Система показателей рентабельности организации
Показатели рентабельности (прибыльности; доходности) - характеризуют экономическую эффективность хозяйственной деятельности организации.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций и являются относительными показателями, так как представляют собой отношение различных видов прибыли организации к определенному показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность (например, к выручке-нетто от продаж; к средней стоимости активов организации; к затратам на производство и реализацию готовой продукции (товаров; работ; услуг) и т.п.
Основными источниками информации для исчисления и анализа показателей рентабельности организации являются:
1) Бухгалтерский баланс (форма № 1);
2) Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
При исчислении показателей рентабельности в числителе формулы могут быть следующие типовые показатели, которые являются ни чем иным, как разновидностями прибыли:
1. Прибыль от продаж (строка 2 220 формы № 2) - это положительный финансовый результат от продажи готовой продукции (товаров; работ;усдуг), производство и реализации которых является обычным видом деятельности фирмы, что закреплено в ее учредительных документах (устав, учредительный договор). С целью исчисления прибыли от продаж из выручки-нетто от продаж вычитается себестоимость реализованных готовой продукции (товаров; работ; услуг), коммерческие расходы, а также управленческие расходы.
Прибыль от продаж – это величина прибыли организации от обычных видов видов деятельности до налогообложения прибыли.
2. Общая прибыль до налогообложения (строка 2 300 формы № 2) – представляет собой сумму прибыли от продаж и прибыли от прочих видов деятельности до налогообложения прибыли.
Прибыль от прочих видов деятельности фирмы (не относящихся к основной или обычной) может быть, например, получена:
2.1) от сдачи имущества опрганизации в аренду; от продажи основных средств, НМА, материалов и иных активов организации;
2.2) в результате поступления убытков или штрафов, возмещенных фирме контрагентами; в результате образования положительных курсовых разниц из-за уменьшения курса иностранных валют и др.
3. Чистая прибыль (строка 2 400 формы № 2) – этоприбыль фирмы, фактически оставшаяся в ее распоряжении после исчисления и перечисления в бюджет суммы налога на прибыль организаций.
При исчислении показателей рентабельности в знаменателе формулы могут быть следующие типовые показатели:
1. Выручка-нетто от продаж (строка 2 110 формы № 2) - показывает общую сумму доходов организации, полученных от обычных видов деятельности за вычетом общей суммыкосвенных налогов, включаемых в выручку (НДС, акцизы).
2. Средняя стоимость активов организации – исчисляется как среднее арифметические общей суммы активов организации на начало и на конец отчетного периода (другими словами, как средняя арифметическая строки 1 600 формы № 1).
3. Средняя стоимости собственного капитала организации - исчисляется по форме № 1 как средняя арифметическая общей суммы собственного капитала организации на начало и конец отчетного периода (средняя арифметическая строки 1 300 формы № 1).
4. Сумма затрат на производство и реализацию готовой продукции (товаров; работ; услуг) – исчисляется по форме № 2 как сумма строки 2 120 «Себестоимость продаж», строки 2 210 «Коммерческие расходы», строки 2 220 «Управленческие расходы».
5. Средняя стоимость собственного капитала + средняя стоимость долгосрочных обязательств, составляющие в итоге среднюю стоимость перманентного (постоянного) капитала, исчисляемого по форме № 1 по формуле:
Средняя стоимость Средняя стоимость Средняя стоимость
перманентного = капитала и резервов долгосрочных обяза-
капитала за за отчетный период + тельств за отчет-
Отчетный (среднее арифмети- ный период
Период ческое показателей (среднее арифмети-
Строки 1 300 ческое показателей
Формы № 1 строки 1 400
Формы № 1)
В таблице 26 представлены показатели, характеризующие рентабельность хозяйствующего субъекта, которые наиболее часто применяются в практике экономического анализа.
Таблица 26
Показатели, характеризующие прибыльность(рентабельность)
Хозяйствующего субъекта
Наименование показателя | Способ расчета | Экономический смысл |
1. Рентабельность продаж (R1) | Прибыль от продаж R1 = ---------------------------- = Выручка-нетто от продаж Строка 2 220 формы № 2 = ----------------------------------- Строка 2 110 формы № 2 | Показывает, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной готовой продукции (товаров; работ; услуг) до исчисления налога на прибыль организаций. |
2. Общая рентабельность (R2) | Общая прибыль до налогообложения R2 = --------------------------------- = Выручка-нетто от продаж Строка 2 300 формы № 2 = ----------------------------------- Строка 2 110 формы № 2 | Показывает, сколько рублей общей прибыли до налогообложения приходится на 1 рубль выручки-нетто от продаж. |
3. Чистая рентабельность (R3) | Чистая прибыль R3 = --------------------------- = Выручка-нетто от продаж Строка 2 400 формы № 2 = ---------------------------------- Строка 2 110 формы № 2 | Показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль выручки-нетто от продаж. |
4. Экономическая рентабельность (R4) | Чистая прибыль R4 = ---------------------------- = Средняя стоимость активов Строка 2 400 формы № 2 = ----------------------------------- ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Строка 1 600 формы № 1 | Показывает, сколько рублей чистой прибыли в среднем приходится на 1 рубль общей величины имущества (активов) фирмы и таким образом характеризует эффективность использования имущества. |
5. Рентабельность собственного капитала (R5) | Чистая прибыль R5 = --------------------------- = Средняя стоимость собственного капитала Строка 2 400 формы № 2 = ------------------------------------- ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Строка 1 300 формы № 1 | Показывает,сколько рублей чистой прибыль в среднем приходится на 1 рубль величины собственного капитала фирмы и таким образом характеризует эффективность использования собственного капитала. |
6. Затратоотдача (R6) | Прибыль от продаж R6 = ---------------------------------- = Затраты на производство и реализацию продукции Строка 2 210 формы № 2 = ---------------------------------------- (Строка 2 120 + Строка 2 210 + + Строка 2 220) формы № 2 | Показывает, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на производство и реализацию продукции и характеризует эффективность произведенных затрат. |
7. Рентабельность перманентного капитала (R7) | Чистая прибыль R7 = ------------------------------------ = Средняя стоимость собственного капитала + + Средняя стоимость долгосрочных обязательств Строка 2 400 формы № 2 = ---------------------------------------- ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ (Строка 1 300 + Строка 1 400) формы № 1 | Показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль перманентного капитала (собственный капитал + +долгосрочные обязательства) фирмы и таким образом показывает эффективность использования перманентного капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. |
Можно заметить, что, чем выше показатели рентабельности, тем выше результативность хозяйственной деятельности организации, что, в частности, проявляется в увеличении величины прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы организации (20, с. 85).
Контрольные вопросы к параграфу 2.3.2:
1. Каков экономический смысл показателей рентабельности (прибыльности; доходности) организации?
2. Какие источники информации применяются для анализа и оценки показателей рентабельности?
3. Какие типовые показатели могут находиться в числителе формул, применяемых для расчета показателей рентабельности?
4. Дайте определения понятий «прибыль от продаж»; «общая прибыль до налогообложения»; «чистая прибыль».
5. Какие типовые показатели могут находиться в знаменателе формул, используемых для расчета показателей рентабельности?
6. Дайте определения следующих понятий: «выручка-нетто от продаж»; «средняя стоимость активов организации»; «средняя стоимость собственного капитала организации»; «сумма затрат на производство и реализацию продукции»; «средняя стоимость перманентного капитала организации».
7. По какой формуле исчисляется показатель рентабельности продаж (R1)? Каков экономический смысл данного показателя?
8. Как исчисляется показатель общей рентабельности (R2)? Каков экономический смысл рассматриваемого показателя?
9. Какая формула применяется для исчисления показателя чистой рентабельности (R3)? Какой экономический смысл заключается в данном показателе?
10. По какой формуле производится расчет показателя экономической рентабельности (R4)? Каков экономический смысл показателя R4?
11. Как исчисляется показатель рентабельности собственного капитала (R5)? Каков экономический смысл рассматриваемого показателя?
12. Как исчисляется показатель затратоотдачи (R6)? Охарактеризуйте экономический смысл указанного показателя.
13. Какая формула применяется для исчисления показателя рентабельности перманентного капитала (К7)? Какой экономический смысл заключен в данном показателе?