Инструментарий проведения аудита персонала
Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные относительно деятельности службы управления персоналом организации. Практически это достаточно трудная задача. Частично причина этого находится в том, что очень трудно определить эффективность этой службы. Многие из доступных показателей субъективны по своей природе и организационно зависимы. Кроме того, эффективность управления персоналом на организационном уровне может весьма отличаться от эффективности службы управления персоналом непосредственно.
В аудите персонала используются типичные для управленческого аудита инструменты, описанные в предыдущей главе. Здесь остановимся на наиболее часто применяемых аудиторами управления персоналом инструментах. Каждый инструмент исследования обеспечивает частичные понимание действий управления персоналом фирмы. Если эти инструменты используются умело, команда может соткать из них ясную картину действий управления персоналом организации. Это:
• интервью;
• анкетные опросы и обзоры;
• анализ официальных документов;
• внешняя информация;
• эксперименты в области управления персоналом.
Интервью
В аудите персонала интервью — наиболее применимый инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения. В области управления персоналом получаемые комментарии позволяют аудиторам определить сферы, требующие оптимизации. Критицизм работников может свидетельствовать о низком уровне удовлетворения их потребностей и о необходимости повернуть работу службы управления персоналом в эту область. Но когда права служба управления персоналом, вероятно, придется предпринять обучение линейных менеджеров фирмы, объясняя им подвергаемые сомнению процедуры управления.
Разновидность интервью - такой полезный источник информации как «выходное» интервью. Интервью с увольняющимися работниками проводятся, чтобы изучить их представления об организации. Анализ данных такого интервью позволяет выявлять и осуществлять меры по предотвращению текучести, которые могут носить как априорный характер (более тщательный отбор сотрудников с учетом предотвращения еще на этой стадии наиболее часто встречающихся причин увольнений работников), так и апостериорные (целенаправленную работу по удержанию на предприятии кадровых работников). Ниже представлен образец типичных вопросов, задаваемых в таких интервью. Данное интервью проводилось службой управления персоналом до аудита, и комментарии работников были зафиксированы. Позже, в процессе аудита, эти ответы учитывались для нахождения причины неудовлетворенности служащих и других проблем управления персоналом.
Анкетные опросы и обзоры
Известно, что влияние отношения к работе на трудовое поведение работника очень велико. Оценивая удовлетворенность работников трудом, можно определить их отношение к рабочему процессу, руководству, взаимоотношениям в коллективе и специфике организации труда. На базе такой информации можно производить организационные изменения, которые повысят у работников удовлетворенность трудом. Один из наиболее объективных и экономичных подходов — это проведение опросов об отношении работников к работе. Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представляют, как правило, собой самостоятельное заполнение респондентом вопросников или анкет. Эти инструменты используются довольно часто, потому что интервью дорогостоящая процедура, и обычно используется только в отношении немногих работников. Опросы работников особенно результативны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно приводят к более искренним ответам, чем лицом к лицу с интервьюером.
Один из видов опросов в современной практике управления персоналом — «обзор отношений». Это многостраничное «бумага и карандаш» (paper-and-pencil) исследование используется,чтобы узнать, как служащие рассматривают своего менеджера, свою работу и службу управления персоналом. Иногда задают до нескольких сотен вопросов по критическим проблемам. Ответы группируются и анализируются с целью выяснения факторов риска в системе взаимоотношений в коллективе.
Анализ может выявить проблемы с определенными руководителями, рабочими местами или льготами.
Анализ отчетов
Не все проблемы можно увидеть из обзоров отношений. Иногда проблемы могут быть вскрыты только после изучения отчетов фирмы. Изучение отчетов помогает определить соответствие деятельности в области управления персоналом требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, а также выявить проблемные области. Обычно в ходе аудита персонала используются следующие отчеты:
ОТЧЕТ О БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ Определяет различия до и после реализации программ управления персоналом, нацеленных на снижение уровня текучести и абсентеизма. Показывает нарушения КЗОТ и норм здоровья.
ЖАЛОБЫ
Изучает сущность и причины недовольства, отсутствие ясности в области деятельности по управлению персоналом. Ищет ответа на вопросы:
• Относится ли причина недовольства к определенным пунктам контракта или к работе менеджеров?
• Имеются ли в трудовом соглашении пункты, неясные проф союзу или должностным лицам управления?
Аудиторская команда может раскрыть модель недовольства. Недовольства могут порождаться рабочими местами, менеджерами, представителями профсоюза, возрастными группами или неточностями контракта. Если модель обнаружена, специалисты в области управления персоналом уточняют основные причины и предпринимают корректирующее действие. Интервью с менеджерами и представителями профсоюза могут указать на основные причины недовольства. И если представители профсоюза участвуют в обнаружении моделей недовольства, то они могут поддержать предложенные изменения в управлении.
ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ
• Соответствует ли уровень заработной платы условиям рынка труда?
• Понятен ли работникам принцип дополнительных выплат и льгот?
• Соответствует ли система премий и пакет дополнительных льгот местным условиям и конкурентам?
Аудиторская команда тщательно рассматривает методы компенсации, используемые службой управления персоналом и прежде всего уровень заработной платы, льгот и услуг. 8 случае должного представления рабочих мест, например, с помощью разряда тарифной сетки, и уровни зарплаты будут справедливыми. Система дополнительных льгот также изучается с целью выяснения ее конкурентоспособности и согласованности с правительственными нормами.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
• Соответствует ли управление фирмой требованиям законодательства?
• Имеется ли план корректирующих действий в случае несоответствия требованиям законодательства?
• Есть ли прогресс в области приближения к требованиям законодательства?
Аудиторы уделяют особое внимание найму, расстановке и вознаграждениям представителей меньшинств и других уязвимых категорий (женщины, инвалиды, ранее судимые).
ИЗУЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ
• Достигает ли каждая программа заявленных целей?
• Следуют ли программам и кадровой политике специалисты службы управления персоналом и линейные руководители?
Аудиторы оценивают согласованность программ в области управления персоналом друг с другом и их интегрированость в общефирменное управление, а также их выполнение.
УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ
• Сократилось ли число конфликтных ситуаций, благодаря обучению, премированию или другим социальным программам?
ТЕКУЧЕСТЬ/АБСЕНТЕИЗМ
• Есть ли в этом вопросе явные причины или тенденции? Связанные с возрастом? Полом?
• Как эти данные сопоставимы с таковыми у других работодателей?
Аудитор определяет изменения в показателях текучести и абсентеизма до и после реализации программ по управлению персоналом.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Улучшают ли ориентация или программы обучения выполнение работы?
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ
Какой процент рабочих мест заполнен с внутреннего рынка труда?
Насколько хорошо исполняется программа внутреннего продвижения?
Показывают ли результаты продвижения действительно эффективный результат?
ПОДБОР ПЕРСОНАЛА
Зависит ли качество работы новичков от источника вербовки? Являются ли затраты на вербовку и отбор персонала сопоставимыми с таковыми других фирм?
УЧЕТ РАБОТНИКОВ
Содержатся ли картотека работников в должном порядке? Содержат ли отчеты кадровой службы точную, современную и полезную информацию?
Разумен ли карьерный рост для данного работника? Является ли данный работник источником нарушения дисциплины или межличностных проблем?
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Достигают ли специальные программы в области управления персоналом желаемых результатов?
Внешняя информация
Другой инструмент контрольной бригады — внешняя информация. Исследование, ограниченное только изучением внутренних отношений в организации и отчетов, может раскрыть неблагоприятные тенденции. А внешние сопоставления дают контрольной бригаде перспективу, с позиций которой фирмы могут быть оценены действия фирмы.
Большинство внешней информации поступает из опубликованных государственных статистических данных, отраслевых сборников, периодики научно-практического характера.
Используются официальные статистические материалы Госкомстата России и Минтруда России, такие как:
• статистика экономической активности населения, обследование населения по проблемам занятости;
• статистика численности, заработной платы, условий труда работников — данные предприятий и организаций;
• расчеты баланса трудовых ресурсов;
• расчеты обобщающих показателей на основе интеграции данных из различных источников.
Эти данные позволяют аудитору получить информацию по наиболее важным для оценки современного состояния экономики индикаторам: среднемесячной заработной плате, просроченной задолженности по ее выплате, среднему числу замещенных рабочих и вакантных мест, движению кадров, прогнозам предприятий по высвобождению персонала, отработанному времени, вынужденной неполной занятости и потерям рабочего временипо этой причине, условиях труда работающих, уровне и динамике производительности труда.
В Приложении 8 приведено Постановление Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Обзор заработной платы —• в настоящее время основной и наиболее объективный источник информации о складывающихся на рынке труда тенденциях1. Информация, содержащаяся в обзорах зарплаты помогает отслеживать ситуацию на рынке труда как в целом, так и с учетом профиля деятельности компании, проводить сопоставления размеров и систем оплаты труда, вносить необходимые корректировки. Типичные задачи, решаемые с помощью данных обзоров: корректировка уровня заработной платы компании по отношению к рыночной, совершенствование стимулирования труда, удержание нужных людей и т.п. Основная задача — это конкурентная позиция компании на рынке отбора и найма персонала.
БОСС-Кадровик относится к комплексным системам управления персоналом и используется для автоматизации работы отдела кадров, планово-экономического и расчетного отделов на любом предприятии.
БОСС-Кадровик реализован на двух платформах: на базе СУБД MS SQL Server как отдельный продукт и на СУБД Oracle как часть системы БОСС-КОРПОРАЦИЯ.
Существование этого продукта на двух различных платформах обусловлено необходимостью решать задачу автоматизации кадрового учета на предприятиях различной численности. Для крупных предприятий и корпораций, где численность сотрудников превышает 3000 чел., целесообразно использовать программный продукт на платформе Oracle, для малых и средних предприятий отлично подходит платформа MS SQL. И в том, и другом случае использована архитектура клиент-сервер.
Интернет-технологии создают в обществе среду жизнедея-'у тельности, аналогичную той, что существует в малой группе или общине, все члены которой знают друг друга и имеют между собой прямые контакты. Человеческая деятельность, переносимая в виртуальное пространство, меняет свойства. Качества личного общения начинают сближаться с качеством опосредованного интернет-общения. Рождается глобальная община, поскольку количество участников общины стремится к численности населения.
Рассмотрим влияние Интернет-технологий на отдельные процессы управления персоналом. Традиционно процессы работы с персоналом делятся на следующие направления:
1) обеспечение кадровыми ресурсами: привлечение, рекрутинг, отбор, найм;
2) поддержание в эффективном рабочем состоянии кадрового состава: обучение, инструктирование, стимулирование;
3) индивидуальное развитие персонала: карьера (планирование), профессиональное развитие, повышение квалификации, оценка, методы обучения.
Обеспечение кадровыми ресурсами
Основная задача, которую может решать с помощью Интернете служба персонала — оперативное взаимодействие с рынком труда. Существует много вариантов поиска трудовых ресурсов в Интернете, не только прямых, но и опосредованных — через агентства-посредники, биржи труда. В виртуальном варианте рынок труда начинает видоизменяться, поскольку каждый обладает возможностью обратиться напрямую если не к руководителю компании, то к организации в целом. Становится возможным прямое общение — «работодатель - соискатель».
Рассмотрим разные пути привлечения и поиска персонала, присутствующие в Интернете на сегодняшний день.
Корпоративный сайт компании в Интернете Если компания хочет эффективно набирать сотрудников, создавать свою базу кадровых ресурсов, самый прямой путь — создать свой Интернет-ресурс. Это позволяет службе персонала держать собственный информационный канал, который обеспечивает привлечение персонала, обладающего необходимыми качествами. Возникает своеобразный аналог рекламного объявления, но у него несравнимо больше преимуществ, связанных с возможностями помещения объемной комплексной информации о компании.
На сайте помещаются основные моменты философии, миссия компании, ее цели, место на рынке, уровень зарплат, надежность, состав вакансий.
Кадровые агентства
В сети нашла свое отражение и работа кадровых агентств, предоставляющих платные услуги посредника по поиску и подбору персонала для работодателей, а также для соискателей, ищущих работу. Посредник в Интернете — это информационный портал, создающий за плату базы данных объявлений о работеи резюме. Пользователь сначала обнаруживает брэнд кадрового агентства, оценивает его надежность или ненадежность, затем принимает решение о покупке услуг. При положительном решении со стороныпользователя кадровое агентство за плату выполняет роль посредникамежду работником и работодателем.
Эксперименты в области управления персоналом
Это инструмент, доступный службам управления персоналом и аудиторским командам. Идеальный проект исследования -«полевой» эксперимент, позволяющий службе управления персоналом сравнивать экспериментальную и контрольную группы в реальных условиях.
Например, служба управления персоналом может осуществить программу обучения технике безопасности для половины менеджеров фирмы. Эта половина — экспериментальная группа. Группа контроля — менеджеры, которые не обучаются. Затем сравниваются последующие отчеты по безопасности обеих групп спустя несколько месяцев после окончания обучения. Если экспериментальная группа имеет значительно более низкое число несчастных случаев, это свидетельствует, что программа обучения безопасности была эффективной.
Экспериментирование связано с некоторыми препятствиями. Многие менеджеры отказываются экспериментировать с отдельными рабочими из-за нравственных проблем и потенциальной неудовлетворенности среди тех, кто не был отобран для эксперимента. Вовлеченные же, могут чувствовать, что ими манипулируют (вспомним Хоторнские эксперименты).
Эту проблему можно упростить, когда в проект вовлечены две разные организации, например, две школы.
Этапы аудита персонала
Существуют различные взгляды на функционально-предметное (в известной мере условное) разделение аудита на комплексы взаимосвязанных работ (этапов).
1) подготовительный; 2) сбор данных; 3) оценка и анализ информации; 4) обобщения, оценки, выводы и рекомендации. | |
Аудиторское заключение | позволяет администрации получить углубленное представление о проблемах, требующих неотложного решения в области управления, своевременно диагностировать и предупредить отрицательные последствия ошибочных или недостаточно обоснованных управленческих решений и в этом смысле создает основу реальных положительных изменений, направленных на повышение эффективности труда и управления. |
Итак, Этапы проведения кадрового аудита :
1. Заключение договора на оказание информационно-консультационных услуг в рамках проведения в компании Заказчика экспертизы кадровой документации, проверки кадровой документации на соответствие требованиям законодательства РФ. 2. Заключение договора о конфиденциальности информации раскрытой Заказчиком консультантам в ходе выполнения обязательств по договору. 3. Этапы работы консультантов по договору: 3.1 Заказчик предоставляет для экспертизы и проверки на соответствие требованиям Законодательства РФ документы, запрошенные консультантами. 3.2. В сроки указанные договором, консультанты проводят следующую работу: 3.2.1. Проверка на наличие в кадровой службе Заказчика обязательных к наличию в соответствии с требованиями Законодательства РФ документов. 3.2.2. Проверка на соответствие требованиям Законодательства РФ: • правильность оформления кадровой документации обязательной для наличия в соответствии с требованиями Законодательства РФ; • правильность оформления кадровой документации необязательной для наличия в соответствии с требованиями Законодательства РФ и носящей рекомендательный характер; • соблюдения правил хранения и систематизации кадровых документов кадровой службы компании Заказчика; • правовая экспертиза всех представленных документов имеющих отношение к кадровой службе компании Заказчика; 3.2.3. Оформления Акта заключения по проделанной работе консультантами. Фиксация в акте следующих позиций: • документы представленные к проверке; • наличие/отсутствие обязательных для наличия кадровых документов; • выявленные нарушения в оформлении/хранении/систематизации кадровых документов; 3.2.4. Оформления рекомендаций по дальнейшей работе кадровой службы компании Заказчика по договоры. В рекомендации включены: • рекомендации по исправлению выявленных нарушений работы кадровой службы; • предложенные варианты исправления выявленных нарушений в ходе проведения аудита; • по отдельному заказу, представление шаблонов кадровых документов, разработанных консультантами с учетом специфики компании Заказчика; |
Исполнитель несет ответственность за соблюдение трудового законодательства и требований к оформлению кадровой документации; гарантирует сохранность сведений конфиденциального характера и составляющих коммерческую тайну Заказчика. |
Анализ трудовых показателей
Использование кадров — это целенаправленное их соединение с теми задачами, которые организация ставит перед собой (или же с рабочими местами). Такое соединение имеет количественный, качественный, временной и пространственный аспекты и строится таким образом, чтобы требуемые кадры нашли применение в соответствии со своими склонностями, а задачи предприятия (имея в виду как его содержательные, так и формальныецели) выполнялись наиболее эффективно с точки зрения сроков, качества и объема производства при оптимальном использовании производительных средств в определенный отрезок рабочего времени.
Применение кадров осуществляется в системе труда (социально-технических системах), в которой люди и средства производства взаимосвязаны. От сотрудников предприятия ожидают целеустремленности и соответствующего порученным им функциям характера поведения, отвечающего данным условиям и установленным правилам. Люди и средства производства определяют крупный количественный и качественный потенциал системы труда.
Тесно связана с применением кадров организация труда. Связанные с ней проблемы — предмет различных дисциплин науки о труде, в рамках которой рассматриваются как физические, так и психологические условия труда. Таким образом, области решения и действия по организации труда одновременно области решения и действия по применению кадров. С одной стороны, на использование кадров воздействуют организация рабочего процесса (процессуально), а с другой, — результаты мероприятий по организации труда (структурно), которая включает в себя и целенаправленное управление поведением сотрудников. В связи с этим надо различать инструменты, связанные со структурными, профессиональными или же поведенческими параметрами организации труда, которые, как правило, не изолированы, а дополняют друг друга.
В следующих главах рассматриваются ввод кадров, введение их в курс деятельности, постановка задач, организация рабочего места, планирование работы, а также охрана труда и здоровья.
Приспособление, привыкание человека к рабочим условиям и приспособление труда и рабочих условий к человеку с учетом научных знаний о труде составляют предмет проблематики применения кадров, в которой другие кадровые функции хозяйствования, тесно связанные с применением кадров, в целом, выполняют вспомогательную роль. Предпосылкой для применения кадров является кадровый состав, который приобретается или внутри (путем обучения и повышения квалификации), или извне. Применение кадров немыслимо без денежных и неденежных стимулов, функции сохранения кадров и повышения производительности.
Внутренний аудит персонала позволяет оперативно оценивать правильность проведения кадровой политики, используя анализ трудовых показателей предприятия (см. Приложение 10). Он содержит следующие основные направления аналитической деятельности:
1) анализ ресурсов (уровень, динамика и структура персонала предприятия; его движение; профессионально-квалификационный состав);
анализзатрат (анализ трудоемкости и зарплатоемкости основных видов продукции; уровня, динамики и структуры оп латы труда, затрат на обучение, подготовку и переподготовку персонала и др.);
3) анализ эффективности труда (анализ уровня и динамики производительности труда по отдельным договорам, заказам и по предприятию в целом; анализ факторов роста производительности труда; оценка по автоматизации и механизации, эффективности технико-экономических мероприятий, на правленных на это; анализ соотношения изменения производительности и оплаты труда);
4) анализ социального развития (анализ формирования и ис пользования фонда социального развития).
Рассмотрим эти направления подробнее,
Анализ ресурсов труда содержит два основных направления:
• анализ численности работающих (уровня, структуры, движения);
• анализ фондов времени (уровня, структуры). Полученная в результате анализа информация необходима
для формирования оптимального портфеля заказов и разработки под него производственной программы.
Анализ численности, структуры и движения трудовых ресурсов осуществляется по следующим показателям2:
• анализ численности работников по нх составу, полу, возрасту, специальности, должностям, образовательному уровню и уровню квалификации; определение степени обеспеченности предприятия кадрами;
• проверка данных об использовании рабочего времени;
• изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы, анализ коэффициентов стабильности и текучести, анализ по токов перемещений внутри предприятия и состояние дисциплины труда;
определение в динамике количество работников, занятых ручным и малоквалифицированным трудом, тяжелым ручным трудом;
• исследование социальных аспектов трудовой деятельности (мотивации труда, профессионально-квалификационного роста, семейного положения, обеспеченности жильем);
• сбор данных об уровне санитарно-гигиенических производственных и бытовых условиях, (состояние рабочих мест, мест общественного питания и т.п.).
Эта информация используется и при анализе социального развития коллектива.
Трудовой потенциал коллектива характеризуют следующие показатели:
• профессионально-квалификационный потенциал: профессиональная структура персонала; функциональная структура; квалификационная структура; структура персонала по уровню образования; структура персонала по стажу работы.
• психофизиологический потенциал: половозрастная структура персонала; интенсивность, тяжесть труда; показатели заболеваемости (общей, профессиональной); показатели работоспособности работников.
• творческий потенциал: число рацпредложений и изобретений, поданных работающими; участие работающих в деятельности творческих групп (например, кружках качества); участие в разработке инноваций, профессиональных конкурсах и т.д.
• мотивационный потенциал: удовлетворенность трудом; показатели отношения к труду; состояние социально-психологического климата в коллективе; текучесть кадров и т.д.
• моральный потенциал. Одним из показателей, характеризующих его уровень, может служить состояние трудовой дисциплины.
Использование приведенной выше системы показателей позволяет охарактеризовать состояние трудового потенциала организации и выявить структурные изменения, произошедшие в его составе за ряд лет.
Характерная особенность предложенной системы показателей в том, что они не имеют общих единиц измерения, а по многим частным проявлениям такие единицы вообще не существуют. Многие показатели можно оформить лишь в виде качественных, описательных характеристик.
В реальной практике могут избираться лишь некоторые наиболее важные для данных условий или наиболее доступные для измерения показатели. По ним с большей или меньшей степенью ошибки следует судить о реальном состоянии трудового потенциала предприятия.
Помимо оценки трудового потенциала, исследователями предлагается оценивать трудовую активность персонала, т.е. способность высоко эффективно трудиться, используя все личностные потенции.
Показатели, характеризующие трудовую активность, разделяют на несколько групп:
1) производственно-экономические (производительность труда, уровень выполнения трудовых норм, качество продукции, потери рабочего времени, экономия материальных ресурсов, трудовая дисциплина и т.д.);
2) творческой активности (участие в рационализаторстве, изобретательстве, разработке инноваций, поиске неиспользованных резервов);
3) развития личности (повышение уровня образования, квалификации, культуры труда, расширение профессионального профиля, трудовая карьера т.д.);
4) общественной активности в сфере производства (участие в работе общественных организаций, управлении предприятием, в выработке и принятии хозяйственных решений, кружки качества и т.д.).
Уровень трудовой активности отражает степень самореализации, самовыражения личности, а значит, обусловливает уровень удовлетворения одной из фундаментальных человеческих потребностей. Трудовая активность определяется личностными, внутрипроизводственными, региональными, народнохозяйственными факторами.
2.7 Аудиторское заключение
Аудиторское заключение | это официальный документ, в котором аудитор выражает свое мнение о проделанной работе и формулирует выводы, к которым он пришел по ее окончании (Законодательные требования к аудиторскому заключению определены Федеральным законом' Российской Федерации «Об аудиторской деятельности») | |
Содержание итогового заключения будут иметь существенные отличия и особенности в зависимости от направления проведения кадрового аудита. Но, ФЗ разрешает профессиональным аудиторским объединениям устанавливать свои внутренние правила (стандарты), в которых унифицируются форматы аудиторской деятельности. | ||
В соответствии с федеральным правилом (стандартом) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» структура аудиторского заключений включает следующие части: | ü Наименование, ü Адресат, ü Формальные признаки аудитора, ü Формальные признаки аудируемого лица, ü Вводная часть, ü Часть, описывающая объем аудита (сфера аудита), ü Мнение аудитора, ü Дата аудиторского заключения, ü Подпись аудитора. | |
Цель заключения - выразить разумную уверенность в том, что собранные аудиторские доказательства в существенной мере сформированы достоверными трудовыми показателями, в существенной мере адекватны изучаемым процессам управления, соответствуют определенным законодательным и нормативным правовым требованиям. | ||
Ограничение сферы аудиторской проверки – это ограничивает возможности аудитора собрать необходимые доказательства. Если такое ограничение исходит от клиента в связи со стремлением скрыть в ходе проверки информацию, сузить ее рамки, исказить в выгодном для работодателя мнении, то аудитору целесообразно отказаться от выражения своего мнения Аудитор (аудиторская организация) не несет ответственности за события, возникшие после даты подписания аудиторского заключения. Ответственность за информацию аудитора о таких событиях возлагается на клиента (руководство экономического субъекта). | ||