Исследовательская стадия контрольно-ревизионного процесса
Экономические методы управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, расширение их прав согласно Закону о предприятиях, а также активное влияние трудовых коллективов на эффективность хозяйствования внесли определенные коррективы в функции финансово-хозяйственного контроля. Отказавшись от мелочной опеки предприятий и административных методов управления, контролирующие органы
•оказывают предприятиям помощь в рациональном хозяйствовании путем выявления неиспользованных резервов от внедрения достижений научно-технического прогресса, кооперации производства, в выполнении обязательств перед государством, осуществлении распределительных функций согласно действующему законодательству. Выполнение контрольных функций в условиях экономических методов управления предприятиями основано на научном исследовании их деятельности, применении ЭВМ при выполнении контрольно-ревизионных процедур.
Контрольно-ревизионные процедуры осуществляются в процессе исследования деятельности предприятия ревизорами в соответствии с программой ревизии, планами-графиками и календарными планами ревизоров. В зависимости от численности ревизионной
•бригады исследования могут проводиться как параллельным способом — одними ревизорами проверяются денежные средства, другими— товарно-материальные ценности и т. п., так и последовательным — после проверки одних однородных операций переходят к другим до полного завершения контрольно-ревизионного процесса. Независимо от того, параллельно или последовательно организовано исследование, все объекты контроля изучаются во взаимосвязи, поскольку хозяйственные операции в деятельности предприятия взаимообусловлены. Координация выполнения контрольно-ревизионных процедур осуществляется руководителями ревизионной бригады.
Исследование хозяйственных операций- ревизоры проводят при помощи методических приемов, реализующихся выполнением контрольно-ревизионных процедур. Так, инвентаризация ценностей как методологический прием в процессе ревизии осуществляется при помощи процедур организации инвентаризации, проверки ценностей в натуре, счетной и бухгалтерской обработки документов, получения пояснений от материально ответственных лиц по результатам инвентаризации, рассмотрения их центральной инвентаризационной комиссией, принятия решений по выявленным недостаткам и излишкам ценностей. Таким образом, исследование хозяйственных операций в процессе контроля включает проверку достоверности их органолептическими и документальными методическими приемами, соответствия действующему законодательству и нормативным актам, выявление отклонений и принятие по этим отклонениям решений.
Исследованию могут подвергаться все хозяйственные операции за контролируемый период. Например, операции с денежными средствами в кассе проверяются сплошным путем или выборочным; расчеты с покупателями и поставщиками — посредством проведения инвентаризации перед составлением годового отчета. В процессе исследования сочетается использование общенаучных и конкретно-научных (собственных) методических приемов контроля при изучении хозяйственных операций и процессов. Так, на крупных предприятиях при ревизии широко используются общенаучные дедуктивные методические приемы для выявления конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности (рост брака продукции), которые затем исследуются при помощи органолептических (инвентаризация, контрольные замеры) и документальных (исследование документов, отражающих контролируемые операции) методических приемов.
Только всестороннее исследование хозяйственных операций в процессе ревизии с применением различных приемов позволяет дать правильную оценку контролируемым объектам и избежать ошибок. Переход предприятий на рыночные отношения увеличивает потребность в коммерческой информации о финансово-хозяйственной деятельности, а следовательно, увеличивает и объемы ее исследования при выполнении контрольно-ревизионного процесса. С целью своевременного выполнения расчетно-аналитических контрольных процедур по проверке финансово-хозяйственной деятельности (научно обоснованных нормативов расходования сырья на производство продукции, создания безотходного производства, ритма конвейера, оплаты труда, результатов бригадного хозрасчета и т. п.) необходимо применение ЭВМ. В диалоговом общении с ЭВМ ревизор выступает в качестве пользователя ее услуг. Связь пользователя с ЭВМ осуществляется с помощью клавишных устройств, телетайпов, экранных пультов, дисплеев и др.
Ревизор, выступая в качестве пользователя, формирует запрос и направляет в ЭВМ, которая по специальной программе контролирует его корректность и редактирует для обработки на ЭВМ.
Использование диалогового режима общения с ЭВМ основано на формировании запросов ревизора, т. е. на умении правильно составить алгоритм и поставить задачу, для чего необходимо владеть хотя бы общими сведениями о возможностях данной вычислительной машины.
Алгоритмизация — постановка задач по ревизии для решения на ЭВМ, формулирование контрольно-ревизионных процедур в точном общепринятом предписании, определяющем процесс преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм — упорядоченная совокупность арифметических и логических операций, записанных на каком-либо входном языке (цепь математических формул, блок-схема, запись на универсальном алгоритмическом языке), выполнение которых приводит к решению соответствующей задачи.
Под постановкой задачи понимают формулирование исходных посылок, требуемых результатов ее решения и описания математического содержания. В постановке задачи отражаются ее организационно-экономическая сущность, содержание, периодичность решения, связь данной задачи с другими задачами, организация сбора исходных данных и передача их на обработку, временные ограничения на выдачу решения задачи.
Совершенствование финансово-хозяйственного контроля в направлении повышения его активного влияния на процессы управления народным хозяйством осуществляется на технической базе ЭВМ и комплексе технических средств управления (видеотерминалы, интеллектуальные дисплеи и др.). Работы по созданию типовых проектных решений (ТПР) задач, реализующих контрольно-ревизионные процедуры на ЭВМ, ведутся в диалоговом режиме на основе моделей контрольно-ревизионных стандартов. Создание ТПР упрощает общение ревизора с ЭВМ и позволяет полностью удовлетворять запросы в части автоматизации контрольно-ревизионного процесса. Запросы ревизора удовлетворяются ЭВМ путем выдачи через алфавитно-цифровое печатное устройство (АЦПУ) машинограмм, содержащих преобразованную информацию в соответствии с потребностью ревизии, а также вывода информации на видеотерминалы по запросу пользователя.
Таким образом, исследовательский процесс в проведении финансово-хозяйственного контроля состоит из комплекса методических приемов выполнения контрольно-ревизионных процедур, включающих формулирование запроса к ЭВМ, алгоритмизацию и постановку задач, удовлетворение запроса пользователя.
5. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности, их классификация, планирование и организация
5.1. Сущность, содержание и построение (организация) контрольно-ревизионной работы
Функционирование системы финансово-хозяйственного контроля, в которой осуществляется контрольно-ревизионная работа, зависит от рациональной организации. Организация предусматривает упорядоченность взаимодействия отдельных элементов, находящихся в функциональной зависимости. Необходимость в организации контрольно-ревизионной работы появляется в связи с тем, что возникает потребность в целесообразной направленности выполнения контрольных процедур и взаимной увязки однородных по техническому характеру процессов, осуществляемых коллективом работников. Их действия координирует специалист-ревизор, на которого возлагается и обобщение результатов контрольно-ревизионной работы.
Контрольно-ревизионная работа — это совокупность трудовых процессов, связанных с выполнением контрольно-ревизионных процедур, а также с созданием необходимых условий для их проведения.
По организационному принципу контрольно-ревизионная работа может строиться по двум формам — централизованной и децентрализованной.
Централизованная предполагает сосредоточение контрольно-ревизионных работников в звене функционального управления. Преимуществом централизованной формы организации является ее объективный характер и лучшее использование специалистов, вычислительной и организационной техники в процессе выполнения контрольно-ревизионной работы. Недостаток этой формы организации контрольно-ревизионной работы состоит в удаленности контрольного органа от предприятий, что зачастую снижает оперативность контроля и нередко приводит к увеличению командировочных и других расходов. Однако при правильной организации централизация повышает эффективность контрольно-ревизионной работы.
Децентрализованная форма организации контрольно-ревизионной работы характеризуется сосредоточением контрольно-ревизионного аппарата в вышестоящей организации по подведомственности объединений и предприятий (компаниях, ассоциациях и др.). При этой форме руководитель вышестоящей организации имеет возможность больше влиять на соблюдение нормативно-правовых актов подведомственными предприятиями, обеспечение сохранности собственности, рациональное расходование ресурсов. В то же время зачастую возникает мелочная опека за деятельностью предприятий, снижается объективность и действенность контроля, возникают местнические тенденции и др.
По характеру выполнения контрольных функций различают бригадную, индивидуальную и смешанную формы организации контрольно-ревизионных работ.
При бригадной форме контрольно-ревизионные действия выполняет группа специалистов различных профессий, организационно представленных в виде временной бригады контролеров, сформированной для проведения конкретной контрольно-ревизионной работы (ревизии, тематической проверки и т. п.). Бригадная форма организации контрольно-ревизионной работы позволяет всесторонне проверить деятельность предприятия путем выполнения различных контрольно-ревизионных процедур с помощью вычислительной техники, которая повышает оперативность и качество контроля, сокращает сроки его проведения, способствует быстрому устранению недостатков в хозяйственной деятельности.
При индивидуальной форме организации контрольно-ревизионные работы выполняются одним исполнителем-ревизором. В связи с ограниченными возможностями такого контроля эта форма организации применяется при проведении тематической проверки, служебного расследования, ревизии хозяйственной деятельности организаций и небольших учреждений (кооперативов, арендных и малых предприятий).
Смешанная форма организации контрольно-ревизионной работы применяется при участии работников ведомственного, государственного и общественного контроля. Она является разновидностью бригадной формы организации, но отличается большей объективностью, в связи с чем смешанная форма организации контрольно-ревизионной работы имеет широкое применение при комплексных ревизиях и сквозных тематических проверках крупных производственных концернов, объединений. Нередки случаи участия в проведении комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений работников банковских и финансовых органов, что способствует устранению дублирования контрольных функций, выявлению имеющихся резервов и принятию эффективных мер к их использованию, устранению недостатков в работе.
Сочетание различных организационных форм контрольно-ревизионной работы является необходимым условием повышения действенности и эффективности контроля.
Организация контрольно-ревизионной работы осуществляется собственниками предприятий (государством, акционерами, кооператорами, учредителями совместных .предприятий и др.) в соответствии с Законом о предприятиях. При этом предусматривается качественное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий с использованием трудовых коллективов, общественных организаций, привлекая к этой работе специалистов, хорошо знающих планирование и организацию производства, вопросы организации труда и заработной платы, финансов, бухгалтерского учета и др.
Основной задачей контрольно-ревизионной работы является контроль за выполнением государственного заказа на производство продукции, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью общественной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также за пресечением фактов приписок, недостач и хищений, расточительства и бесхозяйственности.
Отличие ревизии от аудита
Существуют два противоположных подхода к управлению организацией: структурный и процессный.
Структурный подход — это построение управления из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная субординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник планового отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких организациях осуществляется через должностных лиц.
По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
1) основные бизнес-процессы;
2) обеспечивающие бизнес-процессы;
3) бизнес-процессы развития;
4) бизнес-процессы управления.
Основными бизнес-процессами являются те, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обеспечивают получение доходов для организации.
Обеспечивающие бизнес-процессы—это вспомогательные процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.
Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стратегическое планирование и т.д.
Бизнес-процессы управления — это выделение систем управленческих действий по работе с документами.
Элементом любой системы управления является контроль. Кон-троль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. Цель ревизии — проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.
Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.
Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора — определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора — представить квалифицированное мнение об отчетности организации.
Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.
Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.
Классификация ревизий
Ревизии являются основной формой последующего финансово-хозяйственного контроля. Характеризуются они и отличаются от других форм контроля тем, что при проверке объектов используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы обосновываются на документально достоверных доказательствах. Выявленные недостатки и нарушения законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность, имеют адресность в части материальной и юридической ответственности. Кроме того, для ревизий характерна конкретность в определении размера ущерба, потерь, недостач ценностей и обоснованность системой доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризаций, пояснительные записки материально ответственных лиц )
Ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий классифицируют по определенным признакам.
В зависимости от ведомственной подчиненности ревизии подразделяются на ведомственные — проводятся работниками данного ведомства на подведомственных предприятиях своей системы; внутрихозяйственные — работниками производственного предприятия, объединения при ревизии деятельности внутренних подразделений (производственных единиц, цехов, участков и др.); вневедомственные— осуществляются органами государственного и общественного контроля; смешанные — организуются ведомственным государственным и общественным контролем.
По организационным признакам ревизии могут быть плановые— проводятся по заранее разработанному и утвержденному плану; внеплановые — организуются в сроки, не предусмотренные утвержденным планом (при стихийных бедствиях, неудовлетворительной работе предприятий, в случаях хищения ценностей и ДР-); перманентные (от лат. permanent — постоянный, непрерывный) — ведутся непрерывно контрольным аппаратом производственного объединения, предприятия на структурных подразделениях (производственных единицах, цехах и др.).
В зависимости от звенности ревизуемых объектов ревизии различают: отраслевые — проверяется деятельность предприятий всей отрасли (ревизия операций по использованию топливно-энергетических ресурсов, сохранности собственности и др.); сквозные — ревизуется деятельность всех предприятий одного звена управления — территориального объединения, компании, ассоциации, строительного концерна и др.; однозвенные — проверяется деятельность одного хозяйственного звена — предприятия.
По содержанию и назначению ревизии подразделяются на тематические, выборочные, комплексные.
При тематических ревизиях проверяются отдельные стороны деятельности предприятия, объединения, отрасли (выполнение плана строительства жилья, выпуска товаров народного потребления и т. п.). Эти ревизии проводятся во всех звеньях народного хозяйства в министерствах, предприятиях различными ведомствами в плановом, неплановом и перманентном порядке. Назначение их' заключается в оперативном реагировании на различные возмущения и конфликтные ситуации в системе хозяйственной деятельности с целью планового регулирования поведения системы в соответствии с заданными параметрами ее функционирования (невыполнение плана производства и поставок продукции, накопление сверхнормативных и залежалых товаров, не пользующихся спросом у покупателей, и др.). Отличаются они от тематических проверок и обследований тем, что выводы их документально обоснованы, результаты оформляются актом с участием представителей ревизующего органа и ревизуемого предприятия, в то время как тематические проверки и обследования могут носить обзорный характер, а выводы и результаты контрольных действий не подтверждаются первичными документами проверяемых хозяйственных операций или процессов.
Результаты тематических проверок и обследований оформляются в основном справкой, служебной запиской на имя должностного лица, выдавшего задание на контрольную проверку. Хотя с этими документами знакомят руководителя проверяемого предприятия, но участия в их составлении он не принимает, а главному бухгалтеру зачастую вовсе не сообщают о содержании проведенной проверки, если она не входит в его компетенцию.
Выборочные ревизии проводятся аналогично тематическим с той лишь разницей, что в них конкретизируются периоды и объекты контроля, выбранные для проверки отдельных видов ресурсов, хозяйственных процессов или операций. Назначение выборочных ревизий такое же, как и тематических, но они могут дать исходную информации для проведения полной комплексной ревизии за не охваченные ею периоды.
При комплексных ревизиях проверяется одновременно производственная и финансово-хозяйственная деятельность предприятия и его структурных подразделений бригадой специалистов различных профессий. Назначение их заключается в наиболее полной и правильной оценке деятельности предприятия за ревизуемый период, выявлении резервов и направлений совершенствования его работы на последующие периоды.
Таким образом, все виды ревизий находятся в системной взаимосвязи, направлены на совершенствование деятельности различных звеньев народного хозяйства, рациональное использование ресурсов, соблюдение нормативно-правового регулирования процесса расширенного воспроизводства.
Планирование контрольно-ревизионной работы
Планирование контрольно-ревизионной работы осуществляется в соответствии с нормативными документами о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. В зависимости от временного интервала различают перспективные и текущие планы контрольно-ревизионной работы.
Перспективные планы составляются министерствами и ведомствами. В них планируется развитие контрольно-ревизионной работы на длительную перспективу в соответствии с планами экономического и социального развития отрасли народного хозяйства. Разрабатываются эти планы контрольно-ревизионными подразделениями и включаются в раздел «Управление отраслью». Содержание перспективных планов контрольно-ревизионной работы включает планируемые мероприятия по выполнению научно-исследовательских работ в области контроля, проектирование автоматизированных систем контрольно-ревизионных процессов на ЭВМ, разработку методик по применению видеотерминалов и аппаратно-программного контроля в процессе ревизий и др. В перспективных планах предусматриваются также подготовка и повышение квалификации специалистов по контролю и ревизии с распределением по годам обучения, учебным заведениям, регионам. Перспективное планирование совершенствования контрольно-ревизионной работы на базе научных исследований, использования ЭВМ и других новейших технических средств обеспечивает неуклонное развитие контроля в хозяйственном механизме в соответствии с возложенными на него функциями в процессе расширенного воспроизводства.
Текущие планы контрольно-ревизионной работы составляются на предстоящий календарный год, квартал, месяц. В них конкретизируются мероприятия по контролю и ревизии, намечаются предприятия, деятельность которых будет контролироваться. Планирование является важнейшим организационным началом контрольно-ревизионной работы. Текущие планы должны учитывать периодичность ревизий, установленную для предприятий и организаций, а также наличие работников контрольно-ревизионной службы и других подразделений, привлекаемых к выполнению контрольно-ревизионной работы.
План контрольно-ревизионной работы составляется за месяц-полтора до начала планируемого года каждой организацией, имеющей подведомственные предприятия и организации. Практика контрольно-ревизионной работы показывает, что целесообразно в плане иметь также данные о времени проведения последней ревизии на предприятии. Эти сведения помогают при планировании1 придерживаться непрерывности ревизионной работы, а также определить ее объем, предусмотреть вид ревизии.
План ревизий составляется руководителем контрольно-ревизионной службы, утверждается руководителем ревизующей организации и хранится как документ, не подлежащий оглашению. Такой порядок диктуется тем, что каждая планируемая ревизия должна быть неожиданной для ревизуемого предприятия.
Планы контрольно-ревизионной работы государственных объединений и других организаций разрабатываются и утверждаются министерствами, ведомствами. При рассмотрении планов руководители органов управления выясняют, все ли предприятия и организации, подведомственные данному органу, охвачены ревизиями и тематическими проверками, нет ли нарушений сроков проведения ревизий, планируются ли комплексные ревизии или предусматривается проведение ревизий одними лишь ревизорами.
Во избежание дублирования ревизий и проверок план контрольно-ревизионной работы ведомственные органы сообщают соответствующим контролирующим органам — учреждениям банков, Министерству финансов и др. Эти органы могут принять участие в проведении ревизии путем выделения своего представителя для включения его в состав ревизионной бригады.
Конкретизация годовых планов контрольно-ревизионной работы осуществляется в календарных квартальных планах, которые составляются за 20—30 дней до начала планируемого квартала. Календарный план содержит те же данные, что и годовой план, но в нем конкретно указывается дата проведения ревизии (начало и окончание), а также состав лиц, которым поручается ее проведение.
Продолжительность ревизии в днях устанавливается из расчета ее качественного выполнения в полном объеме, обсуждения результатов .
При определении очередности ревизий и тематических проверок необходимо учесть: время, прошедшее после предыдущей ревизии; наличие растрат, хищений, недостач и других недостатков в финансово-хозяйственной деятельности; поступление сигналов от правоохранительных органов о злоупотреблении или незаконном действии отдельных работников предприятия; материалы проверок, поступившие от финансовых органов, учреждений банков, общественного контроля, статистических органов и др.; данные текущей отчетности, поступающие в вышестоящую организацию.
На основании квартальных планов руководитель контрольно-ревизионной службы составляет индивидуальные планы (месячные или квартальные) для каждого контролера-ревизора. Вручаются эти планы исполнителям не позднее чем за 10 дней до начала месяца, чтобы они имели время для подготовки к ревизии.
При планировании ревизий преимущество отдается комплексным ревизиям с широким привлечением общественности, рабочих и специалистов, а также предусматривается проверка всей производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объединения.