Составитель: доцент, м.э.н. Мишкова Маргарита Петровна

Г. Брест 2017 год

Составитель: доцент, м.э.н. Мишкова Маргарита Петровна

Система финансового контроля РБ.

Система финансового контроля в РБ определена Указом Президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной деятельности в РБ». Указом определен перечень контролирующих органов, перечислены их полномочия. Указ начал действовать с 01.01.2010 года изменения в данный Указом внесены указом 332.

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль– это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Формы финансового контроля

Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием «методы».

Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

К основным методам относятся: 1) наблюдение 2) проверка 3) обследование 4) анализ 5) ревизия

1) Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

2) Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

3)Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.

Проверка подразделяются на несколько видов:

1) по содержанию (доказательные и фактические)

2) по способу назначения (плановые и внеплановые)

3) по степени охвата данных (сплошные и выборочные)

4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

Проверки– самые эффективные методы финансового контроля. Как правило, различают встречные, оперативно тематические, комплексные, плановые и внеплановые проверки.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Тематическая проверка проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная проверка включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Министерство по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах

· контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

· контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты

· обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные

· фонды, в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь

· контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств

· при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих

· аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров,

· расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в

· Республике Беларусь

· контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых

· организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за

· исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций)

· контроль за игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении

· деятельности в этой сфере

· контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования

· безвозмездной (спонсорской) помощи

· контроль за соблюдением установленного порядка использования иностранной

· безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации

· такой помощи

· контроль за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной

· валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ)

· международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и

· отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые

· бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды

· контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных

· средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также

· имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового

· обязательства, уплаты пеней

· контроль за соблюдением законодательства:

· регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей

· продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного

· сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий

· регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями

· по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской

· деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе

· налогообложения

· устанавливающего особые режимы налогообложения

· о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками

· о ведении кассовых операций

· об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров

· об обращении нефтяного жидкого топлива

· валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве

· платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной

· продажей иностранной валюты)

Министерство финансов

главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску

местные финансовые органы

контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь

контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и

эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных

целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и

видам расходов

надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за

выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об

оплате труда

контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности

страховых организаций

государственный пробирный надзор

контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными

металлами и драгоценными камнями

контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов

в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики

Беларусь

контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность,

а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению

электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр

Департамент по ценным бумагам

контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг,

деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж

Департамент государственных знаков

контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также

специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности

Министерство экономики

Департамент ценовой политики, структурные подразделения облисполкомов и Минского

горисполкома, на которые возложены функции антимонопольного и ценового

регулирования

контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию

продукции (товаров, работ, услуг), законодательства о ценообразовании, за

соблюдением проверяемыми субъектами антимонопольного законодательства и

законодательства о естественных монополиях

Департамент по санации и банкротству

областные и Минский городской территориальные отделы по санации и банкротству

Министерства экономики

контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований

законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)

И другие контролирующие органы.

Составления акта проверки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

· основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

· даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

· проверенный период;

· должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта;

· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

· наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

· кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

· какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

· описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

· размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

· должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном

· правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчет, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта.

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю, возражения по ним представляются для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки, представления возражений по нему.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим и проверяемыми.

15. Особенности организации и проведения внеплановой тематической оперативной проверки.

При внеплановой тематической оперативной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

· законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;

· условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;

· порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;

· законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;

· законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным

· путем, и финансирования террористической деятельности;

· порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;

· порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

· правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

· порядка уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;

· требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;

· порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;

· законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

· законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;

· законодательства об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива;

· законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке;

· законодательства об охране и использовании объектов животного и растительного мира;

· требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг;

· правил пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом;

· нормативов в области охраны окружающей среды;

· требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

· требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;

· законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств);

· требований законодательства по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также по учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях, осуществлению деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, в случаях проведения проверок:

· на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;

· проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках;

· соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке

· опасных грузов;

· на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств);

· на объектах строительства (в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) по вопросу соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.

Внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях

разных административно-территориальных единиц.

По результатам внеплановой тематической оперативной проверки, в ходе которой установлены нарушения законодательства, проверяющие обязаны составить акт

проверки (в двух экземплярах), а в случае неустановления таких нарушений – справку проверки. В акте проверки указываются:

· дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц,

· проводивших проверку;

· даты начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки;

· должности, фамилии и инициалы представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии

· наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика;

· наличие книги учета проверок (журнала производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 настоящего Положения), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

· проводились ли контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг) и их результаты;

· перечень технических средств, если они применялись;

· факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такие нарушения;

· должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.

По результатам внеплановых тематических оперативных проверок, проводимых органами Комитета государственного контроля, Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, подразделениями Государственной автомобильной инспекции по вопросу соблюдения требований технических нормативных

правовых актов при перевозке опасных грузов, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта, записи в книгу учета проверок не вносятся, а в случае невыявления нарушений актов законодательства справка проверки не оформляется.

Акт (справка) внеплановой тематической оперативной проверки подписывается проверяющими и проверяемым субъектом (его представителем), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй экземпляр передается проверяемому субъекту (его представителю).

Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись.

В случае выявления в ходе внеплановой тематической оперативной проверки бесхозяйного имущества проверяющие с привлечением не менее двух понятых составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества.

Проверки проводимые НБ РБ

Проверки, проводимые Национальным банком в рамках надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе, осуществляются в отношении банков (их обособленных подразделений) и проверяемых субъектов, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковских холдингов, в порядке, установленном Указом Президента №510

Целями проверок являются определение непосредственно на месте финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта, принимаемых им на себя рисков, организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояния системы внутреннего контроля, соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк, а также выявление ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства.

Национальным банком проводятся проверки, целью которых является всесторонняя оценка обстоятельств банковской деятельности, и проверки, целью которых является оценка отдельных направлений деятельности проверяемого субъекта – тематические проверки.

Плановые комплексные проверкиназначаются Председателем Правления Национального банка или его заместителем, а тематические проверки – Председателем Правления Национального банка (его заместителем) или начальником главного управления Национального банка по области (его заместителем) путем издания соответствующего распоряжения

Национальный банк для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки вправе привлечь на договорной основе аудиторскую организацию (аудитора – индивидуального предпринимателя). Договор должен быть подписан лицом, назначившим проверку (его заместителем). Оплата за услуги, оказанные аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем), производится за счет средств Национального банка.

Национальный банк вправе привлечь работников государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» к проведению проверок деятельности банка, принятого на учет, в части установления объема и содержания обязательств этого банка перед физическими лицами, а также проверок правильности расчета таким банком календарных взносов, перечисляемых в резерв данного учреждения.

Понятие аудита.

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов.

Главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности организации в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.

Аудит призван:

· проверять полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

· проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:

· помогают в организации бухгалтерского учета;

· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;

· консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.

Виды аудита

С точки зрения классификационных признаков выделяют внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

Внутренний аудит— независимая оценка внутри организации, необходимая для проверки и определения эффективности ее деятельности. За внутренний аудит отвечает сама организация или один из ее отделов: это контрольный орган внутри самой организации. Цель внутреннего аудита — помочь служащим организации эффективно выполнять свои обязанности. Внутренний аудит предоставляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.

Обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Согласно статье 3 Закона «Об аудиторской деятельности» каждый год обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности обязаны проводить следующие организации: открытые акционерны

Наши рекомендации