Виды анализа и их классификация

В современной научной и учебной экономической литературе представлен широкий спектр видов анализа. Они отличаются целями, используемыми приемами и другими особенностями.

1) По отраслевому признаку анализ делится на:

· отраслевой – методика которого учитывает специфику отраслей экономики;

· межотраслевой – который является теоретической и методологической основой технико-экономического анализа во всех отраслях национальной экономики.

Необходимость отраслевого анализа обусловлена спецификой разных отраслей производства. Возникает потребность разработки методики анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно необходимо учитывать, что все отрасли тесно связаны между собой, им присуще много общего. Наличие внутренней связи между различными отраслями вызывает необходимость разработки межотраслевого анализа.

2) По времени реализации принимаемых решений различают:

· оперативный анализ – осуществляется в процессе хозяйственной деятельности, может оказывать оперативное влияние на конечный результат;

· перспективный анализ – проводится с целью определения возможных результатов на будущее, его основная задача – выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности на перспективу;

· ретроспективный анализ – определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за отчетный период с целью использования данных в текущей работе и в перспективе.

3)По широте изучения резервов различают:

· внутрихозяйственный анализ – оценка деятельности предприятия и его структурных подразделений с целью выявления только внутренних резервов;

· сравнительный анализ – оценка деятельности анализируемого предприятия и сравнение ее с показателями аналогичных предприятий.

4) По содержанию и направлениям исследований различают:

· экономический анализ – анализ экономических процессов, происходящих на предприятии, с целью выявления возможности экономии ресурсов;

· технико-экономический анализ – анализ показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, во взаимосвязи с показателями уровня техники, технологии, организации производства и труда;

· финансовый анализ – оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия, использования его финансовых ресурсов; основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшение платежеспособности предприятия;

· управленческий анализ– проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Результаты этого анализа являются коммерческой тайной;

· социально- экономический анализ – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

· экономико–статический анализ – применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия; отрасли; региона;

· экономико–экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

· маркетинговый анализ – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности;

· функционально–стоимостной анализ – исследование функций определенного производственно–хозяйственного процесса или изделия, направленное на минимизацию затрат на всех стадиях его жизненного цикла.

5) В зависимости от полноты изучаемых вопросов анализ может быть:

· общий – охватывает всю деятельность предприятия;

· целевой – охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

6) По субъектам (пользователям анализа) различают:

· внутренний анализ – производится непосредственно на предприятии для нужд управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

· внешний анализ – производится на основании финансовой и статической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7) По охвату изучаемых объектов анализ делится на:

· сплошной анализ– выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

· выборочный анализ – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

1.3.Основные требования к проведению анализа. Принципы анализа

Теория и практика аналитической работы выработали систему требований к проведению анализа. Основными из них являются:

· использование набора показателей, отражающих состояние хозяйственной деятельности предприятия и особенности производства;

· построение анализа ‘от общего к частному‘ – этим достигается глубина анализа и обобщение полученных результатов;

· изучение показателей в динамике;

· проведение анализа независимо от характера изменения фактических показателей по сравнению с уровнем базового периода;

· определение количественной оценки влияния факторов на анализируемые показатели;

· формулирование цели, всестороннее изучение объектов анализа;

· оперативность и своевременность;

· конкретность и объективность.

Соблюдение перечисленных требований позволяет повысить объективность и результативность анализа.

При проведении анализа необходимо соблюдать следующие организационные принципы:

1. Проведение аналитической работы на всех уровнях управления. Это означает, что ТЭА является обязательной функцией всех служб и подразделений.

2. Непрерывность проведения аналитической работы. Необходима разработка соответствующих графиков предоставления результатов анализа отделами и подразделениями предприятия.

3. Определение оптимального перечня показателей и аналитических форм. Выполнение этого принципа означает доведение до подразделений определенного круга вопросов и показателей, которые необходимо подвергать анализу в определенные сроки.

4. Участие руководителей и специалистов в аналитической работе. Результативность анализа во многом определяется уровнем компетентности и грамотности специалистов, ответственных за анализ, и, прежде всего руководителей.

В организации аналитической работы на предприятии ведущая роль принадлежит специалистам экономических служб, и их рассматривают как профессиональных аналитиков.

Перед началом аналитической работы составляют план анализа, в который могут быть включены следующие мероприятия:

· формулирование цели анализа и направлений использования его результатов;

· разработка программы с указанием конкретного срока и исполнителей;

· выбор показателей ( факторов), позволяющих достигнуть поставленной цели;

· подготовка информации и ее проверка;

· аналитическая обработка информации (раскрытие связей между факторами, их влияние на результирующие показатели);

· обобщение результатов анализа (итоговая оценка достижения поставленной цели, разработка управленческих решений для практической реализации резервов);

· разработка мероприятий по контролю за выполнением принятых решений.

Завершающая стадия аналитической работы – составление аналитической записки. Записка может быть оформлена по аналогии с пояснительной запиской к годовому отчету предприятия. Как правило, она содержит:

· информационную базу анализа;

· аналитические таблицы;

· непосредственно анализ, проведенный в соответствии с утвержденной методикой;

· заключение по результатам анализа;

· предложения по использованию выявленных резервов или устранению недостатков.

Конкретное содержание аналитической записки определяется целями и задачами анализа, однако во всех случаях обязательными требованиями являются четкость изложения, объективность и документальная обоснованность.

Текстовая часть записки содержит выводы, вытекающие из анализа таблиц и расчетов, раскрывает главные причины выявленных отклонений. В резюме записки обобщаются результаты анализа, даются предложения по улучшению использования ресурсов и деятельности предприятия. Без разработки конкретных предложений выполненный анализ теряет свою значимость и смысл.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом экономического анализа?

2. Каковы основные функции (задачи) экономического анализа?

3. По каким признакам классифицируются резервы?

4. Каким образом классифицируются виды анализа?

5. Какие требования предъявляются к проведению анализа хозяйственной деятельности предприятия?

6. Каковы организационные принципы проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

7. Какие мероприятия включаются в план аналитической работы на предприятии?

8. Какую информацию должна содержать аналитическая записка?

Рекомендуемая литература:2; 3; 12; 15; 16; 19.


Наши рекомендации