Элементы налога и налоговая терминология

Инструменты налогового механизма и элементы налоговой системы следующие:

· субъект налога;

· предмет и объект налогообложения;

· база налогообложения;

· источники выплаты налоговых платежей;

· ставка налога;

· налоговые льготы;

· налоговый и отчетный период;

· санкции;

· порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в налоговые органы.

Субъект налога (т. е. плательщик) – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога.

В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица.

Объект налогообложения– это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению или юридические действия, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта.

Под налоговым периодом понимается календарный или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Налоговая ставка – это размер налога с единицы обложения (процентов, рублей).

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Налоговая преференция – это льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Тема 21. Косвенные налоги

21.1. Налог на добавленную стоимость: экономическая
сущность, ставки, льготы, особенность исчисления
в отдельных отраслях народного хозяйства, порядок
и сроки уплаты. Порядок исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость по ввозимым товарам

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, включаемый в отпускную цену. Его доля в доходах бюджета республики составляла до 2003 г. около 25%, в настоящее время – около 19%.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, на которых возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога, если выручка по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

Объектами налогообложения признаются следующие обороты:

1. Обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь, в том числе:

· обороты по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам;

· обороты по обмену товаров (работ, услуг);

· обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг);

· обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

· обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.

2. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне. При реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности объектом налогообложения являются обороты по реализации всех имущественных прав. При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-иссле-
довательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ. При реализации услуг объектом налогообложения являются обороты по оказанию услуг.

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается по формуле

Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru

Применяют следующие ставки налога на добавленную стоимость: 0%, 0,5, 10, 9,09, 20, 16,67%.

Ставка 0% используется в следующих случаях:

· при реализации экспортируемых товаров;

· при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке и иных работ (услуг) непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

· при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья.

Ставка 0,5% применяется при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Ставка 10%– при следующей реализациипо свободным ценам:

· продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, производимой на территории Республики Беларусь;

· продовольственных товаров и товаров для детей согласно утвержденным перечням.

Ставка 9,09% – при реализации товаров, работ, услуг, указанных по ставке 10%, но реализуемых по регулируемым розничным ценам.

Ставка 20% – при реализации по свободным ценам всех остальных товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, не указанных по ставке 10%.

Ставка 16,67%–при реализации по регулируемым розничным ценам всех остальных товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, не указанных по ставке 9,09%.

Налоговая база функционирует следующим образом:

1. При реализации товаров, работ, услуг по свободным ценам налоговой базой является выручка от реализации этих объектов без налога на добавленную стоимость.

2. При реализации товаров, работ, услуг по регулируемым розничным ценам налоговой базой является выручка от реализации этих объектов с учетом налога на добавленную стоимость.

3. Стоимость отгруженной продукции, товаров, работ, услуг, по которым истекло 60 дней со дня отгрузки, является налоговой
базой.

4. Сумма внереализационных доходов, полученных в виде санкций (штрафов, пеней, неустоек) за нарушение условий договоров покупателями, является налоговой базой.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет плательщиком за налоговый период, рассчитывается по следующей формуле:

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет = Общая сумма НДС Налоговые вычеты (входной НДС) .

Вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками, также уплаченные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма НДС при ввозе товаров, работ, услуг на таможенную территорию Республики Беларусь (кроме ввоза из Российской Федерации) рассчитывается по формуле

Сумма НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Респуб- лики Беларусь =
Таможенная пошлина
Таможенная стоимость
Сумма акциза, уплаченного при ввозе
+ +

×
.
Ставка НДС

100%

Сумма НДС при ввозе товаров, работ, услуг из Российской Федерации исчисляется по следующей формуле:

           
   
Стоимость транспорти- ровки
 
Стоимость приобретенных товаров
   
Сумма подле- жащих уплате акцизов
 


Сумма НДС при ввозе товаров из Российской Федерации = + + ×
.
Ставка НДС

100%

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

Сумма НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, уплачивается в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Покупатели товаров обязаны представить налоговым органам налоговую декларацию по НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией покупатель товаров представляет в налоговый орган следующие документы:

· заявление о ввозе товаров по установленной форме в трех экземплярах;

· выписка банка (ее копию) или платежную инструкцию (ее копию), подтверждающую фактическую уплату НДС по ввезенным товарам;

· договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Российской Федерации;

· транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Российской Федерации в Республику Беларусь. Перемещение товаров по трубопроводам и линиям электропередач подтверждается актами приемки-передачи товаров;

· счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметками налогового органа Российской Федерации.

Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость следующие обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

· лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование;

· медицинские (ветеринарные) услуги по перечню таких услуг, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

· услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

· услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по обучению детей в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

· продукты питания, произведенные студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения;

· услуги в сфере образования, оказываемые предприятием, аккредитованным в качестве учебного заведения системы образования;

· услуги в сфере культуры и искусства по утвержденному перечню таких услуг и т. д.

21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая
продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты.
Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым
товарам

Акциз относится к группе косвенных налогов, окончательным плательщиком которых является потребитель товаров. Акциз применяется в качестве надбавки к цене по ограниченному кругу товаров и служит регулятором между их спросом и предложением. Акциз устанавливается на продукцию, имеющую монопольно высокую цену и устойчивый спрос.

Акцизами облагаются следующие товары:

· спирт этиловый ректификованный технический;

· алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7% и более);

· непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья;

· иные спиртосодержащие продукты;

· пиво;

· слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7%;

· табачные изделия;

· автомобильные бензины;

· дизельное и биодизельное топливо;

· судовое топливо;

· газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

· масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые.

Плательщиками акцизов являются следующие организации и индивидуальные предприниматели:

· реализующие произведенные подакцизные товары;

· ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Ставки акцизов могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения (твердые или специфические ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Твердые ставки установлены в евро на физическую единицу продукции (в настоящее время – в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения – за 1 т, 1 л и т. д.). Размер ставок акцизов определяется Президентом Республики Беларусь.

Льготы распространяются на отдельные виды товарных позиций (спиртосодержащее сырье) в основном для производства лекарств и косметических препаратов.

Не облагаются акцизным налогом и подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

Порядок расчетов акцизов осуществляется следующим образом:

1. При формировании цены на произведенные подакцизные товары:

· если установлены адвалорные ставки, которые рассчитываются по следующей формуле:

Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru .

· если установлены твердые или специфические ставки, которые рассчитываются по формуле

Сумма акциза = Единица продукции × Твердая ставка × Курс евро (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях) .

2. При уплате в бюджет:

· если установлены адвалорные ставки, которые рассчитываются по следующей формуле:

Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru

· если установлены твердые или специфические ставки, которые рассчитываются по формуле

Сумма акциза = Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении × Твердая ставка × Курс евро на 1-е число месяца, в котором была произведена реализация подакцизных товаров в евро (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях) .

3. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь:

а) (кроме ввоза из Российской Федерации):

· если установлены адвалорные ставки, которые рассчитываются по следующей формуле:

Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru

· если установлены твердые или специфические ставки, которые рассчитываются по формуле

Сумма акциза = Объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении × Твердая ставка × Курс евро на дату таможен- ного оформления в евро (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях) .

б) при ввозе из Российской Федерации:

· если установлены адвалорные ставки, которые рассчитываются по следующей формуле:

Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru

Стоимость ввозимых подакцизных товаров определяется на основании стоимости, указанной в транспортных документах.

· если установлены твердые или специфические ставки, которые рассчитываются по формуле

Сумма акциза = Объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении × Твердая ставка × Курс евро на дату принятия на учет ввезенных подакцизных товаров в евро (если в белорусских рублях – на твердую ставку в белорусских рублях) .

Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты
на производство и реализацию товаров (работ, услуг),
учитываемые при налогообложении

22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие)
природных ресурсов: экономическая сущность, ставки,
льготы, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками налога за переработку нефти и нефтепродуктов являются нефтеперерабатывающие предприятия. Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, плательщиками налога не являются.

Экологический налог состоит из следующих платежей:

· налог за использование природных ресурсов;

· налог за выбросы загрязняющих веществ и сбросы сточных вод;

· налог за размещение отходов производства;

· сбор за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Ставки экологического налога устанавливаются Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. На добычу природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов производства по каждому природопользователю устанавливаются лимиты. За превышение установленных годовых лимитов объемов добычи природных ресурсов и за добычу природных ресурсов без утверждения годовых лимитов налог взимается в 10-кратном размере действующей ставки налога за использование природных ресурсов.

Сумма налога за добычу природных ресурсов рассчитывается по следующей формуле:

       
  Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru   Элементы налога и налоговая терминология - student2.ru


Сумма налога = Фактический объем добычи в пределах ли- мита по каждому виду природных ресурсов × Ставка налога + Фактический объем добычи сверх лимита × Ставка налога × 10.

Ставки установлены в рублях за 1 т, 1 м3.

Порядок расчета экологического налога осуществляется следующим образом:

1. Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду рассчитывается по формуле

Сумма налога = Фактический объем выбросов окружающую среду × Ставка налога.

Ставки установлены в рублях за 1 т, 1 м3.

2. Налог за размещение отходов производства рассчитывается по следующей формуле:

Сумма налога = Фактический объем размещения (хранения или захоронения) отходов в санкционированных местах размещения отходов × Ставка налога.

Ставки установлены в рублях за 1 т, 1 м3 по наименованиям отходов.

При взимании экологического налога применяются два вида льгот:

· взимание налога по льготным ставкам (уменьшенным от основных ставок);

· освобождение от уплаты налога.

По льготным ставкам экологический налог взимается за следующие природные ресурсы:

· за воду, отпускаемую для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, – в размере 50% от основной ставки налога;

· за песок и песчано-гравийную смесь, используемые в дорожном строительстве, – в размере 50% от основной ставки налога;

· за воду, отпускаемую рыбоводным организациям, а также отпущенную организациям и физическим лицам для производства продукции животноводства и растениеводства, – в размере 2% от основной ставки налога.

Освобождены от уплаты экологического налога следующие субъекты хозяйствования:

· крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента регистрации;

· организации, осуществляющие работы по строительству жилья;

· производители сельскохозяйственной продукции, перешедшие на уплату единого налога;

· Национальный банк Республики Беларусь и его подразделения.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога в соответствии с установленным лимитом, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) не позднее 20 апреля календарного года, исходя из установленного годового лимита.

Уплата налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов; не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов, и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам.

22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки,
льготы, порядок исчисления и уплаты

Платежи за землю введены с целью повышения ответственности и заинтересованности в рациональном использовании земли, а также мобилизации средств для охраны земли и повышения ее плодородия, социального развития населенных пунктов. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователей и землевладельцев и связывается исключительно с фактом наличия земельного участка. Плата взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы.

Плательщиками земельного налога являются юридические лица, которым земельные участки предоставлены в пользование либо в собственность.

Плательщиками арендной платы являются юридические лица, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставлены в аренду сельскими, поселковыми, городскими, районными исполнительными и распорядительными органами.

Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который в установленном порядке предоставлен в пользование либо собственность.

Земельным налогом облагаются следующие виды земель:

· сельскохозяйственного назначения;

· населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

· промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

· лесного фонда;

· водного фонда.

Ставки земельного налога установлены двух видов:

1. Процентная ставка, установленная в процентах к кадастровой стоимости.

2. Твердая ставка земельного налога, установленная в рублях за один гектар занимаемой площади.

Ставки земельного налога зависят от функционального использования земельных участков (видов оценочных зон).

Согласно приложению 4 к Особенной части налогового кодекса выделяют 5 видов оценочных зон:

1. Общественно-деловая зона.

2. Жилая многоквартирная зона.

3. Жилая усадебная зона.

4. Производственная зона.

5. Рекреационная зона.

Твердая ставка земельного налога в рублях за один гектар устанавливается в следующих случаях:

1. На земли сельскохозяйственного назначения.

2. На земельные участки, используемые для добычи торфа на топливо и удобрения.

3. На земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях.

4. На земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

5. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков менее 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков менее 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 120 млн р. за гектар.

6. На жилую многоквартирную зону при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков менее 80 млн р. за гектар.

Процентные ставки земельного налога установлены исходя из функционального использования земельных участков по видам оценочных зон в следующих случаях:

1. На земельные участки общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости земельных участков более 40 млн р. за гектар, общественно-деловой зоны для размещения иных объектов при кадастровой стоимости земельных участков более 218 млн р. за гектар, производственной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 109 млн р. за гектар и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 120 млн р. за гектар.

2. Жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 320 млн р. за гектар и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков более 80 млн р. за гектар.

Налоговая база земельного налога определяется в размере либо кадастровой стоимости земельного участка, либо занимаемой площади.

Порядок расчета земельного налога осуществляется следующим образом:

1. Если установлена твердая ставка земельного налога:

· На земли сельскохозяйственного назначения. Ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения установлены по каждому виду земель (пашня, земельные участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями, улучшенные сенокосы и пастбища, природные сенокосы и пастбища) и продифференцированы в зависимости от полезных свойств земель, учтенных в их кадастровой оценке. Шкала базовых ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения охватывает земли с кадастровой оценкой от 6 до 50 баллов и выше. Сумма земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения при наличии кадастровой оценки земли рассчитывается по формуле

Годовая сумма земельного налога = Занимаемая площадь × Ставка налога согласно кадастровой оценки земли × Повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти .

Размер ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения в зависимости от кадастровой оценки земли утвержден
в приложении № 2 к Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь.

При отсутствии кадастровой оценки земельного участка земельный налог исчисляется по средним ставкам, дифференцированным по административным районам.

Сумма земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения при отсутствии кадастровой оценки земли рассчитывается по следующей формуле:

Годовая сумма земельного налога = Занимаемая площадь × Средняя ставка налога административного района × Повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти .

Размер средних ставок по районам Республики Беларусь утвержден в приложении № 3 к Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь.

· На земли общественно-деловой зоны, производственной зоны, жилой многоквартирной и усадебной зоны, рекреационной зоны, на которые установлены твердые ставки земельного налога, и сумма земельного налога рассчитывается по формуле

Годовая сумма земельного налога = Занимаемая площадь × Ставка земельного налога в рублях за один гектар × Повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти .

2. Если установлена процентная ставка земельного налога:

· На земли общественно-деловой зоны, производственной зоны, жилой многоквартирной и усадебной зоны, рекреационной зоны, на которые установлены ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости.

Ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от целевого назначения этих участков в размерах, установленных приложением 5 к Налоговому кодексу.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. При расчете земельного налога за земельный участок в белорусских рублях кадастровая стоимость земельного участка принимается в иностранной валюте с пересчетом по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 1 января календарного года, за который производится исчисление и уплата земельного налога:

Годовая сумма земельного налога =
.
Ставка в %
Кадастровая стоимость земельного участка
Повышающий (понижающий) коэффициент местных органов власти
× ×

100%

Размер ставок земельного налога, установленный в приложении 5 к Особенной части налогового кодекса Республики Беларусь, приведен в данной таблице.

Ставки земельного налога

Виды функционального использования земельных участков Ставки земельного налога, %
Общественно-деловая зона для размещения:  
автомобильных заправочных и газонаполнительных станций
иных объектов 0,55
Жилая многоквартирная зона 0,025
Жилая усадебная зона 0,1
Производственная зона 1,1
Рекреационная зона

Освобождаются от земельного налога следующие объекты:

· земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь;

· земельные участки, занятые материальными историко-культур-
ными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

· земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозяйственных земель), опытные поля, используемые для научной деятельности;

· земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования;

· земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;

· земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;

· земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

· земельные участки аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения;

· сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· земельные участки, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта;

· земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев.

Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Уплата земельного налога производится организациями (за исключением садоводческих товариществ) в течение налогового периода ежеквартально равными частями не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога.

Суммы земельного налога включаются организациями (кроме бюджетных организаций) и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы,
порядок исчисления и уплаты

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются следующими социальными выплатами:

· пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;

· пособиями по беременности и родам;

· пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

· пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

· пособиями по безработице;

· пособиями на погребение.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются следующие юридические и физические лица:

· работодатели – юридические лица, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам;

· работающие граждане – граждане;

· физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является следующее:

· для работодателей и работающих

Наши рекомендации