Кадровый аудит как связь науки и практики управления

Кадровый аудит как связь науки и практики управления

В понятие «кадровый аудит» входят, прежде всего: · оценка уровня кадровой обеспеченности компании, т. е. оценка количества и качества специалистов, работающих на различных уровнях и направлениях, по сути, оценка уровня кадрового планирования в компании; · оценка степени готовности компании к изменениям путем выделения основных типов сотрудников, работающих в организации и типа их мотивации; · выявление существующей в компании корпоративной культуры путем оценки склонности сотрудников придерживаться определенных норм и правил поведения; · подготовка рекомендаций по конкретным кадровым программам (набору, отбору, адаптации, развитию персонала, планированию карьеры, оценке эффективности труда, мотивации и т. д.); · анализ и оптимизация организационной структуры компании с точки зрения необходимости пересмотра степени контроля и передачи полномочий.
При этом обычно решаются следующие задачи:   · анализ и проведение экспертной оценки действующей системы управления персоналом, текущего состояния кадровых процессов в компании; · выявление точек рассогласования между существующими кадровыми процессами и стратегическими целями компании; · определение ключевых проблем в области управления персоналом, препятствующих эффективной деятельности и реализации планов компании; · определение сильных сторон человеческих ресурсов и их потенциала; · определение соответствия системы документационного обеспечения управления персоналом задачам и потребностям производственно-экономической деятельности Компании; · разработка рекомендаций и предложений руководству компании для совершенствования и оптимизации системы управления персоналом.
при проведении кадрового аудита: · во-первых, проводится оценка системы управления персоналом, включая анализ организационной и функциональной структуры, схем выполнения основных процедур в рамках управления человеческими ресурсами, ведения кадровой документации в соответствии с существующими нормативами и т. д.; · во-вторых, оценивается кадровый потенциал компании, а именно: менеджерский (т. е. готовность руководящего состава к реализации стратегических и тактических целей), квалификационный (соответствие уровня знаний и навыков выполняемым профессиональным задачам), инновационный (готовность к изменениям), личностный, творческий и т. д.; · в-третьих, диагностируется структура формальных и неформальных взаимодействий между сотрудниками, каналы информационного обмена, социально-психологический климат в подразделениях, источники возникновения проблемных, конфликтных ситуаций, альтернативные лидеры и группировки.  
Кадровый аудит целесообразно проводить:   · когда решается вопрос либо о приобретении компании, либо о ее целевом финансировании, инвестировании средств; · необходима консолидация дочерних компаний в централизованный холдинг; · следует повысить управляемость филиалов или отделений компании; · настало время для приведения системы управления человеческими ресурсами в соответствие целям и задачам компании; · возникает вопрос — привлекать ли новых менеджеров и специалистов или повышать квалификацию уже имеющихся; · штаты «раздуты» и нет уверенности в необходимости такого количества персонала.
Кадровый аудит — это оценка соответствия кадрового потенциала компании ее целям и стратегии.
Если диагностика, как определяющий элемент управления персоналом отсутствует, то эффективность управления персоналом может быть только случайной.
Управленческий аудит, аудит управления персоналом и аудит персонала – это формы приложения науки об управлении в целом и об управлении персоналом к практическим ситуациям и проблемам

Кадровый аудит как связь науки и практики управления - student2.ru

Рисунок 1- связь науки и практики управления

Аудит как форма диагностического исследования

Предмет и задача аудита

Аудит — это вид профессиональной деятельность по незави­симой оценке операций организации. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от латинского «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в случае необ­ходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора сравнивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диаг­ностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (ор­ганизации, предприятия, фирмы).

Родиной аудиторского дела считается Великобритания, конец XIX века. Первоначально существовал контроль1, проводив­шийся сверху вниз, в процессе которого детально изучались оп­равдательные документы и проводилась инвентаризация. По ме­ре развития экономики происходило разделение функций между собственниками предприятия, его администраторами и кредито­рами. Возросла роль акционеров, которым требовалась гарантия не только сохранности капитала, но и получения дивидендов. Необходимым условием этого являлось правильное ведение уче­та и эффективное функционирование предприятия. Только неза­висимыйэксперт-аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной бухгалтерской отчетности и о веро­ятности продолжения деятельности предприятия по крайней ме­ре в течение ближайшего периода. Это послужило толчком к появлению аудита и явилось сти­мулом к его достаточно быстрому развитию. Динамику целей и методов аудита можно проследить по табл. 2.

Таблица 2.

Цели и методы аудита

Периодизация Цели аудита Методы
Первый период — пре­дыстория (до 1850 г.) Выявление эффектив­ности работы, предот­вращение злоупотреб­лений Детальная проверка фактов хозяйственной жизни
Второй период — воз­никновение аудита (1850-1905 гг.) Выявление злоупотреб­лений Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов)
Третий период — фор­мирование профессии (1905-1933 гг.) Выявление правиль­ности отражения фи­нансового положения клиента Проверка на соответ­ствие и по существу
Четвертый период — становление профессии (1933-1940 гг.) Выявление правильно­сти отражения финан­сового состояния; об­наружение ошибки Тестирование
Пятый период — со­временное состояние (1940 г. — по настоя­щее время) Выявление эффектив­ности внутреннего кон­троля Стандартизация про­цессов проверки

Аудит получил признание во всех экономически развитых странах. До 1929 г. он развивался исключительно на доброволь­ной основе, но после краха рынка ценных бумаг и Великой де­прессии стал обязательным. С 1940 года процедуры проверок стали четко проводиться по единым профессиональным стандар­там (об аудиторских стандартах пойдет речь ниже).

Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении ко­торой он проводится? Существует множество определений поня­тия «аудит» . Приведем некоторые из них.

Закон РФ «Об аудиторской деятельности» дает следующее определение, которое носит обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность ау­диторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудитор­ских услуг»1.

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основ­ным концепциям учета дал несколько более широкое определе­ние аудита: «Аудит— это системный тшоцесс получении н оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия опре­деленному критерию и представляющий результаты заинте­ресованным пользователям» .

Данное определение содержит следующие ключевые моменты:

• оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влия­ния субъективных факторов — администрации, собственни­ков, работников компании;

• аудитор определяет степень соответствия данных, представ­ленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации,
содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;

• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэто­му аудитор точно определяет, и какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам (в междуна­родной финансовой отчетности такие критерии общеприня­тые принципы бухгалтерского учета).

Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубежном менеджменте в 80-90 г.г. XX столетия, а сейчас по­лучает развитие в России.

Сторона, в отношении которой проводится аудиторская про­верка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

Под экономическими субъектамипонимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кре­дитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую дея­тельность. К экономическим субъектам относятся также ауди­торские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Итак, предметом аудита может быть одна или совокупность ор­ганизационно-экономических проблем, связанных с функциональ­ной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятель­ность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т.п.

Аудитор — это физическое лицо, отвечающее квалификаци­онным требованиям, установленным законодательством, и атте­стованное в установленном порядке на право осуществления ау­диторской деятельности, то есть это — специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не подда­ются непосредственному измерению (см. Приложения 1 и 2).

Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, р> где проводится аудит.

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитиче­ской информацией на основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагно­стического исследования определяет его возможный инструмен­тарий и методы обследования.

Цель диагностики — детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией, выявить факторы и силы, влияющие на нее, подготовить всю необходимую информацию для принятия решения, как организовать работу по ее разрешению. Во многих случаях проведение диагностики позво­ляет определить пути решения рассматриваемой проблемы, ус­тановить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.

Нацеленность аудита на предоставление объективной и про­фессиональной информации определяет особую полезность ау­дита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидно­сти методов последней.

Становление аудита в России

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной эко­номикой. Если таковая отсутствует, то отсутствует и аудит. Вме­сто него господствуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального незави­симого контроля возникла под влиянием развития предпринима­тельства и рынка капиталов, стремления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспе­чивающих экономическую устойчивость, гарантии собственни­кам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узако­нить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустроить контроль на началах, которые приблизили бы его к типу контрольных учреждений в конституционных странах (на­пример, издание Указа от 14 апреля 1906г., в котором было разъяснено, что «ревизионная деятельность государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Сове­та Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный комиссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. На них возлагались проверка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920г. Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940г. — Народный комиссариат государственного контроля, 1946г. -- Министерство народного контроля СССР, 1965 г. -- Комитет народного контроля СССР и Комитет пар­тийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно возрастал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требовалось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоординировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изме­нила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос о том, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-экономический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объеди­нении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — независимого контроля1. Строго говоря, Инаудит не могла считаться независимой — ее учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Ми­нистерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов по­зволило создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома. В это время были зареги­стрированы аудиторские фирмы «Контакт», «Руфаудит». Их уч­редительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых ор­ганизационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской от­четности, а также консультационных услуг по вопросам финансо­вой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «большая шестерка» западных аудиторских фирм1. В январе 1990 г. образовано совместное предприятие «Эрнс энд Янг Вне-шаудит». Его специалисты стали проводить проверки на совме­стных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вне зави­симости от их расположения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты нор­мативных документов об аудите, началась аттестация лиц, же­лающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: была создана система подготовки аудиторов, разработаны методические посо­бия, открыты специальные кафедры. Аудит, как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стратегического и оперативного управления, при выполнении всех управленческих функций, при проведении тех­нической работы по управлению персоналом. Однако дейст­вующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостатки, связанные в основном с не­подготовленностью к восприятию понятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бухгалтеров.

7 августа 2001 г. Президент России подписал Закон «Об ауди­торской деятельности», в соответствии с этим законом планиру­ется создание единого Федерального органа для регулирования деятельности аудиторско-консалтинговых групп, а также огова­риваются условия для деятельности аудиторской организации на .территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудитор­ские объединения., в компетенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских ор­ганизаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя по­часовая ставка аудиторов и консультантов, взвешенная по рангу, возросла соответственно в два раза.

Принципы проведения аудита

Кроме соблюдения стандартов, аудиторская деятельность подчиняется следующим основным принципам.

1. Этика поведения. Наряду с требованиями человеческой этики, аудиторам следует придерживаться требований этики профессиональной, примером которой являются следующие по­ложения:

• обязанности (выполняя свои обязанности следует проявлять высокие профессиональные и моральные принципы);

• интересы общества (следует принять на себя обязательство действовать в интересах общества, оправдывая его доверие и показывать высокий профессионализм);

• честность (честно выполнять свои профессиональные обя­занности);

• объективность и независимость (выполняя профессиональ­ные обязанности, следует сохранять объективность и быть свободным от столкновения интересов, следует быть незави­симым и формально и фактически);

• надлежащее внимание (необходимо соблюдать технические и этические профессиональные стандарты, стремиться к по­стоянному улучшению качества услуг и, выполняя профес­сиональные обязанности, использовать все свои профессио­нальные способности);

• объем и виды услуг (при их определении следует соблюдать требования стандартов).

2. Независимость. В теории и практике аудита независи­мость — это объективность и честность суждений. Обществен­ное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости. Независимость необходима для обеспечения эффективности аудита. Аудитор обязан иметь воз­можность оценивать любую ситуацию, говорить правду и пред­лагать честные и объективные рекомендации, относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Независимость ауди­та обеспечивается посредством:

• финансовой независимости — аудитор профессионально вы­полняет свою работу с заранее оговоренной достойной опла­той. Опыт эффективной аудиторской деятельности показы­вает: не следует попадать в финансовую зависимость от клиента, поскольку это снижает качество предоставляемых услуг, их объективность и профессионализм и отрицательно влияет на рыночные позиции аудитора.

• административной независимости, т.е. независимости ауди­тора от административных решений клиента и неподчинен­ность последнему.

• политической независимости, невозможности влиять на ре­шения аудитора, используя политическую власть, связи и аналогичные способы воздействия.

• эмоциональной независимости --предполагает сохранение отчужденности аудитора, независимо от его чувств к пред­ставителям организации-клиента.

В целях обеспечения дополнительных гарантий независимо­сти аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской дея­тельности постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской дея­тельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994г. №482 установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою дея­тельность при условии, если в их уставном капитале доля, при­надлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим ли­цензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

3. Профессионализм — это обязательность владения необ­ходимым объемом знаний и навыков, позволяющих аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.

Аудитор должен обладать навыками для работы по общению с людьми и обмену опытом, выявлению и решению проблем, связанных с оцениваемой деятельностью, нахождению нужной информации, осуществлению анализа и синтеза, планированию изменений, разработке предложений по совершенствованию ра­боты, преодолению сопротивления изменениям, помощи в пере­даче более совершенных методов. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компе­тентных специалистов и контролировать качество их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита. Аудитор­ская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полно­мочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществ­ление аудиторской деятельности.

Сформулируем основные правила поведения аудитора. 1. Изначально аудитор должен быть настроен на положи­тельный результат аудита. Каждый раз, приступая к работе, аудитор должен исходить из предположения, что объект его об­следования организован и функционирует в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Это подобно презумпции невиновности, под которой в правовой практике понимается признание факта юридической достоверности, пока не будет до­казано обратное. Другими словами, исходная психологическая установка аудитора на каждый аудит должна быть позитивной, а не негативной. Такой подход к аудиту коренным образом отли­чает его от порочной практики различного рода проверок, столь широко распространенные в командно-административной эко­номике и которые обычно априори рассматривали лиц, связан­ных с объектом проверки, как виновников установленных нару­шений.

2. Всем своим поведением аудитор должен демонстрировать сотрудникам аудитируемого подразделения, что свою главную задачу он видит в сборе убедительных доказательств и в представлении объективного заключения о состоянии аудитируемого объекта, а нее обнаружении несоответствий. Такая позиция способствует повышению доверия к работе аудитора со стороны
персонала аудитируемого подразделения и обеспечивает боль­шую открытость при представлении ему информации о состоя­нии аудитируемого объекта.

3. Аудитор должен уметь убедить сотрудников аудитируе­мого подразделения, что проведение аудита выгодно для под­разделения. Исходя из этого аудитор должен доказывать, что устранение причин каждого обнаруженного в ходе аудита несо­ответствия будет способствовать улучшению деятельности ауди­тируемого подразделения. Чем успешнее будет решаться эта за­дача аудитора, тем эффективнее станет его взаимодействие с сотрудниками аудитируемого подразделения.

4. Предмет аудита — деятельность, а не осуществляющие ее сотрудники. Аудитор ищет факты, а не несоответствия и их виновников; анализирует и оценивает факты, а не личные достоинства и недостатки сотрудников. В соответствии с этим аудитор не должен вступать в обсуждение поведения тех или иных пер­сон и в определение степени их виновности в обнаруженных нес­оответствиях.

5. Аудитор должен уметь слушать. И в самом деле — это одно из важнейших его умений. Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не в устах говорящего, а в ушах слушающего».

Внимательно слушая собеседника, аудитор не только получает нужную ему информацию, но и внушает собеседнику доверие, располагая его к себе. В этом случае аудитор как бы «раскрыва­ет» собеседника и получает наиболее важные сведения.

Умение слушать включает в себя и способность фильтровать полученную информацию, беречь свой мозг от его перегрузки избыточной информацией.

Вместе с тем, передавая информацию аудитируемым сотруд­никам, аудитор должен иметь в виду, что среди них могут быть и люди, не умеющие слушать.

6. В ходе общения аудитору следует полностью концентри­роваться на высказываниях собеседника. Длительные или особо важные высказывания собеседника целесообразно подытоживать
— чтобы быть уверенным в правильности понимания. Это по­зволит избежать недоразумений, связанных с неправильным по­ниманием собеседника, и продемонстрировать ему, что сказан­ное нм вызывает интерес у аудитора. Аудитор должен выражать поддержку собеседнику как на словах (используя, например, по­ощрительные выражения типа: «Да, я вас понимаю»), так и язы­ком мимики и жестов.

Аудитору не следует бояться молчания собеседника. Целесо­образно дать собеседнику время подумать и использовать воз­никшую паузу, чтобы передать собеседнику заинтересованность в его информации и потребность узнать больше.

7. Аудитор должен направлять беседу (опрос) в нужное рус­ло по заранее обдуманному плану. Он не должен допускать си­туации, способной сбить его с толку. Для этого беседу следует вести конкретно, не отвлекаясь на посторонние темы, не допус­кать общих фраз. Время от времени целесообразно делать корот­кие перерывы, в ходе которых можно расслабиться, поговорить о не относящихся к делу вещах.

6. При общении с сотрудниками аудитируемого подразделе­ния аудитор не должен допускать никаких эмоциональных «всплесков». В любых ситуациях следует сохранять спокойствие и деловой тон, не поддаваясь эмоциям. Надо терпеть отговорки или запальчивость собеседника. И тем более следует избегать агрессивности со своей стороны.

Нельзя позволять себе пренебрежительных жестов, даже в минуты крайнего раздражения (ничто так отрицательно не влия­ет на атмосферу беседы, как пренебрежение к аргументам собе­седника).

Нельзя вступать в открытый и грубый спор с собеседником, даже если он явно не прав и продолжает настаивать на своей точке зрения: психологи свидетельствуют, что эмоциональный спор никого не убеждает, а лишь вызывает раздражение споря­щих и заводит их общение в тупик.

9. Аудитору не следует акцентировать внимание сотрудни­ков аудитируемого подразделения только на негативных поло­жениях, обнаруженных в ходе аудита. Целесообразно отмечать
и позитивные моменты, чтобы не лишать проверяемых побуди­тельных мотивов к улучшению работы.

10. При оценке значимости обнаруженных несоответствий аудитор должен прислушиваться к мнению профессионалов. Главное — обнаружение несоответствия, а не определение его значимости. В сомнительном же случае обнаруженное несоот­ветствие следует отметить без определения его значимости.

11. Общаясь с аудитируемым персоналом аудитор должен создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Никогда не следует демонстрировать свою независимость по от­ношению к персоналу, что может стать причиной отчуждения и недоброжелательности. Наоборот, необходимо всячески способ­ствовать возникновению и углублению общих профессиональ­ных интересов между собой и персоналом. Целесообразно мыс­ленно ставить себя на место аудитируемого и помнить о том, что никто не любит находится в этой роли.

12. Аудитор не должен предумышленно демонстрировать свою компетентность или экзаменовать (проверять грамот­ность) собеседника. Недопустимо давать высказываниям собе­седника оценки типа: «Ведь это явная глупость» или делать та­кие категорические заявления: «Это же всем известно», «Нет, дело обстоит совсем иначе».

Подобная манера поведения способна «подавить» собеседни­ка и сделать его «замкнутым» для «добывания» аудитором необ­ходимой информации. Предпочтительна более мягкая реакция аудитора на ошибочные суждения собеседника типа: «Полагаю, что ваше понимание проблемы не совсем правильно» или «Да­вайте посмотрим на проблему следующим образом».

Зачастую аудитору трудно избежать поучающего (менторско­го) тона и играть лишь роль собирателя фактов. В деятельности аудитора важнее не поучать, а констатировать упущения собе­седника и наводить его на поиск правильных решений. Произ­водственник не терпит менторского тона, ему не нравится, когда беседа ведется по принципу «взрослый — ребенок».

Аудитор не должен говорить слишком много (не более 20% всего времени беседы), поскольку во время своей речи аудитор не получает никакой информации.

13. Аудитор должен побуждать своих собеседников к поиску правильных решений. Это достигается путем разъяснения допу­щенных ошибок. Побуждая собеседников к поиску правильных решений, аудитор не только повышает свой авторитет в их гла­зах, но и подтверждает тезис: аудит выгоден аудитируемому подразделению. Если аудитору не удается избежать спора, ему следует сохранять выдержку и продемонстрировать профессиональные знания и убежденность.

14.Аудитор дояжен признавать и одобрять все, заслужи­вающее доверия. Подозрительность, сомнения не должны брать верх над объективностью оценок аудитора. Во всех случаях, когда аудитором установлена эффективность неформальных процедур, они должны быть одобрены и рекомендованы для надлежащего документирования. Целесообразно, чтобы положительная оценка
аудитора была сделана публично, например, на заключительном совещании. Аудитор не должен бояться хвалить.

15.Аудитору следует избегать резкого тона замечании и оце­нок. Предпочтительны замечания типа: «Мы внимательно изучили все представленные вами документы по проектированию, но не нашли в них документа, отражающего критерии оценки качества проекта. Просим включить эти критерии в Руководство по качест­ву». Следует избегать формулировок, осложняющих беседу. Вме­сто «Я считаю...» целесообразно спросить: «Вы не находите, что...»; вместо «Сейчас я вам, наконец, докажу...» лучше сказать «Сейчас вы сможете убедиться в том, что...».

16. Аудитор должен быть готов к различным уловкам персо­нала аудитируемого подразделения, ведущим к потере времени и отвлечению от решения стоящих перед аудитором задач. Это может выражаться в попытках вовлечь аудитора в разговоры на
отвлеченные темы, заставить аудитора ждать прихода сотрудни­ков для беседы или предъявления необходимых документов, приукрасить состояние дел перед началом аудита и др.

17.В случае явной затяжки времени аудитору следует поставить в известность руководителя аудитируемого подразделения о продлении срока аудита. В случае сокрытия запрашиваемых до­кументов аудитор, не теряя времени, должен перейти к рассмот­рению других документов. При попытке приукрасить состояние дел аудитору следует установить их фактические состояние с помощью соответствующих вопросов и обратить на это внима­ние сотрудников аудитируемого подразделения.

18. При открытом сопротивлении или личной враждебности по отношению к аудитору со стороны сотрудников аудитируе­мого подразделения аудитор должен об этом проинформиро­вать главного аудитора или руководителя службы качества.

19.Получив такую информацию, главный аудитор должен при­нять меры, чтобы аудит был завершен, хотя и другим аудитором.

20.Для оценки или самооценки способностей аудитора с точки зрения этических особенностей его работы могут быть использо­ваны данные табл. 4.

21.Аудиторы сталкиваются с множеством меняющихся обстоя­тельств, поэтому они должны уметь распознавать общие тенден­ции и обычные причины проблем, иметь хороший шанс найти правильное решение; уметь подходить к новым проблемам и возможностям, постоянно следить за литературой по проблемам оцениваемой деятельности, включая разработки в университетах и научных институтах, иметь широкий взгляд на исследуемые проблемы в их взаимосвязи с проблемой общеорганизационной эффективности. В финансовой сфере «предполагается, что бла­горазумный практик (аудитор) знает теорию и практику аудита, имеет определенный уровень подготовки, опыта и квалифика­ции, необходимых независимому аудитору, может распознать нарушения установленных норм и информирован о последних исследованиях, касающихся выявления этих нарушений.

Таблица 4.

Основные черты характера и практические умения,необходимые аудитору

Требования к спо­собностям аудитора Черты характера аудитора Практические умения
Способность слушать собеседника Внимательность Сосредоточенность Терпеливость Умение показать собеседнику, что его информация полезна и вызывает интерес. Умение не отвлекаться на по­сторонние темы
Способность направ­лять беседу в нужное русло Методичность Умение методически правиль­но строить беседу. Умение предотвращать ситуа­ции, способные «сбить с толку». Умение вести беседу конкрет­но, не допуская общих фраз. Умение побуждать собеседника к верному пониманию предме­та беседы
Способность избегать полемики Выдержанность (уравновешенность) Собранность Умение сохранять самооблада­ние (самоконтроль). Умение перевести обсуждение на более спокойный лад {быст­ро переключаться с одной темы на другую). Умение сохранять деловой тон, не поддаваться эмоциям. Умение предупреждать попыт­ки собеседника перейти от рас­смотрения предмета аудита к личностным характеристикам работников аудитируемого подразделения
Способность созда­вать атмосферу доб­рожелательства и со­трудничества Доброжелательность Контактность Уважительность к собеседнику Тактичность Умение внушать к себе дове­рие. Умение демонстрировать ува­жительное отношение к ауди-тируемому персоналу вне зави­симости от состояния работ в подразделении Умение избегать менторского тона и разговора по принципу «взрослый - ребенок».
    Умение аккуратно обращаться с документами аудитируемого подразделения
Способность к анали­зу Логическое мышле­ние Умение системно расчленять объект обследования на со­ставные части и определять их взаимосвязь
Способность к объек­тивным оценкам Логическое мышле­ние Непредвзятость Нонконформизм Умение делать выводы на ос­новавши высказанных сужде­ний и рассматриваемых собы­тий (явлений, документов). Умение беспристрастно оцени­вать фактические свидетельства. Умение противостоять мнению большинства при уверенности в своей правоте
Способность к пози­тивному настрою на аудит Непредубежденность Умение действовать не в ущерб репутации и интересов аудити­руемого подразделения. Умение акцентировать внима­ние не только на негативных, но и на позитивных результа­тах аудита
Способность действо­вать методами, вызы­вающими доверие со стороны аудитируемого подразделения Бескомпромиссность Сила воли Умение противостоять давле­нию со стороны руководителя службы аудита и аудитируемо­го подразделения с целью вне­сения в его заключение изменении, не основанных на объективных доказательствах
Способность отвечать за

Наши рекомендации