Порядок привлечения аудитора к проверке

Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъ­екту. Как правило, оформляется официальное предложение ауди­торской фирме о желании привлечь ее для проведения аудитор­ской проверки. В случае согласия аудитор направляет письмо-обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответст­венности перед клиентом и формой представления заключения.

После обмена письмами между аудиторской фирмой (аудито­ром) и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны:

• предмет договора и обязанности сторон;

• сроки и место проведения аудиторской проверки;

• стоимость работ и порядок расчетов;

• порядок сдачи-приемки работ;

• ответственность сторон;

• конфиденциальность;

• разрешение споров;

• прекращение договора ранее намеченного срока;

• форс-мажорные обстоятельства;

• прочие условия;

срок действия договора и юридические адреса сторон. Условия договора и содержание поручения не должны проти­воречить требованиям Закона Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и Гражданско­му Кодексу РФ.

К договору прилагается протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки.

Управление аудитом (контроль за качеством и обеспечение эффективности аудита)

Эффективность управленческого аудита как вида деятельно­сти требует эффективного управления на всех его этапах.

Эффективный аудит проводится по плану, предполагающему определение ситуационных условий и требуемых результатов, необходимых действий и методов их осуществления, обеспечи­вающих чувствительность к происходящим изменениям. На ка­ждом этапе работы важно определить степень и форму участия клиента.

Эффективность управленческого аудита зависит от профес­сионализма проводящих его специалистов. Аудиторская фирма должна придерживаться политики и процедур контроля качест­ва, призванных обеспечить проведение всех аудиторских прове­рок в соответствии с Международными и национальными ауди­торскими стандартами, сложившейся практикой.

Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества зависят от размера и характера деятельности аудиторской фирмы, ее географического расположения, организа­ционной структуры, экономических показателей. Соответственно, политика и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем результирующей до­кументации. Пример процедуры контроля качества представлен в Приложении 7.

Цели политики контроля качества, которые должны быть приняты аудиторской фирмой, обычно включают: • профессиональные требования'• - персонал фирмы дол­жен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессиональ­ного поведения;

• навыки и компетентность — персонал фирмы должен со­стоять из сотрудников, владеющих аудиторскими стандарта­ми и придерживающихся их, а также обладающих профес­сиональной компетентностью, необходимой для выполненияими обязанностей с надлежащей добросовестностью;

• поручение заданий — аудиторская работа должна быть по­ручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях;

• делегирование полномочий —необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять надзор и проверку ра­боты на всех уровнях, чтобы обеспечить достаточную уве­ренность в том, что выполненная работа соответствует над­ лежащим стандартам качества;

• консультирование — в случае необходимости следует про­водить консультации со специалистами (как внутри, так и вне фирмы), обладающими соответственными знаниями;

• клиентская база — необходимо постоянно проводить оцен­ку потенциальных и анализ текущих клиентов. При решении вопроса о работе с новым клиентом или о продолжении со­трудничества с ним надо исходить из соображений незави­симости фирмы, ее способности предоставлять услуги над­ лежащим образом и честности руководства клиента;

• мониторинг — необходимо постоянно контролировать аде­кватность и операционную эффективность политики и про­цедур контроля качества.

Общую политику и процедуры контроля качества аудитор­ской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить достаточную уверенность в понимании их применения на практике.

В ближайшей перспективе по мере развития управленческого аудита контроль качества работы может осуществляться ауди­торскими объединениями или лицензированием деятельности аудиторских фирм.

Наши рекомендации