Естественные монополии в России

В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п. Указанные три монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства - всего 38%, тем не менее, реально его следует включать в госсектор.

Проанализируем историю становления и перспективы развития трех крупнейших монополий Российской Федерации.

РАО «Газпром»

ОАО «Газпром», в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах, создано путем начального преобразования в феврале 1993 года Государственного газового концерна, а затем в 1999 году РАО «Газпром». На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. «Газпрому» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования. Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении. Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

Минэкономики России представило Временные методические положения по регулированию оптовых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа в РФ, а РАО «Газпром» - Положение о регулировании цен на природный газ и Положение об устранении тарифов на услуги по транспортировке газа по газотранспортной системе РАО «Газпром» для независимых поставщиков газа. Краткое сопоставление этих предложений приведено в табл. 1.

ОАО «РЖД»

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого работника на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» так же постигла участь реструктуризации. В соответствии с программой реструктуризации будет создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 годы). Предположительно реструктуризация должна завершиться к 2010 году. Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития и ряд других ведомств, ответственных за реформу, готовят соответствующие поправки в ряд законов, в частности, в закон "О железнодорожном транспорте в РФ". До 2010 года правительство должно определиться с целесообразностью и последствиями создания дочерних грузовых предприятий РЖД. Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пользуется только компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

ОАО «РАО ЕЭС России»

Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества датируется ноябрем 1992 года, когда были объединены мощности свыше 700 энергетических объектов (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) в целях надежного функционирования Единой энергетической системы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии.

При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России". В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них, РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

По своим экономическим, организационным и техническим характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») находятся на уровне лучших мировых стандартов. Исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повлиять на повышение эффективности энергокомпаний и позволит существенно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Цель реформирования каждой из естественных монополий - снижение затрат, - принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли

. Хобачев Л.Д. Об опыте антимонопольного регулирования деятельности электроэнергетических в США и Англии.// Электрические станции, 2006, N 6.

. Е. В. Шолудько «Перспективы развития естественных монополий в РФ и методы регулирования государством их деятельности». // «Вестник РГРТУ». №3 (выпуск 25) Е. В. Шолудько «Перспективы развития естественных монополий в РФ и методы регулирования государством их деятельности». // «Вестник РГРТУ». №3 (выпуск 25) Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Содоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. - 304 с. - (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»). Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М: «Дело ЛТД», 1999 - 864 с. . Малинкова Е. В. «Зарубежный опыт регулирования естественных монополий» // «Экономический журнал ВШЭ» Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М: «Дело ЛТД», 1999 - 864 с. Курс экономической теории: учеб. пособие/под редакцией Сидоровича. - 2-е изд.- М:2001 - 832 с. . Малинкова Е. В. «Зарубежный опыт регулирования естественных монополий» // «Экономический журнал ВШЭ»

Наши рекомендации