Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием.

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления предприятием.

Первая классификация по принципу субъектов или пользователей информации.

Анализ внешний и внутренний.

Внешний анализ производится за пределами предприятия заинтересованными лицами (собственники, инвесторы, кредиторы и т.д.).

Основное содержание внешнего анализа составляют:

1. Анализ абсолютных показателей прибыли

2. Анализ относительных показателей рентабельности

3. Анализ финансового состояния

4. Анализ финансовой устойчивости

5. Анализ ликвидности баланса

6. Анализ платежеспособности предприятия

7. Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала

8. Экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Внешний финансовый анализ строится на данных так называемой публичной отчетности, т.е. отчетности, доступной широкому кругу потенциальных пользователей.

Внутренний анализ – это информационно-аналитическое обеспечение администрации, руководителей и специалистов предприятия.

В свою очередь внутренний анализ делится на внутрихозяйственный и внутрипроизводственный.

Внутрихозяйственный производственный анализ включает в себя:

1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.

2. Анализ использования производственных ресурсов.

3. Анализ объема продукции

4. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли (CVP-анализ).

5. Анализ обоснования и реализации бизнес планов.

6. Анализ системы маркетинга

7. и другие подобные вопросы

Внутрихозяйственный финансовый анализ, в отличии от внешнего финансового анализа, включает также объекты, имеющие значение для оптимизации управления, а именно анализ состояния запасов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности и другие показатели, которые анализируются с учетом информации, недоступной внешним пользователям.

Основные отличительные признаки внешнего и внутреннего анализа.

Отличительный признак Внешний анализ Внутренний анализ
1. Цель анализа Разнообразие целей и интересов субъектов анализа Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности
2. Исполнители и пользователи Собственники, инвесторы и кредиторы, участники рынка ценных бумаг, налоговые службы и другие органы Руководители и специалисты предприятия.
3. Информационное обеспечение. Бухгалтерская (финансовая) отчетность Регламентированные и нерагламентированные источники информации
4. Характер предоставления информации. Общедоступная аналитическая информация Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера.
5. Степень унификации методики анализа Наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности. Индивидуализированные разработки.
6. Доминирующий вид анализа Ретроспективный и перспективный. Оперативный


Классификация по содержанию процесса управления.

Анализ бывает предварительный, он же прогнозный, он же перспективный, и последующий, или ретроспективный.

Предварительный анализ используется в планировании и проводится до осуществления хозяйственной деятельности. Особенностью этого вида анализа является рассмотрение явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущего. Т.е. перспективы развития с точки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего хозяйственной деятельности в элементы будущего.

Важнейшими задачами предварительного анализа являются:

1. Прогнозирование хозяйственной деятельности.

2. Научное обоснование управленческих решений и плановых заданий.

3. Оценка ожидаемого выполнения плана.

Последующий анализ.

Проводится после осуществления хозяйственных операций. Он используется для:

1. Контроля за выполнением планов

2. Выявления неиспользованных резервов.

3. Комплексной и объективной оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В свою очередь ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый.

Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуаций за короткий промежуток времени. Цель этого анализа заключается в оперативном выявлении недостатков и своевременном соответствующем воздействии на хозяйственные процессы.

Итоговый анализ базируется на данных бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности и позволяет оценить работу предприятия и его подразделений за достаточно большой, как правило, отчетный период времени (квартал, месяц года). Его ценность заключается в комплексной и всесторонней оценке деятельности предприятия за соответствующий период.

Классификация по объектам управления.

По объектам управления экономический анализ подразделяют на технико-экономический, финансово-экономический, экономико-статистический, и частные виды анализа.

Технико-экономический анализ это анализ, производимый техническими службами предприятия. Его цель заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов и выявлении их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ - это анализ, проводимый внешними пользователями и финансово-экономическими службами предприятия. Основное внимание в этом виде анализа уделяется финансовым результатам деятельности предприятия, выполнению финансовых планов, эффективности использования заемного и собственного капитала, выявлению резервов повышения прибыльности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовой совокупности показателей с целью выявления определенных тенденций и закономерностей.

Классификация по методике изучения объектов.

1. Сравнительный анализ

2. Факторный анализ

3. Маржинальный анализ

4. Экономико-математический

5. Функционально-стоимостной. Представляет собой метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования и освоения производством для возможности сбыта при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Он позволяет выявить и предупредить лишние затраты, за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов, устранения встречных потоков и т.д.

6. и т.д.

Экономический анализ может быть классифицирован и по другим признакам:

1. Признак периодичности. Годовой, квартальный, месячный, декадный, еженедельный, ежедневный, ежечасный.

2. По охвату изучаемых объектов. Сплошной и выборочный.

3. По содержанию программы анализа. Комплексный и тематический.

4. По степени автоматизации аналитических работ. Автоматизированный и неавтоматизированный.

Наши рекомендации