Аудит интеллектуального капитала.

Важный исход­ный момент — возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.

При анализе интеллектуального капитала выделяют три со­ставляющие его структуры:

• «человеческий капитал»;

• «структурный капитал»;

• «потребительский капитал».

Человеческий капитал — это часть сотрудников фирмы, спо­собных к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа со­трудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. Иначе говоря, человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются мораль­ные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.

Структурный капитал— это система организации и обес­печения эффективной р.-боты человеческого ресурса и включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организацион­ных способностей фирмы. Потребительский капитал - это сформированная система отношений с потребителями продук­ции данной организации, с поставщиками и характеризуется сте­пенью предпочтения потребителей товаров и услуг только тор­говой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.

Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:

1) формирование коллектива сотрудников, составляющих осно­ву человеческого капитала организации путем систематиче­ского поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы.

2) создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовле­творения от результатов своей деятельности, стремление к взаимообучаемости и взаимозаменяемости в работе с кли­ентами.

3) формирование банка знаний, включающего собственные ис­следования и разработки; накопленный опыт, знания и навы­ки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.

4) создание положительного имиджа и репутации компании пу­тем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, формирования брэнда организации, обладающего ры­ночной стоимостью.

Вполне естественно, что основная составляющая интеллекту­ального капитала — это человеческий капитал. Потеря ключе­вых сотрудников фирмы — это не простое увеличение текучести кадров. В ряде случаев это потеря конкурентоспособности, сни­жение рыночной стоимости и возможное банкротство фирмы. Таким образом, на сегодняшний день управление персоналом — это не только область кадрового менеджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования стали составляющими элементами финансовой устойчивостиорганизации.

Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рассмотрение нематериальных активов компании, их докумен­тальное оформление, фиксирование состояния на текущий мо­мент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе ра­ботников обычно рассматривается образование каждого из них, проводятся психометрические тесты и тесты на тип личности с целью выявления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды с критическим мышлением, умеющие ус­пешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе. Справедливости ради отме­тим, что личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки и ноу-хау. В итоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что позволит определить количество работников с высшим образо­ванием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистриро­ванных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита. Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита оп­ределиться с конкретной целью его проведения.

Наши рекомендации