Диагностика кризисного состояния предприятия.
Основная задача финансового анализа кризисного предприятия – получение своевременной и полной информации о финансовом состоянии предприятии, его прибыльных и убыточных сторонах для разработки эффективных мер по стабилизации положения и разработки программ по преодолению кризиса. Здесь большое значение имеют качество и достоверность полученных данных, так как от этого напрямую зависят эффективность плана по преодолению кризиса и рациональное распределение имеющихся средств. В период кризиса, как правило, перед предприятием возникают различные финансовые проблемы. Финансовый анализ позволяет определить наиболее острые проблемы и разработать программу мер по решению наиболее приоритетных.
Для финансового анализа кризисного предприятия очень важно изучение динамики основных показателей деятельности за определенный период, чаще всего это последние 2-3 года. Это сроки, в которые предприятие начало ухудшать свои показатели. Отсюда причины кризиса найти уже сравнительно легче, поскольку известен примерный временной промежуток. Кроме того, снижение показателей может наблюдаться не по всем видам продукции, что свидетельствует о разностороннем спросе на нее.
Выделяют три зоны финансового состояния предприятия в зависимости от глубины кризисных явлений:
1. Зона платежеспособных предприятий, которая характеризуется тем, что у предприятия есть в достаточном количестве средства для покрытия текущих обязательств за счет текущей деятельности или за счет имущества без угрозы нарушения хозяйственной деятельности. Однако в этой зоне могут происходить такие изменения, как снижение рентабельности и объемов получаемой прибыли. Все это является первой стадией кризиса. В этой фазе все основные показатели финансового состояния предприятия находятся на уровне рекомендуемых, но могут возникать тенденции их ухудшения.
2. Вторую стадию кризиса, основным признаком которой является недостаточная результативность текущей производственной деятельности (вплоть до отсутствия рентабельности), называют кризисом финансовых результатов. Эта стадия характеризуется следующими финансово-экономическими показателями:
- рентабельность капитала и рентабельность по чистой прибыли имеют малую положительную или отрицательную величину, что приводит к недостаточному уровню средств для самофинансирования предприятия и требует привлечения дополнительных заемных источников;
- показатель степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам выше нормативно установленного уровня в три месяца;
- уменьшение доли собственного капитала в оборотных средствах (Кобесп), что снижает финансовую устойчивость предприятия;
- более глубокие негативные изменения структуры оборотных активов в сторону увеличения доли малоликвидных активов, рост объемов дебиторской задолженности, рост коэффициента оборотных средств в расчетах (больше уровня трех месяцев).
Если не применять действенных мер на этой стадии, то развитие этих явлений неизбежно приведет предприятие к неплатежеспособности.
Однако эта стадия может оцениваться как положительная для предприятий, выходящих из кризиса.
3. В третьей стадии кризиса основным признаком является неплатежеспособность. Эта стадия характеризуется следующими признаками:
- деятельность предприятия убыточна, накопленные убытки имеют значительные размеры;
- значения показателя задолженности по текущим обязательствам существенно превышают установленные нормативы. Это свидетельствует о том, что для погашения своих текущих обязательств предприятие на протяжении длительного времени должно направлять весь объем выручки без осуществления текущих платежей;
- значение показателя покрытия становятся меньше 1, т.е. соотношение оборотных активов и текущих обязательств предприятия составляет менее 1 руб. на 1 руб. долга;
- доля собственного капитала в оборотных средствах имеет отрицательное значение, что говорит о дефиците собственных средств, т.е. все оборотные средства и часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников, при этом Кавт становится значительно ниже 0,5;
- рентабельность капитала и рентабельность продаж, как правило, имеют отрицательные значения.