Билет№ 4. Информационное обеспечение мониторинга ЭБ.

Состав информ системы:

Основными компонентами информ. обеспечения мониторинга экономической безопасности могут являться:

· база данных об индикаторах экономической безопасности, предназначенная для накопления и хранения данных из различных источников, необходимая для решения задач мониторинга экономической безопасности;

· подсистема загрузки, сбора и обработки первичной информации в базу данных, обеспечивающая возможность автоматизированного и ручного ввода данных из разнообразных источников и возможность адаптации первоначальных данных к системе индикаторов безопасности;

· подсистема анализа и прогнозирования динамики индикаторов экономической безопасности, предназначенная для анализа текущей ситуации и построения сценарных прогнозов социально-экономического развития

· средства визуализации данных и результатов расчетов в табличном, графическом и картографическом виде;

· программные модули администрирования, обеспечивающие выполнение операций ведения базы данных, управления учетными записями пользователей и разграничения прав доступа к ресурсам системы.

База данных об индикаторах экономической безопасности должна объединять информацию, необходимую для решения прикладных задач мониторинга, анализа и прогнозирования экономической безопасности.

В базе данных должны содержаться следующие основные разделы:

· статистический раздел, ориентированный на отчетную информацию, поступающую от органов государственной статистики;

· ведомственный раздел данных, формирующийся за счет данных ведомственных индикаторов и обеспечивающий возможность централизованного хранения, накопления и представления данных по показателям, формируемым в министерствах и ведомствах на уровне региона;

· муниципальный раздел данных, пополняемый за счет информации, собираемой на муниципальном уровне;

· раздел служебных данных, формируемый администратором региональной системы. Ведомственный и муниципальный разделы должны содержать отчетные, оценочные и прогнозные данные.

Подсистема загрузки, сбора и обработки первичных данных предназначена для обеспечения информационного наполнения базы данных и ввода данных из различных источников. При этом для хранения и обработки больших массивов данных возможно потребуется использовать технологии «больших данных».

Подсистема анализа и прогнозирования динамики индикаторов экономической безопасности регионов России должна обеспечивать контроль и аналитическую оценку оперативной, ретроспективной и прогнозной информации о состоянии индикаторов экономической безопасности.

Средства визуализации и публикации данных предназначены для отображения исходных данных и результатов расчетов. Средства представления данных должны обеспечивать:

· формирование, просмотр и печать сформированных данных и отчетных форм;

· экспорт полученных выходных отчетных форм в стандартные офисные приложения; ·представление данных в табличном, графическом и картографическом виде;

· формирование веб-раздела визуализации данных в сети Интернет. Модули администрирования предназначены для обеспечения информационной безопасности системы, за счет выполнения следующих задач:

· создание групп и отдельных пользователей,

· разграничение прав доступа к системе.

Основными направлениями создания системы защиты информации являются:

· организационно-режимные меры защиты;

· защита информации от утечки.

2.Система экономической безопасности и ее струкутра.

Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающей достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и прогрессивного развития субъекта безопасности, неуязвимость его экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая взаимозависимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать серьезные социальные потрясения и др.;

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Рассмотрим структуру экономической безопасности с точки зрения трех уровней экономической безопасности:

- национальной;

- локальной (региональной);

- частной (предприятия).

Национальная экономическая безопасность может быть представлена в виде восьми тесно связанных элементов:

- демографическая безопасность;

- экономическая безопасность;

- духовно-нравственная безопасность;

- информационная безопасность;

- экологическая безопасность;

- политическая безопасность;

- оборонная безопасность;

- социальная безопасность.

Структура национальной безопасности представлена на рисунке

Билет№ 4. Информационное обеспечение мониторинга ЭБ. - student2.ru

Рисунок 1.1 – Структура национальной безопасности

Структуру локальной или региональной экономической безопасности целесообразно рассмотреть с точки зрения противодействия угрозам.

Многообразие существующих угроз на региональную безопасность, может быть разделено на внешние и внутренние по отношению к региону. В свою очередь первые представлены на микро- и мезоэкономическом уровне, вторые – на макро- и мегаэкономическом (рис. 1.2).

Билет№ 4. Информационное обеспечение мониторинга ЭБ. - student2.ru

Рисунок 1.2 – Структура угроз региональной экономической безопасности

Структуру частной экономической безопасности рассмотрим с помощью функциональных составляющих экономической безопасности предприятия. функциональные составляющие экономической безопасности предприятия – это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия (рис. 1.3) представлена следующими элементами:

- финансовая составляющая;

- интеллектуальные и кадровая составляющая;

- технико-технологическая составляющая;

- политико-правовая составляющая;

- экологическая составляющая;

- информационная составляющая;

- силовая составляющая.

Билет№ 4. Информационное обеспечение мониторинга ЭБ. - student2.ru

Рисунок 1.3 – Структура экономической безопасности предприятия

Таким образом можно отметить, что понятие «экономическая безопасность» имеет сложную многоуровневую структуру, все элементы которой тесно связаны между собой.

Билет №5. 1.Анализ внутренних и внешних угроз ЭБ.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: - преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
- зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
- увеличивающаяся внешняя задолженность;
- недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;
- неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
- неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.
-Резкое падение цен на экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемые товары в условиях высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния экономики.

-Представляет опасность для экономики введение эмбарго на торговлю со странами или группой стран, являющихся важными рынками сбыта или поставщиками продукции для государства.

-Недопустима высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из одной страны или группы стран (например, по продовольствию), что позволяет данным странам использовать эту зависимость для политического давления на другие страны. Нельзя допускать высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая позволила бы кредиторам навязывать экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей.
Большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:
- унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;
- низкая конкурентоспособность национальной экономики,

- высокий уровень монополизации экономики;
- высокий уровень инфляции;
- недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
- слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
- ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
- вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
- тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
- низкая инвестиционная активность;
- предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
- потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за
- несовершенство правового законодательства, монопольное положение и --
- низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;
- криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;
- массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;
- незаконный перевод финансовых средств за границу.
Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития.

Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.
Действия второй группы факторов вызвано последовательным накоплением долговременных разрушительных тенденций в условиях воспроизводства ключевых элементов хозяйственной системы.

Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

2. Основы организации диагностики и мониторинга ЭБ (см. билет №3 вопр. 2)

Экзаменационный билет № 6

Методы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

Методы борьбы с коррупцией:

1. Резкое сокращение объема функций, выполняемых органами государственного и муниципального управления в хозяйственной деятельности. Акцент должен быть смещен на первоочередное выполнение государственным аппаратом задач по охране собственности граждан и юридических лиц, обеспечение свобод по реализации предпринимательской инициативы.

2. Укрепление и обеспечение открытости бюджетной сферы. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита средств, при которой резко расширяется сфера "личного усмотрения" при принятии решений чиновниками.

3. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров и другие подобные меры дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.

4. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.

5. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Наши рекомендации