Кафедра экономики, финансов и природопользования

Кафедра экономики, финансов и природопользования

И.Б. Фомина

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ–ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра экономики, финансов и природопользования

Фомина И.Б.

Корпоративные финансы: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. 84 с.

Рецензент

Д.э.н., проф. Пешкова Е.П.

Учебно-методический комплекс, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3-го поколения, включает в себя учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, методические указания по организации изучения дисциплины и курсовой работы, тематику для выполнения рефератов и курсовой работы, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания для самоконтроля, критерии оценки уровня знаний студентов, глоссарий, контрольные вопросы для подготовки к зачету и экзамену, перечень основной и дополнительной литературы.

В учебно-методическом комплексе учтены требования, обязательные для реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и профилям подготовки «Финансовый менеджмент», «Управление проектами» очной и заочных форм обучения.

Печатается по решению кафедры.

Протокол №4 от 3 декабря 2013 г.

.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о дисциплине……………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………...…7

Учебно-тематический план…….…………………….……………………….9

Программа курса……………………………………………………………...11

Планы семинарских занятий………………………………………………...28

Методические указания по организации изучения дисциплины………….41

Критерии оценки уровня знаний студентов………………………...............43

Методические указания по выполнению курсовой работы ……………….45

Тематика контрольных работ………………………………………………..47

Тематика курсовых работ……………………………………………………49

Задания для самостоятельной работы студентов…………………………..52

Тестовые задания для самоконтроля………………………………………..67

Глоссарий……………………………………………………………………..72

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……76

Контрольные вопросы для подготовки к зачету…………………………...80

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену………………………...81

Приложение…………………………………………………………………...83

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Корпоративные финансы» –сформировать у студентов системное видение и методологический аппарат, что позволило бы им получить представление о теоретических основах и практической реализации механизмов формирования и функционирования финансов корпораций (предприятий, организаций) различных организационно-правовых форм, методах управления корпоративными финансами в современных экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью учебный курс ориентирован на решение следующих учебных задач:

-ознакомиться с современной финансовой системой российской экономики и определить место корпоративных финансов в ней;

-изучить принципы организации корпоративных финансов и ознакомиться с организационно-правовыми формами функционирования бизнеса в современной финансовой системе Российской Федерации;

-рассмотреть правовую, налоговую и финансовую среду ведения бизнеса в Российской Федерации;

-получить общее представление о системе корпоративного финансового управления, ее целях, задачах, функциях;

-изучить фундаментальные концепции и теоретические основы создания и функционирования финансов корпораций;

-изучить модели оценки стоимости финансовых инструментов, лежащие в основе оценки любых финансовых объектов и явлений;

-изучить формы и механизмы управления активами корпорации в целом, а также конкретизировать вопросы управления внеоборотными и оборотными активами;

-освоить методы оценки инвестиционной деятельности и способы эффективного управления инвестиционными проектами;

-изучить механизмы формирования и методы управления источниками формирования активов (капиталом) корпораций (организаций).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

-организацию финансов корпораций с учетом действующего законодательства Российской Федерации;

-теоретические основы функционирования корпоративных финансов;

-современные методы управления активами корпораций (предприятий, организаций);

-современные механизмы формирования и методы управления источниками финансирования активов (капиталом) корпораций (организаций);

-механизмы принятия инвестиционных решений и методы управления инвестиционной деятельностью корпораций;

-системы корпоративного риск-менеджмента.

Уметь:

-определять цели и задачи управления корпоративными финансами в условиях деятельности конкретной фирмы;

-проводить оценку различных видов финансовых инструментов, используемых в практике управления корпоративными финансами;

-анализировать и оценивать различные виды рисков корпораций;

-оценивать эффективность инвестиционных проектов в соответствии с принятой системой критериев;

-разрабатывать дивидендную политику корпорации;

-диагностировать вероятность банкротства фирмы.

-ориентироваться в современных проблемах корпоративного финансового управления.

Владеть:

-аналитическими методами обобщения и анализа информации;

-навыками составления финансовой отчетности;

-различными методами и способами финансового учета;

-техниками финансового планирования и прогнозирования.

Демонстрировать способность и готовность:

-формировать оптимальную организационную структуру корпоративного финансового управления;

-принимать решения в части формирования и управления активами корпорации и их отдельными элементами – запасами, дебиторской задолженностью и денежными активами;

-принимать решения по формированию и управлению источниками формирования активов корпорации (капиталом), включая вопросы управления собственным и заемным капиталом корпорации (предприятия, организации), прибылью;

-осуществлять выбор эффективных инвестиционных проектов и управлять ходом их реализации;

-принимать решения в целях обеспечения финансовой устойчивости корпорации в условиях потенциальной угрозы банкротства.

Обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

-владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

-умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

-пониманием роли и значения информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

-владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17).

Профессиональными компетенциями (ПК) для осуществления организационно-управленческой деятельности:

-способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

-способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

-способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

-способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост стоимости компании (ПК-12).

Профессиональными компетенциями (ПК) для осуществления информационно-аналитической деятельности:

-умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

-способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

-владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

-способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

-способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

-способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

-способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

-способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

-владеть техникой финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

-способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины для очной формы обучения составляет 6 зачетных единиц (ЗЕТ)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:      
Лекции
Практические занятия
Семинары
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:      
Курсовая работа
Другие виды самостоятельной работы -
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Зач Экз

Общая трудоемкость дисциплины для заочной формы обучения составляет 6 зачетных единиц (ЗЕТ)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:      
Лекции
Семинары (С)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:      
Контрольная работа -
Курсовая работа
Другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Зач Экз

Общая трудоемкость дисциплины для заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования составляет
6 зачетных единиц (ЗЕТ)

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Семинары (С)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Курсовая работа
Другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экз.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Корпоративные финансы»

Бакалавриат «Менеджмент»

Наименование раздела и темы дисциплины Лекции Практи- ческие занятия Семи- нары СРС
Раздел 1. Введение в корпоративные финансы
Тема 1.1. Корпоративные финансы в финансовой системе РФ
Тема 1.2. Правовая, налоговая и финансовая среда бизнеса
Тема 1.3. Система корпоративного финансового управления
Раздел 2. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
Тема 2.1. Теоретические основы корпоративных финансов
Тема 2.2. Теория рынка капиталов и оценка стоимости активов
Тема 2.3. Теоретические основы функционирования финансового рынка
Тема 2.4. Теория портфеля
Тема 2.5. Основы управления рисками
Раздел 3. Управление источниками финансирова-ния активов (капиталом) корпорации
Тема 3.1. Управление капиталом корпорации, его структура
Тема 3.2. Управление прибылью корпорации
Тема 3.3. Формирование оптимальной структуры капитала корпорации
Тема 3.4. Дивидендная политика корпорации
Раздел 4. Управление активами корпорации
Тема 4.1. Общие основы управления активами корпорации
Тема 4.2. Управление внеоборотными активами корпорации
Тема 4.3. Управление оборотными активами корпорации
Тема 4.4. Управление запасами корпорации
Тема 4.5. Управление дебиторской задолженностью
Тема 4.6. Управление денежными активами
Раздел 5. Управление инвестиционной деятельностью корпорации
Тема 5.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность корпораций
Тема 5.2. Механизм принятия инвестиционного решения
Тема 5.3. Управление инвестиционными проектами
Курсовое проектирование
Всего

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1.

Содержание и функции корпоративных финансов.

Содержание дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами.

Структура финансовой системы Российской Федерации. Сфера финансов предприятий как центральная часть всей финансовой системы.

Сущность термина «корпорация» в российской экономической практике. Основные характеристики корпорации. Виды корпораций.

Определение и содержание финансов корпораций (предприятий, организаций). Порядок формирования доходов экономических субъектов в процессе распределения и перераспределения стоимости продукта. Финансовые отношения корпорации с другими экономическими субъектами.

Денежные потоки и финансовые ресурсы как объекты управления финансами корпорации. Функции финансов корпораций.

Раздел 2.

Оценка опционов

Опционные стратегии: длинный и короткий колл-опцион, длинный и короткий пут-опцион. Модель оценки теоретической стоимости опциона Ф. Блэка и М. Шолеса.

Кредитный рынок

Определение кредита. Функции кредита. Виды кредита: коммерческий кредит, банковский кредит, акцептный кредит, кредитная линия, овердрафт, синдицированный (консорциальный) кредит, потребительский кредит, ипотечный кредит, государственный кредит, международный кредит, межбанковский кредит.

Ставка рефинансирования Центрального банка (учетная ставка).

Межбанковские ставки: LIBOR – лондонская межбанковская ставка, MIBOR – предложение на продажу, MIBID – предложение на покупку, MIACR – средняя фактическая ставка по предоставлению кредитов. MosPrimeRate – индикативная ставка предоставления рублевых кредитов (депозитов) на московском денежном рынке.

Валютный рынок

Валютный рынок (FOREX). Объект валютного рынка – свободно конвертируемая валюта. Субъекты валютного рынка: межбанковский рынок (прямой и брокерский), биржевой и клиентский рынки.

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

Глобальные, региональные и внутренние рынки. Наличные и срочные сделки. Валютная позиция. Валютный риск. Хеджеры, хеджирование. Спекулянты.

Срочные контракты: форварды и свопы (банковские контракты), фьючерсы и опционы (биржевые контракты). Спот-рынок – рынок немедленной поставки валюты. Прямая и обратная котировки. Курс продажи и курс покупки. Спрэд (маржа).

Срочный рынок

Производные финансовые инструменты. Срочные контракты: форвардные, фьючерсные, опционные и своп-контракты. Биржевой и внебиржевой срочные рынки. Хеджер. Спекулянт. Арбитражер. Форвардный контракт. Фьючерсный контракт. Валютный фьючерс. Процентный фьючерс. Фьючерсный контракт на акции. Опционный контракт.

Тема 2.4. Теория портфеля

Раздел 3.

Управление источниками финансирования активов
(капиталом) корпорации

Теории структуры капитала

Традиционный подход к структуре капитала. Динамический подход к структуре капитала. «Поведенческая финансовая теория». Теорема ММ – теория Модильяни-Миллера. Теория компромисса. Теория стационарной взаимосвязи. Модели асимметричной информации. Инвестиционные модели. Сигнальные модели. Модели агентских издержек.

Виды дивидендной политики

Три подхода к формированию дивидендной политики.

Первый тип – консервативная дивидендная политика: а) выплата дивидендов по остаточному принципу, б) политика стабильного размера дивидендных выплат.

Второй тип – умеренная дивидендная политика: политика минимального стабильного дивиденда с надбавкой в отдельные периоды.

Третий тип – агрессивная дивидендная политика: а) политика стабильного уровня дивидендов, б) политика постоянного роста размера дивидендов.

Раздел 4.

Раздел 5.

Основные понятия теории инвестиций. Классификация инвестиций

Определение инвестиций, их виды и характеристики. Инвестиционная деятельность.

Субъекты инвестиционной деятельности: инвесторы, заказчики, исполнители работ, поставщики, финансовые посредники и др. Объекты инвестиционной деятельности: активы и финансовые инструменты. Реальные и финансовые инвестиции.

Прямые и косвенные инвестиции. Внутренние и внешние инвестиции. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Частные и государственные инвестиции. Первичные инвестиции, реинвестиции, дезинвестиции. Стратегические и спекулятивные инвестиции.

Отечественные и иностранные инвесторы. Индивидуальные и институциональные инвесторы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1.

Семинар 1.1.

Семинар 1.2.

Семинар 1.3.

Раздел 2.

Семинар 2.1.

Семинар 2.2.

Семинар 2.3.

Семинар 2.4.

Теория портфеля

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение портфеля активов и его основных характеристик – доходности и риска.

2. В чем разница между срочным и бессрочным портфелем?

3. Охарактеризуйте однородный и смешанный портфель.

4. Опишите консервативный, умеренно-агрессивный и агрессивный портфель.

5. Дайте определение портфеля роста и портфеля дохода.

6. Опишите алгоритм формирования портфеля долевых активов.

7. Опишите алгоритм формирования портфеля долговых активов.

8. Охарактеризуйте модель смешанного портфеля долевых и долговых активов.

9. Дайте характеристику модели арбитражного портфеля.

10. В чем заключается оценка эффективности управления портфелем?

11. Назовите критерии эффективности портфеля, основанные на оценке его доходности и риска.

Семинар 2.5.

Основы управления рисками

Вопросы для обсуждения

1. Опишите понятие риска. Перечислите действия компании, сопровождающиеся рисками.

2. Если два инвестора работают с одним и тем же набором активов, то могут ли их действия обладать разными рисками? Объясните свою точку зрения.

3. Охарактеризуйте разницу между кредитным и процентным рисками.

4. Что такое реестр рисков и для чего он составляется?

5. Что такое карты рисков? С какой целью они составляются?

6. Сопоставьте показатели косвенного измерения риска: спрэд-доходность и бета-коэффициент.

Литература для подготовки к семинарам
по Разделу 2.

1. Бернстайн П. Фундаментальные идеи финансового мира: Эволюция. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

3. Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс. 4-е изд. – СПб: Питер, 2009.

4. Ван Хорн Дж. К., Вахович (мл.) Дж. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. 12-е изд. – М.: Вильямс, 2010.

5. Бочаров В.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб: Питер, 2010.

6. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. – СПб: Питер, 2011.

7. Тарасевич Л.С. Теория корпоративных финансов: Учебник. / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование, 2008.

8. Мерсер З., Хармс Т. Интегрированная теория оценки бизнеса / Пер. с англ., науч. ред. В.М. Рутгайзер. – М.: Маросейка, 2008.

9. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Раздел 3.

Управление источниками финансирования активов
(капиталом) корпорации

Семинар 3.1.

Практическое занятие 3.1.

Семинар 3.2.

Практическое занятие 3.2.

Практическое занятие 3.3.

Семинар 3.4.

Раздел 4.

Семинар 4.1.

Семинар 4.2.

Практическое занятие 4.2.

Семинар 4.3.

Практическое занятие 4.3.

Семинар 4.4.

Практическое занятие 4.4.

Семинар 4.5.

Практическое занятие 4.5.

Семинар 4.6.

Практическое занятие 4.6.

Раздел 5.

Семинар 5.1.

Семинар 5.2.

Практическое занятие 5.2.

Семинар 5.3.

Практическое занятие 5.3.

Общие замечания.

Занятия по дисциплине «Корпоративные финансы» включают изучение финансовой системы современной российской экономики, в частности, определение места и значения корпоративных финансов в ней, изучение принципов организации корпоративных финансов, рассмотрение правовой, налоговой и финансовой среды функционирования корпораций, организационных структур корпоративного управления.

Важным компонентом освоения дисциплины является изучение фундаментальных концепций корпоративных финансов, в том числе знакомство с теоретическими основами и современными дискуссионными теоретическими позициями, возникшими в связи с необходимостью критического переосмысления причин и последствий мирового финансового кризиса.

В рамках изучаемой дисциплины рассматриваются вопросы управления источниками финансирования активов (капитала) корпорации, в том числе собственными и заемными источниками, подробно изучаются вопросы управления активами, как оборотными, так и внеоборотными, изучаются основы управления инвестициями.

Для качественной подготовки к дисциплине «Корпоративные финансы» студентам рекомендуется проработать конспект лекций; прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; ответить на вопросы плана семинарского занятия; выполнить домашнее задание; при затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Освоение курса «Корпоративные финансы» потребует от студентов как дневной, так и заочной формы обучения, большого объема самостоятельной работы. Это определяет значимость ознакомления с современной специальной литературой, нормативными актами и публикациями в периодических изданиях по изучаемым вопросам. Последовательность расположения тем курса позволяет студенту постепенно овладеть комплексом новых знаний по изучаемой проблематике и определяет последовательность ознакомления с литературой.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется ознакомиться с указанной литературой, выполнить предложенные для самостоятельного изучения задачи. Рекомендуется составлять развернутые планы раскрытия вопроса по избранным изучаемым темам для рефератов и докладов. Подготовка письменных самостоятельных работ преследует цель лучшего освоения наиболее актуальных вопросов курса, получения методических навыков, ознакомления с практикой организации и управления корпоративными финансами.

Образовательные технологии, используемые в преподавании дисциплины.

Изучение дисциплины предполагает объединение теоретических знаний с практикой управления финансами в организации. Особое внимание уделяется использованию инновационных образовательных технологий, в частности – проведение активных занятий, работы в малых группах, подготовке и презентации студентами докладов и их совместном обсуждении, текущем контроле овладения знаниями в ходе аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, а также проведении промежуточного контроля в форме тестирования.

Виды учебной работы.

Основные виды учебной работы студентов – это лекционные и семинарские занятия, подготовка и обсуждение рефератов, выполнение практических заданий, работа с нормативно-правовыми документами, научной и учебной литературой, освоение аналитической информации.

Формы контроля.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены три формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль успеваемости осуществляется путем опроса студента на активных формах занятий, с последующей оценкой выступления, а также на основе выполнения письменных контрольных работ.

Промежуточный контроль предполагает выполнение тестовых заданий.

Итоговый контроль осуществляется на завершающем итоговом испытании – письменный зачет и экзамен.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Учебная деятельность студентов оценивается с помощью баллов (рейтинговая система).

Вид работ Форма участия Баллы
Семинарские занятия: Активное участие Участие Пассивное участие
Реферат (доклад): Отлично Хорошо Удовлетворительно
Промежуточное тестирование: (две точки контроля в течение семестра) Отлично Хорошо Удовлетворительно
Зачет в 3-м семестре: (является обязательным для всех студентов) Отлично Хорошо Удовлетворительно
Экзамен в 4-м семестре: (является обязательным для всех студентов) Отлично Хорошо Удовлетворительно

Экстрабаллы. Студенты, претендующие на высокие отметки, могут зарабатывать экстрабаллы. Прежде всего, они связаны с посещением занятий. В начале каждого занятия в аудитории будет пущен лист посещения, в котором студенты должны будут поставить свою подпись. Если студент опаздывает на занятие и не успевает поставить свою подпись в листе посещений, то ему не предоставляются дополнительные баллы за этот день. Начисление дополнительных баллов проводится согласно следующей шкале:


Пропуски В % к общей сумме баллов
0-1 Прибавляется 3% к общей сумме баллов
Прибавляется 2% к общей сумме баллов
Прибавляется 1% к общей сумме баллов
свыше 4 Добавление баллов не производится

Помимо этого предусмотрены и другие варианты получения экстрабаллов:

Вид работ Баллы
Выполнение заданий на основе самостоятельного изучения материала, предусмотренного учебной программой 30-50
Тематическая подборка научно-практических и публицистических статей по темам курса с написанием эссе 50-70
Доклад на студенческой конференции с публикацией тезисов доклада (получение призового места на научных студенческих конференциях освобождает от сдачи экзамена)
Публикация статей в студенческих научных сборниках

Общая сумма баллов:

Учебная деятельность Баллы
Активное участие в семинарских занятиях (18*10)
Промежуточный контроль знаний – тестирование (2*50)
Написание реферата и выступление с докладом и слайдами
Зачет (3-й семестр) или Экзамен (4-й семестр)
Всего:

Формирование оценок по дисциплине проводится по шкале

85, 70, 60%. А именно:

отлично 480 – 408 баллов

хорошо 407 – 336 баллов

удовлетворительно 335 – 288 баллов

неудовлетворительно 287 баллов и менее.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы предусмотрено в соответствии с учебным планом в одном из семестров в зависимости от формы обучения.

Курсовая работа является самостоятельным, цельным и системным исследованием студента по изучаемой дисциплине.

Курсовая работа представляет собой законченную разработку, должна отражать умение самостоятельно разрабатывать избранную тему и формулировать соответствующие рекомендации.

При выполнении курсовой работы студент, опираясь на полученные знания по изучаемой дисциплине, должен показать свои способности, умения и сформированные профессиональные компетенции, излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Курсовая работа выполняется на тему, которая кратко и конкретно характеризует объект, предмет и содержание квалификационного исследования.

Объект, предмет и содержание курсовой работы должны соответствовать выбранной теме из предложенных в настоящих методических рекомендациях.

Студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы вместе с обоснованием целесообразности ее разработки при условии соответствия темы содержанию изучаемой дисциплины при наличии потенциальных возможностей ее успешного выполнения и с согласия научного руководителя.

Закрепление темы курсовой работы за студентом утверждается приказом декана факультета по представлению заведующего кафедрой.

Выполнение курсовой работы координирует и контролирует научный руководитель, являющийся преподавателем кафедры.

Руководитель определяет план-график выполнения курсовой работы, контролирует его выполнение и регулярно консультирует студента по возникающим вопросам.

Объем курсовой работы должен составлять 25 – 30 страниц, не считая приложений (1 страница текста – 28 строк по 60 символов в строке).

В структуре курсовой работы должны быть введение, две главы основного текста, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.

Во введении указываются объект, предмет, цель и задачи курсовой работы, обосновывается ее актуальность, теоретическая и (или) практическая значимость, определяются методы исследования, дается краткий обзор информационной базы исследования.

В заключении указываются общие результаты курсовой работы формулируются обобщенные выводы и предложения.

В приложениях размещаются дополняющие основной текст справочные материалы, большие таблицы, нормативные документы, образцы документов и т.п.

Курсовая работа должна иметь титульный лист по форме, представленной в приложении.

Курсовая работа оформляется на русском языке. Работа оформляется в виде текста, подготовленного на персональном компьютере с помощью текстового редактора и отпечатанного на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, 14 кегль (для сносок 12 кегль). Номера страниц размещаются в середине верхнего поля листа. Применяется сквозная нумерация страниц, начиная с титульного листа и включая приложения. Номер страницы на титульном листе не печатается.

При использовании внешних источников информации ссылки на них являются обязательными. Ссылки оформляются сносками, которые размещаются под чертой в нижней части страницы. Сноски должны иметь сквозную нумерацию по главам.

Библиографический список должен иметь следующую упорядоченную структуру:

1) законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации;

2) международные официальные документы;

3) монографии, диссертации, научные сборники, учебники;

4) научные статьи и другие публикации периодических изданий;

5) источники статистических данных, энциклопедии, словари.

Источники 1-й группы перечисляются в порядке их значимости.

Источники 2 – 5-й групп располагаются в алфавитном порядке.

Названия источников описываются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 –2008 и ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическое описание документа».

Защита курсовой работы проводится публично в аудитории в присутствии студенто

Наши рекомендации