Противодействие коррупции в торговле финансовыми инструментами

Коррупция в торговле финансовыми инструментами проявляется в виде инсайдерской торговли и манипулирования рынком Манипулирование финансовым рынком автор определяет как недобросовестные действия по установлению искусственных цен на обращающиеся финансовые инструменты или искусственную активность такой торговли с целью изменения цены или ликвидности финансового инструмента для извлечения необоснованной выгоды Манипулирование рынком вытесняет свободную торговлю, искажает рыночную информацию, разрушает механизм справедливого ценообразования, исключает квалифицированное принятие решений инвесторами В странах с развитыми финансовыми рынками манипулирование считается уголовным преступлением

В России отсутствуют нормативные определения инсайдерской информации, инсайдерской торговли, инсайдеров Существующие в отечественном законодательстве определения служебной информации, использования служебной информации на рынке ценных бумат и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы В действующем законодательном определении служебной информации отсутствует главный признак инсайдерской информации - ее способность влиять на цену финансовых инструментов Кроме того, правовой режим передачи, использования и хранения инсайдерской и служебной информации различается существенным образом. В случае с инсайдерской информацией эмитент обязан одновременно предпринимать меры для ее охраны, предотвращения ее незаконного использования до того, как она будет раскрыта, и ее скорейшего раскрытия В отношении же служебной информации эмитент должен предпринимать меры для сохранения ее конфиденциальности.

Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов Никакой ответственности за нарушение этих в действительности декларативных запретов для всех граждан и организаций в нашей стране не установлено.

Финансовая безопасность и ее подсистемы

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Подсистемы:

1. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

2. Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

3. Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения.В денежной системе, т. е. организации денежного хозяйства, можно выделить следующие основные элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег. В зависимости от исторически конкретного наполнения элементов денежной системы и определяют ее конкретные формы: систему штучных денег, монометаллизма и биметаллизма, неразменных бумажных и кредитных денег.Денежная система складывается исторически в каждой стране.Денежные системы основаны на обращении неполноценных и неразменных кредитных и бумажных денег.В этом случае золото вытеснено из обращения и уже не может рассматриваться в качестве денег. К этому типу относятся все современные денежные системы всех стран мира. Они имеют общие черты.

Билет 21

1. Основные положения долгосрочной стратегии экономической безопасности России

Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала.

2. Противодействие коррупции в корпорациях и учетной системе финансового рынка

Коррупция на финансовом рынке тесно связана с недобросовестным корпоративным управлением. Корпоративное управление – это система взаимоотношений между владельцами, инвесторами и руководителями корпораций по вопросам управления деятельностью корпораций.

Общий признак недобросовестного корпоративного управления – стремление собственников и менеджеров компаний максимизировать личную прибыль недопустимыми способами.

Риски корпоративного управления являются составной частью инвестиционных рисков. Поэтому совершенствование корпоративного управления снижает макроэкономические риски, способствует повышению рыночной стоимости корпораций, что ведет к увеличению емкости финансового рынка и повышению его ликвидности2. Таким образом, совершенствование корпоративного управления служит важным инструментом противодействия коррупции на финансовом рынке и способствует организации эффективного финансового рынка. Государство как акционер значительного числа российских корпораций должно способствовать внедрению в их деятельность добросовестного корпоративного управления. Развитию добросовестного корпоративного управления также могут активно содействовать фондовые биржи, инвестиционные фонды и банки.

Коррупция в учетной системе российского финансового рынка возможна вследствие того, что в России только учетная система (регистраторы и депозитарии) подтверждает права собственности на ценные бумаги. Поэтому государственное регулирование финансового рынка должно быть направлено на исключение возможности субъективного влияния учетной системы на права собственности и, следовательно, на обеспечение независимости учетной системы, поскольку она может прямо или косвенно контролироваться эмитентами или их акционерами.

Билет 22

1. Противодействие коррупции как условие эффективности финансового рынка

Без эффективного финансового рынка не может быть эффективной экономической системы. Именно эффективный финансовый рынок может обеспечить увеличение темпов роста экономики, создав необходимые условия для финансирования экономического развития.

В настоящее время российский финансовый рынок не соответствует определению эффективного финансового рынка, т.е. среди его свойств отсутствуют полноценное выполнение макроэкономических функций, достаточная емкость, свобода и справедливость. Такое состояние отечественного финансового рынка обусловлено взаимосвязанными причинами: отсутствием эффективных механизмов противодействия коррупции на финансовом рынке, неэффективностью его государственного регулирования, слабой защитой интересов инвесторов. Для повышения эффективности финансового рынка требуется надлежащая защита интересов инвесторов, которая достигается, в том числе, через систему мер государственного регулирования, направленных на противодействие коррупции на финансовом рынке.

Указанная система мер включает в себя:

– содействие распространению добросовестного корпоративного управления в деятельности компаний

– эмитентов финансовых инструментов;

– организацию системы постоянного раскрытия информации на финансовом рынке на основе единых стандартов;

– противодействие инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком и принятие специального закона о борьбе с этими злоупотреблениями;

– повышение надежности инфраструктуры финансового рынка через ее жесткое и системное регулирование и делегирование части государственных контрольно-надзорных полномочий фондовым биржам;

– организацию надежной учетной системы финансового рынка посредством исключения субъективного влияния финансовых учреждений на права собственности на финансовые инструменты;

– создание центрального депозитария и системы централизованного клиринга и расчетов на финансовом рынке;

– повышение на фондовых биржах требований к листингу ценных бумаг и допуску участников торгов и клиринга;

– законодательное определение обязательных действий для финансовых учреждений в случае конфликта интересов и установление ответственности за неисполнение этих действий.

2. Основные положения закона «О безопасности» и «Концепции национальной безопасности»

5 марта 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1. Этот закон определяет безопасность как состояние защи­щенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эта принципиальная формулировка, ставящая на первое место безопасность личности в сочетании с безопасностью общества и государства и отражающая демократическую направленность этой функции государства, в значительной мере определила всю дальнейшую работу по обеспечению национальной безопасности России.

В Концепции четыре раздела: «Россия в мировом сообществе», «Нацио­нальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» и «Обеспечение национальной безопасности Российской Феде­рации». Во всех этих разделах широко представлены и органично вписаны в общую систему национальной безопасности вопросы экономической безо­пасности страны.

Основные задачи и направления закона «О безопасности» и Концепции национальной безопасности:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного вос производства;

- приемлемый уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- рациональная структура внешней торговли;

- поддержание научного потенциала страны;

- сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений;

- создание экономических условий, исключающих криминализацию общества;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

В Концепции особо обращается внимание на некоторые угрозы экономи­ческой безопасности. Это, во-первых, ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на страте­гически важных направлениях научно-технического развития, отток за ру­беж специалистов и интеллектуальной собственности, что угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом ее обороно­способности. Во-вторых, негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратист­ских устремлений ряда субъектов России, что ведет к усилению политиче­ской нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу России.

Билет 23

1. Анализ и оценка состояния инновационно-инвестиционной сферы реального сектора экономики России

В условиях глобализации мировой экономики основу успешного развития страны, отрасли, предприятия составляет инновационное обновление, которое направленно на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитие человеческого капитала.

К реальному сектору экономики мы относим отрасли материального производства, которые создают продукты в материально-вещественной форме и выполняют операции по передвижению данного продукта.

Говоря об инновационной структуре экономики России, следует отметить, что наша страна отстает от ведущих стран мира. Это объясняется тем, что наша страна находится на уровне 3-4 укладов, а многие развитые страны уже давно находятся на уровне развития 5-6 уклада. Это объясняется тем, что в развитых странах уже давно преобладают биотехнологии, нанотехнологии, информация, в то время как наша страна находится на уровне индустриального развития. Естественно такой уровень развития не может создать нам конкурентного положения на мировом рынке. Следует брать курс на инновационное развитие реального сектора экономики.

Имея значительный ресурсный потенциал, мы по объему производства отстаем от экономик развитых стран. А лидируют они благодаря развитию инновационного сектора. Практически 80% прироста ВВП в этих странах осуществляется за счет инновационной продукции. В России этот показатель равен лишь 15%. В 2015 году по размеру ВВП мы находились на 10 месте.

В настоящее время инновационные процессы осуществляются в основном в секторе нефтедобычи и энергетики. По данным на 2015 г. Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и газа после США.

Долгое время экономика страны ориентировалась на внедрение инноваций именно в этот сектор. Пока не грянули санкции, и стоимость нефти резко упала. Это дало возможность «открыть глаза» и реально взглянуть на перекосы в экономике и пересмотреть сценарий развития России, где главным инструментом должны встать именно инновации во все сферы экономики.

В данной обстановке ключевую роль в привлечении инвестиций, а затем и развитии инноваций должно сыграть государство. Актуальными задачами государственного стимулирования инновационного развития в стране должны быть сосредоточены на образовании широкого круга специалистов вовлеченных в инновационную деятельность. Должна осуществляться поддержка профессиональных ассоциаций и объединений как платформы обмена информацией. Налоговое стимулирование внедрения энергосберегающих и экологических технологий. Внедрения интеллектуальной собственности в частные структуры. Адекватная политика ввозимых пошлин на высокотехнологичное оборудование.

2. Коррупция как причина неэффективности российского финансового рынка

Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации требует наличия самостоятельной и мощной финансовой системы, в том числе эффективного финансового рынка.

В настоящее время российский финансовый рынок вышел на качественно новый уровень развития и представляет собой неотъемлемую часть национальной экономической системы. Наиболее заметно усиление влияния финансового рынка на предприятия реального сектора экономики, которые все более активно используют его механизмы для финансирования основного капитала. Российский финансовый рынок становится механизмом применения сбережений граждан, в том числе и вследствие проведения пенсионной реформы. Государство также использует механизмы финансового рынка для проведения социально-экономической политики.

Неуклонно растут общественные ожидания того, что вложения и сбережения на финансовом рынке будут надежно защищены и государство будет успешно бороться с недобросовестностью финансовых институтов.

Российский финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности и качественных активов, находится под сильным влиянием спекулятивного капитала, подвержен безнаказанному мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка и не привлекателен для долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами совершаются на зарубежных торговых площадках, что обусловливает зависимость отечественного финансового рынка от зарубежных факторов.

Одной из основных причин такого положения дел является коррупция на российском финансовом рынке, которая обусловлена неэффективностью его государственного регулирования и влечет слабую защиту интересов инвесторов и, как следствие, макроэкономическую неэффективность финансового рынка. Поэтому одна из главных целей регулирования российского финансового рынка – защита интересов инвесторов путем противодействия коррупции на финансовом рынке. Следует отметить, что в России до сих пор отсутствует качественное и полноценное определение коррупции. На наш взгляд, коррупция – это злоупотребление субъектом своим положением, властью или общественными ресурсами, которое он совершает из личной заинтересованности.

Коррупция на финансовом рынке – это злоупотребление участниками финансового рынка своим профессиональным или общественным статусом, положением на рынке, должностной властью, финансовыми ресурсами других участников финансового рынка с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц при выпуске, хранении, размещении или обращении финансовых инструментов или управлении их эмитентами

Билет 24

1. Индикаторы экономической безопасности предприятия

Индикаторы экономической безопасности предприятия – это показатели уровня экономической безопасности, позволяющие выявить болевые точки в его деятельности, определить основные направления и наиболее действенные способы по устранению угроз деятельности предприятия.

В систему обеспечения экономической безопасности предприятия включаются следующие индикаторы:

а) производственные: динамика производства; реальный уровень загрузки производственных мощностей; доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общем объеме работ; темп обновления основных производственных фондов; стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени); оценка конкурентоспособности продукции; оценка структуры и технического ресурса парка машин и оборудования;

б) финансовые: общий объем предполагаемых продаж; фактический и необходимый объем инвестиций; уровень инновационной активности; уровень рентабельности производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства;

в) социальные: уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по отрасли или экономике в целом; уровень задолженности по заработной плате; кадровый потенциал и т.п.

Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности.

Состояние предприятия можно охарактеризовать как:

– нормальное, когда индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений;

– предкризисное, когда превышается пороговое значение хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности;

– кризисное, когда превышаются пороговые значения большинства основных индикаторов экономической безопасности;

– критическое, когда превышены пороговые показатели по всеминдикаторам экономической безопасности.

2. Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности государства

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность – характеристики национального хозяйственного комплекса и eго составных частей.

Наши рекомендации