

Вы тоже можете применять этот принцип себе во благо. Вы должны каждый день искать возможности хоть в чем-то стать лучше, идеи, которые помогут вам усовершенствовать вашу рабо­ту. С точки зрения своего нынешнего положения вы наверняка увидите возможности делать работу быстрее и эффективнее. В процессе построения своего будущего вы должны постоянно искать и внедрять новые идеи, помогающие улучшить положение дел на вашем рабочем месте, в вашем бизнесе.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПОВЫШАЙТЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Представьте, что каждый день вы можете находить хотя бы одну идею, помогающую вам выполнять работу быстрее, эффектив­нее, с меньшими издержками и повышать производительность

труда. Тогда общее количество идей за год составит не менее 250 — по количеству рабочих дней. Даже если это совсем мелкие, малозначительные идеи, их общий эффект к концу года необычайным образом преобразит ваши трудовые показатели. Вы сможете удвоить, утроить производительность труда. Вы подниметесь на вершину в своей профессии или отрасли.

Газеты постоянно пишут о богатых, о том, как им повезло зарабатывать больше других. Однако „богатые" — неподходя­щее слово. Правильнее было бы называть их „продуктивными". Людям не платят огромную зарплату за то, что они богаты. Им платят за продуктивность. Они зарабатывают больше потому, что работают результативнее других.

Вы зарабатываете больше, когда становитесь человеком, ко­торый заслуживает большего вознаграждения и богатства. Ког­да вы становитесь настоящим мастером своего дела, вас рано или поздно начинают щедро вознаграждать за то, что вы делае­те. Ваш успех является результатом решимости и усердия, а отнюдь не удачи. Удача здесь ни при чем.

ЗАРАБАТЫВАЙТЕ БОЛЬШЕ - УСПЕХ ГАРАНТИРОВАН!

Хотите зарабатывать больше? Есть гарантированный способ добиться этого. Просто делайте то, что вы делаете, действитель­но хорошо. Чем лучше вы выполняете свою работу, тем вероят­нее, что вам будут платить больше, лишь бы вы продолжали выпол­нять ее. А если та компания, в которой вы работаете сейчас, откажется делать это, всегда найдется другая организация, где вам предложат больше. Один из лучших способов добиться того, чтобы вам платили больше, — перейти работать в ту фирму, где ваши усилия оценят по достоинству. Просто сосредоточьтесь на укреплении своей репутации как выдающегося мастера в своем деле.

За свою карьеру я поработал со многими менеджерами и консультантами из кадровых агентств. Их постоянно нанимают различные компании, чтобы найти подходящих людей на важней­шие должности. У них есть постоянно обновляемый архив на лучших специалистов в разных областях. Когда клиент просит консультантов найти хорошего менеджера, директора или торго­вого агента, они открывают свои папки и видят, кто из ведущих специалистов где работает. Каждый из них знает лучших работ­ников любой компании. И тогда они обращаются к этим людям и пытаются переманить их в компании своих клиентов, предла­гая

Наши рекомендации