Аудит работы служб управления персоналом.
Цепь этого аудита — оценка издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности в соотнесении с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами других организаций и с целями организации.
Оценка деятельности кадровых служб - - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом: качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская и трудовая дисциплина, текучесть кадров.
Приведем наиболее важные виды деятельности службы управления персоналом1 и критерии, которые можно рассматривать индикаторами деятельности этих служб.
Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом:
• Советы и консультации менеджерам по выявлению и решению проблем, связанных с персоналом.
• Доведение до менеджеров общей философии, юридического смысла и стратегии, связанных с трудовыми отношениями.
• Советы и консультации менеджерам в области трудовых отношений;
• Обеспечение последовательных и взвешенных взаимоотношений со всеми работниками предприятия.
• Осуществление контроля за рассмотрением жалоб.
• Советы и консультации менеджерам по штатной политике и связанным с ней проблемам.
• Координация процедур, связанных с набором персонала.
• Доведение до менеджеров программ оплаты труда и вознаграждений менеджеров относительно правового смысла практики зарплаты.
• Регистрация и доведение до служащих программ вознаграждений.
• Разрешение проблем, связанных с вознаграждениями.
• Назначение пособий (компенсации, пенсии и т.д.).
• Помощь и консультации руководству в решении проблем
оплаты.
• Хранение и систематизация кадровой документации.
• Обеспечение соответствия с законодательством по вопросам
найма.
• Разъяснение основных направлений и целей кадровых программ и кадровой политики фирмы.
• Обсуждение с руководством практических вопросов осуществления этих программ.
Основные критерииоценки эффективности работы отделов управления персоналом:
Субъективные критерии.
• Степень сотрудничества служб с отделом управления персоналом.
• Мнение линейных менеджеров об эффективности отдела.
• Готовность к сотрудничеству со всеми работниками при решении проблем и разъяснении политики фирмы.
• Доверительность взаимоотношений с работниками.
• Быстрота и эффективность реакций на адресуемые отделу запросы.
• Оценка качества услуг, оказываемых отделом другим подразделениям фирмы.
• Оценка качества информации и советов, выдаваемых отделом высшему руководству.
• Удовлетворенность либо неудовлетворенность клиентов-менеджеров и работников.
Объективные критерии.
• В какой степени отдел реализует стратегию поддержки планов руководства в отношении людских ресурсов.
• Положительные действия по достижению целей.
• Среднее время выполнения заявок, требований.
• Отношение бюджета отдела к численности обслуживаемого персонала.
Оценка эффективности отдельных программ управления персоналом базируется на определении, насколько хорошо чувствует себя фирма в достижении своих целей и выполнении соответствующих задач. Оценка служит объединяющей силой, фокусирующей внимание на решающих в данном случае аспектах. Это качество выполнения работы, удовлетворенность работников, текучесть и прогулы.
Критерии оценки могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Собственно экономическая эффективность:
• показатели эффективности (отношение стоимости рабочей силы к полученному результату);
• стоимость оцениваемой программы на одного работника.
2. Показатели степени соответствия.
3. Степень удовлетворенности работников:
• удовлетворенность работников деятельностью службы (например, обучением, оплатой, премиальными, служебным
продвижением);
• удовлетворенность работника своей работой.
4. Косвенные показатели эффективности работы служащих:
• текучесть кадров;
• абсентеизм — количество самовольных невыходов на работу;
• брак (например, по причине плохого качества продукции);
• прочие показатели качества труда;
• частота заявок о переводе на другие работы;
• количество жалоб;
• безопасность труда и количество несчастных случаев.