Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру

Наиболее напряженной и широкомасштабной была работа экономической дипломатии по поддержке предприятий в 50-е и 60-е годы. Следовательно, это наиболее подходящий период для описания комплекса практических действий, и проводив­шейся тогда в течение многих лет и непрестанно совершенст-

Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru 1 В посольствах Франции имеются и финансовые советники, но род их занятий таков, что им гораздо больше приходится вращаться в правитель­ственных кругах, чем помогать предприятиям. То же можно сказать и об атташе налогового и таможенного отделов. В ПЭЭ и в их окружении име­ются также атташе по делам сельского хозяйства и службы ДПРТ. Атташе по вопросам вооружения, входящие в состав военных миссий, ведают вхо­дящим в круг их обязанностей техническим оснащением. Наконец, в не­которых отделах служат в имеющих разные названия должностях разного подчинения представители и корреспонденты других экономических уч­реждений (министерства промышленности, инженерного строительства, морского судоходства и т.д.).

вовавшейся политики, которая осуществлялась по трем направ­лениям — защита предприятий, снабжение их информацией и их техническая и финансовая поддержка — чтобы удовлетво­рять исключительно высоким требованиям, которые предъяв­лялись внешним рынком. В последующие десятилетия, в 70-х и, особенно, 80-х годах на каждом из этих направлений обо­значились признаки исчерпания возможностей, но, главное, перемен, побудивших пересмотреть их обоснованность.

Защита предприятий и их работников, одна из самых ста­родавних обязанностей дипломатии, осуществляется уже не так, как во времена северо-африканских пиратов и установле­ния прав христиан в мусульманских странах. По прежнему слу­чаются войны и кризисы, творится беззаконие, но в конечном счете право берет верх, и если возникнет конфликт, он чаще разрешается на основе права и финансовых гарантий, предо­ставляемых государствами своим предприятиям, чем посылкой канонерки или учреждением военной опеки над государствами, не выполняющими своих обязательств.

Невыплаченные долги покрываются кредитным страховани­ем, рассрочкой платежей в Парижском клубе, иногда междуна­родными средствами, внесенными под эгидой международных финансовых учреждений, посягательства на собственность ней­трализуются договорами о защите капиталовложений и гаран­тиями государственных и частных страховщиков, соглашения в налоговой области направлены, в конечном счете, к пресече­нию практики введения незаконных или избыточных налогов.

Бывают (и всегда сохранятся) обстоятельства, когда пред­приятиям понадобится официальная поддержка. Чаще всего речь идет о дискриминации по отношению к иностранным предприятиям, о несоблюдении международных обязательств, о препятствиях, чинимых нормальному доступу на рынки либо отправлению регулярных профессиональных обязанностей, о предоставлении незаконных субсидий или скрытой помощи. Здесь возможны и нормальные судебные иски, поводом для которых могут служить некоторые отдельные случаи, напри­мер, административные препятствия, мешавшие строительству Каирского метрополитена и потребовавшие энергичного вме­шательства французского посла, сюда же относятся и судебные процессы, начавшиеся вслед за тем, как Иран отказался от проектов создания ядерных электростанций после низложения шаха. Есть также случаи общего значения, например, меры, систематически принимавшиеся США против импорта стали, запрет Европейским союзом ввоза мяса скота, при откорме ко­торого использовались некоторые гормональные препараты, а также принятый им режим импорта масличных культур. Инте-

Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru ресы предприятий защищают уже не силой, а с помощью офи­циальных демаршей, подкрепленных при необходимости пра­вовыми актами: судебными исками, арбитражем, системой уре­гулирования споров ВТО. Существует также возможность при­нятия односторонних ответных мер, обычно в виде компенса­ционных пошлин, но их использование определяется теперь, как правило, местными законодательными положениями, все более опирающимися на международные правила, дающие воз­можность прибегать к правовым решениям. Это относится к инструментам торговой политики Европейского союза. Амери­канская система иллюстрирует наиболее ярко происходящие изменения, ибо она лучше всего организована, но и упорнее других сопротивляется международной дисциплине. Организо­вана лучше других, потому что опирается на два учреждения: Международную Торговую Администрацию (МТА), определяю­щую, что именно происходит — демпинг или субсидирова­ние — и Международную торговую комиссию (МТК), устанав­ливающую, вредит ли такого рода деятельность американским предприятиям и определяющую при необходимости уровень компенсационных пошлин. Юридический арсенал образуется, в частности, триадой статей 301. Статья 301 Закона о торговле 1974 года, связанная с судебными разбирательствами по поводу конкретных товаров, статья «301-Супер» закона 1988 года, от­носящаяся к общим вопросам торговой политики иностранных держав, и статья «301 -Специальная», относящаяся к странам, где нет достаточной защиты прав интеллектуальной собствен­ности. Но одновременно это и наиболее консервативная систе­ма, ибо все ее усилия направлены к тому, чтобы принудить партнера сесть за стол переговоров для заключения двусторон­него соглашения, вместо того, чтобы обратиться в ВТО, где может быть найдено юридическое решение. Показательной с этой точки зрения была ратификация Марракешских соглаше­ний, обставленная оговорками, которыми ревностно оберега­лись суверенные права США: напоминалось о преобладании норм американского права над международными, объявлялось о сохранении в действии 301-х статей, оговаривалась необходи­мость обязательного согласия Конгресса, если число «неразум­ных и вздорных» решений, противоречащих американским ин­тересам, превышало три. Тем не менее, хотя все эти формули­ровки звучат вызывающе, они редко вступают в прямое проти­воречие с соглашениями ВТО. Не исключено, что они исполь­зовались как средство запугивания, история покажет.

Как бы то ни было, напрашивается следующий вывод: весь­ма многие конфликты разрешаются в соответствии с тщательно разработанными мирными процедурами. Если давление и ока-

зывается, то единственно в коммерческом плане, а юридичес­кий контроль делается все более строгим.

Торговые атташе появились почти сто лет назад из-за по­требности в информации. Несмотря на то, что в те времена уже пользовались иностранными рынками, поскольку международ­ная экономическая деятельность была уже весьма оживленной, новичкам было нелегко освоиться на них. Деловые поездки были связаны с большими трудностями, чем в наши дни, до­бытые сведения распространялись медленнее, не все статисти­ческие данные были равно достоверны, печатались с задержкой и согласно зачастую несовместимым между собой товарным номенклатурам. О юрисдикции, налогах и таможенных поряд­ках было мало что известно, сведения об иностранных пред­приятиях попадались редко, к тому же, трудно было получить доступ к их бухгалтерским книгам, да и разобраться в них было делом нелегким. Вообще говоря, доступная документация была разрозненной, неполной, разномастной, и добыть ее можно было лишь в весьма немногих службах.

В подобных условиях потребность в информации стала на­стоятельной, особенно для начинающих трейдеров междуна­родного уровня, и потребность эта возрастала по мере того, как вследствие универсализации мировой экономики число таких людей увеличивалось. Предприятия нуждались не только в ин­формации, но также и в советах относительно способов про­никновения на рынки, о необходимых мерах предосторожнос­ти, наилучших способах подготовки почвы для ведения дела. Они нуждались также в сведениях о предприятиях, которые могли бы стать их клиентами, партнерами или торговыми представителями, а в некоторых случаях и в рекомендациях, как с ними познакомиться в наиболее благоприятных условиях.

Деятельность торгового советника не выходит из круга ин­формации, советов рекомендаций, устройства встреч, ознако­мительных поездок или организации коммерческих мероприя­тий. Здесь лежит предел его возможностей. В силу своего ста­туса государственного служащего он не может подменять собой предприятия, вести их дела и заключать за них сделки, словом, осуществлять от их имени коммерческие операции. Он — кор­респондент, но не может выступать в качестве представителя и лишь до известного предела служит связующим звеном. Но это не беда, ибо он играет важную роль главным образом на на­чальной стадии поиска подходов к рынку, ориентировки и взвешивания шансов предприятия на успех. Ничего удивитель­ного в том, что после того, как почва подготовлена с помощью торгового советника, предприятие настраивается на верный

       
    Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru
 
  Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru

лад, избирает форму своего вхождения в рынок, находит себе агента либо представителей, и идет дальше самостоятельно.

Больше вопросов возникает ввиду больших изменений в об­ласти информации. В наши дни в информации нет недостатка, она скорее избыточна. Она быстро распространяется, в изоби­лии публикуется, ее всегда можно получить во все более многочисленных центрах документации, как внутри страны, так и за границей. Везде в мире имеются банки данных, куда можно обратиться за справкой. Статистика приведена к еди­ным нормам, международные организации публикуют едино­образные серии, дающие возможность делать сравнения как в пространстве, так и во времени. За исключением еще отгоро­женных от внешнего мира, еще не утративших отпечаток не­обычности стран, слишком далеких и потому редко посещае­мых, где говорят на малоизвестных языках, торговый советник уже не обладает исключительностью исходной информации. В то же время по мере того, как рынки дробятся на все более мелкие секторы и как следствие этого становится все более узкой специализация производимых изделий, спрос переклю­чается на более сложную, более научно обоснованную инфор­мацию, все более похожую на работу по индивидуальным зака­зам. Так, больше интереса вызывает теперь не просто рынок одежды, а, допустим, рынок детской одежды, разделенный к тому же по возрастным категориям. Самая ценная информация в большей мере касается рынка вполне определенного товара, чем рынка определенного рода деятельности или какой-либо категории товаров. Такая вполне целенаправленная и индиви­дуализированная информация должна стать объектом специ­ального поиска и изучения, для чего требуется больше време­ни, чем то, которым располагают торговые отделы посольств, находящиеся в долгу — статус государственной службы обязы­вает — перед всеми предприятиями, способными воспользо­ваться их советами.

Другая перемена заметна в растущем числе предприятий, разбирающихся в международной экономике. Крупные пред­приятия не могут уже избежать внешнего мира и среди них редко встречаются нуждающиеся в том, чтобы их держали за ручку, когда они делают первые шаги на международной арене. Как правило, они располагают либо средствами, либо возмож­ностями справиться самостоятельно. Предприятия помельче, ориентированные на более узкие, но вполне ими освоенные рынки, уже знают, что делать, во всяком случае из самого глав­ного. В их число входят высококонкурентные малые и средние предприятия. В целом, стало меньше тех, кто действительно нуждается в традиционном снабжении информацией, зато воз-

растающий спрос на нее сопровождается теперь более высоки­ми требованиями.

Наконец, и это новое явление, все более многочисленные поставщики услуг в состоянии удовлетворять нужды предпри­ятий. Помимо торговых палат в зарубежных странах, стоящих особняком из-за своего почти институционального статуса, о котором пойдет речь ниже, помимо уже упоминавшихся бан­ков данных, имеется великое разнообразие советов предпри­ятий по вопросам управления, экспорта, капиталовложений, налоговым и юридическим, консультантов по связям и продви­жению товаров, устроителей торговых выставок и профессио­нальных салонов, и много другого. В их пользу говорят выгод­ные стороны их специализации, предприятиям не составляет труда прибегнуть к их услугам и тем самым снять часть забот с плеч торгового советника.

В свое время виды материальной и финансовой помощи пред­приятиям, чтобы помочь им справиться с исключительно вы­сокими требованиями внешних рынков, были многочисленны и разнообразны. Во всех или почти во всех странах эта помощь объяснялась двумя причинами. Во-первых, плохо изученные, малоощутимые и с трудом поддающиеся оценке риски внешне­го рынка во всем мире значительнее таковых на внутреннем рынке, а от нередко сопровождающей их политической опас­ности нельзя оградиться обычными способами. Во-вторых, не­сходство механизмов финансирования, образовавшихся в боль­шинстве стран, само по себе влекло за собой столь значитель­ные нарушения правил конкуренции, что экспортные кредиты стали одной из наиболее болезненных точек международной конкуренции. Дело зашло так далеко, что предприятиям, не способным обеспечить одинаковый уровень с предложениями соперников, грозило неизбежное разорение. Поскольку вмеша­тельство государства, стремившегося дать им такую возмож­ность, просто помогало им справиться с трудностью, которую они не были в состоянии устранить, то предприятия к такой поддержке относились, как к чему-то само собою разумеюще­муся. Действительно, в эпоху обособленных финансовых рын­ков эти различия в возможностях внешнего финансирования проистекали от различий экономического положения и внут­ренней политики разных стран, которые в каждой из них оп­ределялись прежде всего уровнем внутреннего накопления, процентными ставками, состоянием платежного баланса, ва­лютной и финансовой политикой. Внутренние рынки не крои­лись по единой мерке, а на внешних царили конкуренция и арбитражные суды.

Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru Два эти обстоятельства дополнялись почти всеобщим стремлением к поощрению экспорта (в те времена капиталов­ложения не особенно ценились и никто не задумывался о по­литике в области импорта). Причины тому были разные: то не­хватка валюты, то неурегулированность внешних платежей, то курс на интернационализацию деятельности предприятий, но любая политика исходила из убеждения, что экспорт следует поддерживать не только потому, что дело это непростое, но также и потому, что он особенно благотворен для страны.

Наконец, стало ясно, что в менее развитых странах запасы валюты и даже внутренние накопления недостаточны для вы­деления денег на нужды развития, то есть на ввоз средств про­изводства. Порою они были слишком скудны даже для просто­го сохранения места национальной экономики в мировом то­варообмене. Возникла, таким образом, необходимость воспол­нить их нехватку с помощью внешнего финансирования на ис­ключительно благоприятных условиях — за счет финансовых вливаний или чрезвычайно щедрых торговых кредитов.

В итоге совокупное действие усилий, направленных на ре­шение четырех задач: оградиться от наиболее опасных рисков, уравнять условия конкуренции, содействовать экспорту и от­крыть недостаточно денежные рынки повлекло за собой дол­гую череду операций, подробное описание которых навеяло бы скуку, однако напоминание наиболее существенного даст о них общее представление.

Наиболее важной чертой этих мер является взятие на себя государством забот об устранении политического риска. Речь идет о защите от последствий заранее не оговоренных мер, принимаемых каким-либо правительством и ведущих к растор­жению договора, препятствующих его оплате или выполнению, либо лишающих предприятие его капиталовложений. Особен­ность этого риска в том, что обычно не представляется воз­можным обезопасить себя от него. Не следует путать неограни­ченные полномочия государств с самоуправством или беззако­нием. Правительство, парламент могут на вполне законном ос­новании прибегнуть к совершенно оправданной мере, ради­кально нарушающей условия договора либо причиняющей ог­ромный вред: изменение налоговой системы, введение контро­ля за валютным обменом, обязательное реинвестирование при­были, национализация, и т.д. За исключением незначительных операций в хорошо изученных странах с предсказуемым поли­тическим курсом, предприятия не могут позволить себе такой риск, во многих случаях угрожающий самому их существова­нию, а посему они стараются застраховаться от него. Но за­страховаться от превратностей политической жизни невозмож-

но, было бы затруднительно подсчитать на рациональной осно­ве сумму премий и выплат на покрытие таких рисков. Действуя по разным каналам, чаще всего прибегая к государственному страхованию кредитов (КОФАСЕ во Франции, Гермес в Герма­нии, ЕСГД в Великобритании, ИНА в Италии), государства берут на себя расходы, связанные с таким риском, в объеме и на условиях, менявшихся с течением времени и в зависимости от страны.

Если политический риск, включающий невыплату долга го­сударством-должником или зависящими от него учреждениями изначально и почти всегда обеспечивался государственными гарантиями, неплатежеспособность иностранного частного должника стала гарантироваться не сразу, а постепенно, в то время, как нужда в таких гарантиях была настоятельна. Непол­нота финансовой информации об иностранных покупателях и отсутствие конкретного знакомства с ведением ими дел, труд­ности в обеспечении надежных поручительств выплаты долж­ных сумм и на весь срок некоторых видов финансирования (до десяти лет, с учетом времени производства) вынудили многие страны включить этот вид неплатежеспособности в число рис­ков, под которые ими давались страховые гарантии.

Особенность экспорта заключается в том, что в подавляю­щем большинстве случаев он в гораздо большей мере, чем про­дажи на внутреннем рынке, сочетается с финансированием, предлагаемым поставщиком (кредит поставщика) или его бан­киром (покупательский кредит), и не столько с использовани­ем средств, собранных клиентом. Большая сумма экспортных кредитов, даже высококачественных, могла бы, в отсутствие га­рантий, создать чрезмерные опасности для финансовой устой­чивости наиболее деятельных операторов за границей — пред­приятий и даже банков. Насущная необходимость избежать того, что в данных условиях могло бы побудить отказаться от экспорта, естественно, способствовало оправданному вмеша­тельству государства.

Выравнивание условий конкуренции относится главным об­разом к средне — и долгосрочному финансированию экспорта, причем условия эти определяются не столько состоянием кон­куренции, сколько собственными возможностями внутренних механизмов финансирования каждой страны. Для этих целей большинство правительств располагает механизмами и специа­лизированными банковскими учреждениями: Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ) во Франции, Эксимбанк в США, Медиокредито Нейтрале в Италии. Эти механизмы обла­дают двумя преимуществами: во-первых, всегда располагают необходимыми ресурсами (следовательно, не подлежат возмож-

 
  Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru

 

ным кредитным ограничениям), а, во-вторых, дают возмож­ность пользоваться субсидированными, то есть более низкими, чем рыночные, процентными ставками.

Разумеется, все то, о чем шла речь выше, тесно связано с расширением экспорта, и столько усилий не прилагалось бы, если бы к этим причинам не добавились другие, однако основ­ная цель повлекла за собой ряд других мер, направленных к тому, чтобы побудить предприятия проникнуть на иностран­ные рынки, а посему амортизирующих трудности экспорта. В их число входят все мероприятия, направленные на уменьше­ние риска неудачи освоения нового рынка, включая страхова­ние риска неудачи, страхование предложения, ярмарочное страхование, и имеющие целью обеспечить минимальную ком­пенсацию авансированных расходов в расчете на реализован­ный оборот. Сюда же можно отнести организацию государст­венными агентствами — во Франции Французским Комитетом экономических мероприятий за границей (ФКЭМГ) — учас­тия в торговых выставках или профессиональных салонах, ко­торые за необычайно низкую цену избавляют предприятие от любых хлопот, включая сооружение стендов, составление ката­лога, проведение рекламы, и т.д. К достижению той же цели направлены операции технического сотрудничества экономи­ческого характера (во Франции под управлением АТСПЭ1), смысл которых состоит в том, чтобы познакомить предприни­мателей с техническим оборудованием и сблизить их с пред­приятиями, использующими это оборудование, чтобы не быть забытым в ходе будущих консультаций или обращений с дело­выми предложениями. Сюда же относятся гарантии валютного обмена (для стабилизации паритета), предварительное финан­сирование под устойчивый процент (для укрепления процент­ной ставки), а также система мер, характерная только для Франции — гарантии от экономического риска (чтобы ограни­чить влияние на стоимость контракта роста цен, который мог бы произойти вследствие инфляции, превышающей среднее ее значение для стран ОЭСР). Эти три перечисленных меры улуч­шают условия предложения в чувствительных местах и могут положительно отразиться на покупателе, давая ему возмож­ность воспользоваться как устойчивостью паритетов и про­центных ставок, так и известной свободой маневра в стремле­нии ограничить последствия использования пункта о пересмот­ре контрактных цен.

Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru 1 Агентство технического сотрудничества в промышленности и эконо­мике.

Комплекс указанных мер следовало бы дополнить всеми су­ществующими механизмами субсидирования. Перечислять их все нет нужды, достаточно упомянуть сельское хозяйство и су­достроение, обратив внимание на не утраченное и дополни­тельно приобретенное ими значение.

Последняя из названных в этом перечне причин состоит в необходимости освоения новых рынков. Она находится рядом с тремя уже упомянутыми, но дополняет их иным подходом к государственной поддержке, поскольку она сообразуется уже не с условиями, возникшими вследствие конкуренции, а с тем, что нужно клиенту либо приемлемо для него. А это в свою оче­редь ведет к приспособлению условий финансирования либо с особенностями экономики страны покупателя ввиду скудости ее ресурсов (есть еще и кредиты поддержки), либо с особен­ностями самого проекта ввиду его предполагаемой окупаемости (таково мнение банкира, ставшего главным идеологом деловых подходов Эксимбанка), либо, наконец, с теми, которые благо­приятствовали бы заключению большого числа крупных кон­трактов (такова точка зрения коммерсанта, представлявшего Францию при подписании в 70-х годах многочисленных фи­нансовых протоколов, в частности, с СССР). В последнем слу­чае трудность состояла в том, чтобы создать разновидность фи­нансирования, представляющую собой нечто среднее между помощью, предоставляемой на чрезвычайно выгодных услови­ях, и экспортными кредитами, выделяемыми на более благо­приятных нежели рыночные условиях, но предполагающими такие достаточно жесткие механизмы использования, как точно оговоренные сроки предоставления кредита, уровень за­датка, местное финансирование, процентные ставки. С этой целью во Франции были созданы в 1962 году так называемые «смешанные кредиты», соединявшие в рамках одного и того же финансирования экспортные кредиты и выплаты в виде помо­щи. Мало кто из конкурентов смог последовать этому примеру, чаще всего они сурово осуждали усмотренное ими нарушение правил конкуренции, поскольку затруднения, с которыми они столкнулись в попытках ввести и у себя такой смешанный тип финансирования, не склонял их, естественно, к снисходитель­ности.

Характерная для всех этих мер помощи особенность заклю­чается в применении общих механизмов к конкретным услови­ям: к такому-то контракту, такому-то капиталовложению, тако­му-то участию в выставке, такой-то задаче, поставленной перед экспортерами. Таким образом, каждый случай рассматривается в отдельности на основе изучения местных условий, осущест­вляемого дипломатическими миссиями, которые в некоторых

странах, особенно в странах, широко пользующихся кредитом, уделяют этому значительную часть своего рабочего времени. Кстати, меры такого рода могут служить превосходным инстру­ментом экономической дипломатии. Предоставление какой-либо стране кредитов на льготных условиях, как это случилось в 70-е годы на основе франко-советских протоколов, считалось важнейшим средством укрепления экономических и даже по­литических связей.

Существовало лишь два ограничителя для развития такой системы финансирования. Во-первых, предельно допустимое расхождение с условиями финансирования и страхования, предлагаемыми рынком, чтобы эти условия оставались доста­точно привлекательными. Во-вторых, финансовые расходы, ко­торые могли позволить себе государства, предоставляющие та­кого рода льготы, ибо предоставить субсидию значило запла­тить за валюту, которую она собирается приобретать, цену, превышающую ее нормальный паритет. Однако, и с той, и с другой точки зрения в середине этого отрезка времени произо­шли важные перемены. Благодаря внедрению новой техноло­гии и разрегламентации финансовых операций, в области фи­нансирования появилась возможность находить на рынках обильные источники средств на гибких, меняющихся по обсто­ятельствам, условиях, зачастую лучше отвечающих потребнос­тям покупателя. Одновременно с этим порядок, заведенный в рамках ОЭСР относительно экспортных кредитов и государст­венной помощи привел к тому, что первые стали не так явно облекаться в форму уступок, а вторые теперь более походили на безвозмездные субсидии. Таким образом, экспортные кре­диты приобрели большее сходство с видами кредита, предлага­емыми на рынках, в то время, как стала заметнее их разница с субсидиями на развитие, что способствовало смягчению конку­ренции и, в конечном счете, перевело ресурсы и способы фи­нансирования экспорта в разряд обыденных операций. Знаме­нательно, что Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ), созданный в конце войны для нужд финансирова­ния экспорта, потерял на этих операциях свой главный тор­говый фонд, но затем перестроился, кстати, успешно, в банк финансирования предприятий и, в конечном счете, слился с Национальным кредитом, еще одним учреждением государ­ственного финансирования, также лишившимся привилегий в распределении среднесрочных кредитов на переоборудова­ние промышленности. Международная деятельность новооб­разованного учреждения НАТЕКСИС ничем особенным сейчас не отличается.

Наконец, уместно напомнить, что возможность выдавать субсидии на нужды экспорта значительно офаничена междуна­родными соглашениями.

Нечто подобное происходило и в области страхования кре­дитов. В лоне Европейского союза политический риск не имеет более смысла, и страхование кредитов должно быть только частным. На других континентах в экономике мощных госу­дарств существуют сходные особенности, уменьшающие поли­тический риск, так что частные страховщики и банки могут позволить себе страхование большего объема рисков. Мало-по­малу образовались общественные регистрационные и справоч­ные агентства, собирающие сведения о предприятиях. Они усо­вершенствовали методику работы, создали международные уч­реждения, благодаря которым появилась возможность быстро получать нужную информацию, достоверность которой надеж­но гарантируется и которая постоянно проверяется и уточняет­ся. На рынках предлагаются новые способы защиты от риска при валютном обмене, что в большинстве случаев делает не­нужными использование услуг государственного страхования кредитов. Добавим для полноты картины, что многие их этих учреждений были приватизированы, в том числе Французская Компания страхования экспортных кредитов (КОФАСЕ).

Как мы убедились, пересмотры имеют далеко идущие пос­ледствия, но наиболее сильные изменения претерпевают, по сути, методы и ближайшие цели, на магистральных направле­ниях они не столь заметны. Вскрывая глубоко лежащие побу­дительные причины, двигавшие правительствами, можно уви­деть новый облик экономической дипломатии, понять, каким курсом она идет и какими средствами может располагать.

Новые мотивации

Мотивации 50-х и 60-х годов, как и используемые средства, по всей видимости, устарели.

Уже недостаточно увеличивать экспорт, поскольку часть продаваемой продукции обязательно иностранного происхож­дения и поскольку существуют и другие способы оживить свою деятельность на международном уровне. Если бы экономичес­кая дипломатия по прежнему отдавала предпочтение только экспорту, ей грозила бы опасность вступить в противоречие со многими стратегическими установками предприятий. Разумеет­ся, не стоит бросаться из одной крайности в другую и прихо­дить к выводу, что объем экспорта таков, что заниматься им уже не стоит. Не нужно забывать о том, что его уровень есть важная составляющая внутренней деловой активности, а посе-

       
    Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru
  Традиционные обязанности, подвергшиеся частичному пересмотру - student2.ru
 

му, чем он значительнее, тем лучше. Тем не менее, поскольку он стал просто одним из показателей международного положе­ния экономики той или иной страны, он не служит более единственным надежным свидетельством ее конкурентоспособ­ности.

Обеспечение положительного сальдо торгового баланса и сбалансированности стали бы ответом на некоторые из сделан­ных замечаний, поскольку такая более масштабная задача свела бы в единое целое импорт и секторальные показатели, но постановка такой задачи предполагает для начала весьма тща­тельные аналитические исследования для нужд определенной политики в сфере промышленности и услуг, охватывающей все вплоть до мельчайших подробностей, время которых пока еще не наступило.

Более разумно было бы зарабатывать валюту, потому что тогда можно было бы подвести общий фактический баланс всего товарообмена, но во времена общей конвертируемости и отмены контроля над валютным обменом, проблема уже не сводится прежде всего к валюте, а функционирование рынков производных финансовых инструментов меняет их исходные посылки.

Таким образом, решение ни одной из этих задач не может более принести удовлетворительного результата. Их формули­ровка исходила из убеждения, что государство целенаправлен­ными, точечными воздействиями на производство и предпри­ятия может оказаться в состоянии устранить кое-какие недо­статки, восстановить нарушенное в отдельных секторах равно­весие или выправить пошатнувшееся положение. Это было возможно в прежние времена, когда пути международной экс­пансии осваивать было легче, чем сегодня. В самом деле, одно из последствий глобализации и универсализации выражается в том, что предприятия получили гораздо более разнообразный, чем прежде, выбор способов экономического развития. Следуя своей общей стратегии, но и по каждому виду товаров в от­дельности и для каждой страны в отдельности, они имеют от­ныне возможность выбирать между экспортом или производст­вом своих товаров за границей, а потому вкладывать капитал либо у себя в стране, либо за границей, производить товары собственными силами или через партнеров, которые могут быть субподрядчиками, обладателями лицензии, наделенными правом беспошлинной торговли или просто союзниками. Лишь один подход окончательно и бесповоротно исключен — прене­брежение внешними рынками, замыкание на внутреннем. Ис­чезла надобность в крестовых походах государства на предпри­ятия, дабы побудить их обратить свои взоры к внешнему миру,

все необходимое уже сделано. По всей видимости, остается лишь убедить и сориентировать некоторые плетущиеся в хвосте малые и средние предприятия, но доведение до нужного уров­ня мелких и средних производителей, сколь бы похвальным и (полезным) ни было это дело, представляется, если оно ничем не подкреплено, несколько куцей задачей для экономической дипломатии страны, притязающей на участие в международной жизни. Качеством, наиболее подходящим для наверстывания упущенного и движения вперед, является не величина пред­приятий, а их способность рассуждать, действовать и завоевы­вать место под солнцем на мировом рынке.

В мире огромных возможностей, в котором мы живем, го­сударства уже не могут строить свою деятельность, формулируя простые краткосрочные задачи. Предприятия сами должны вы­бирать наилучшие направления своего развития. Вот почему именно вокруг предприятий нужно формулировать на будущее цели отечественной экономической дипломатии, а, следова­тельно, новой ее задачей могут стать их прогресс, укрепление, приобретение ими веса в мировой экономике. Не так уж важно, что они занимаются экспортом, важно, чтобы они крепко держали в руках свой рынок сбыта. Не так уж важно, чтобы они зарабатывали валюту, важно, чтобы они зарабатыва­ли. Не так важно, чтобы они сами изготовляли товары, важно, чтобы их марка приобрела известность. Не так важно, чтобы они производили продукцию в других странах, важно, чтобы они добывали там средства на создание новых изделий.

Но какой же от этого прок своей стране, спросят нас? Должна ли экономическая дипломатия бездумно следовать за предприятиями? Разумеется, нет, у нее свои цели, но они могут совпадать с интересами предприятий, тем более, что не­понятно, зачем нужна экономическая дипломатия, которой безразличен их вклад в экономику своей страны. Единственная трудность состоит в том, чтобы оценить полезность их вклада в эпоху, когда, как мы уже видели, национальная принадлеж­ность предприятий не столь очевидна, как прежде, когда в любом случае, поскольку они по необходимости выходят на международный уровень, укреплять отечественные предпри­ятия значит укреплять тем самым иностранные предприятия, с которыми связаны отечественные. Приходится, таким образом, довольствоваться простыми критериями, памятуя о том, что они привязаны к сложной действительности. Обращают на себя внимания два из них. Первый: национальная принадлеж­ность предприятия определяется культурой его менеджмента. Второй: значительность вклада предприятия в экономику стра­ны определяется стоимостью создаваемого на нем квалифици-

рованного труда. Первый критерий подлежит, естественно, оценке в каждом конкретном случае, и, хотя его нельзя втис­нуть в жесткие рамки или взвесить на лабораторных весах, его значение можно обозначить вполне определенно: он несет в себе все разнообразие деловой культуры, в котором воплощены достижения академической науки и научно-исследовательских институтов, профессиональное мастерство, и дух единства об­щества, а также склад человеческих отношений, рождающих этот дух. Хотя второй критерий столь же неодносложен, значе­ние его не менее очевидно: создавать добавленную стоимость и приращение богатства, которое а свою очередь сводится к тре­бованию более квалифицированного труда, нововведений, уме­ния расширять профессиональный кругозор специалистов, способности возглавить грядущие экономические революции.

1 В соответствии с экономическим курсом, основанным исключительно на объеме экспорта и сбалансированности доходных и расходных статей торгового баланса, тысяча франков, <

Наши рекомендации