Тема 10.Разрешение споров, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Споры, возникающие в сфере внешнеэкономической деятельности и органы, полномочные их разрешать.

Порядок разрешения внешнеэкономических споров в судах.

Арбитражное рассмотрение внешнеэкономических споров.

Разбирательство споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате.

Признание и исполнение арбитражных решений.

Специальная литература по теме:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г., № 219-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г., № 356-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016;

О международном арбитражном (третейском) суде: Закон Республики Беларусь, 09 июля 1999г., № 279-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 1 июля 2014 г., № 174-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016;

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Заключено в г.Киеве 20 марта 1992 г.);

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Заключена в г.Женеве 21 апреля 1961 г.);

Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате;

Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г.Нью-Йорке 10 июня 1958 г.);

Дмитриева, Г.К. Международный коммерческий арбитраж: учебно-практ. пособие / Г.К. Дмитриева. – М., 1992;

Минаков, А.И. Арбитражное соглашение и практика рассмотрения внешнеэкономических споров / А.И. Минаков. – М.: Юридическая литература, 1985. – 144 с.

С развитием внешнеэкономической деятельности, на фоне имею­щихся в национальном праве многих стран существенных различий, возрастает роль ее правового регулирования. Одним из его элементов является регламентация правовых споров, возникающих между субъ­ектами внешнеэкономической деятельности разных стран.

Все споры в сфере внешнеэкономической деятельности могут быть подразделены на три большие категории:

– гражданско-правовые споры;

– споры из административных правоотношений.

– международные споры.

Гражданско-правовые споры возникают между субъектами хозяйствования – частными лицами и организациями по вопросам гражданского характера: заключения и исполнения договоров, причинения вреда, защиты права собственности и др. Такие споры рассматриваются, как правило, экономическими судами и арбитражами.

Административные спорывозникают во взаимоотношениях субъектов внешнеэкономической деятельности с органами государственного управления: министерствами, департаментами, таможнями, налоговыми органами, органами государственного контроля и др. Эти споры могут разрешаться как вышестоящими государственными органами в порядке подчиненности, так и экономическими судами.

Международные споры возникают в правовых отношениях с участием государств (органов государств), а также международных межправительственных организаций и разрешаются в международных юрисдикционных органах посредством специальных международных процедур.

В национальном законодательстве и международной практике существуют следующие основные способы оп­ределения подсудности споров:

• по признаку гражданства сторон спора в некоторых правовых системах, в которых личный закон юридическо­го или физического лица рассматривается как закон граж­данства, а не закон места жительства, признается возмож­ность рассмотрения спора, в котором участвовал гражда­нин данной страны, судом данной страны независимо от места совершения сделки;

• по применению правил внутренней территориальной под­судности — подсудность определяется по месту жительства ответчика;

• по месту заключения сделки, совершения сделки;

• по принципу автономии воли (договорная подсудность) — стороны заключают договор, в котором определяют, в каком суде или арбитраже какой страны может быть рас­смотрен их спор (Пророгационные соглашения).

Существует два варианта заключения пророгационных соглашений:

• стороны договариваются о подсудности в соответст­вии с принципом автономии воли;

• государства заключают соглашения между собой.

В 1992 г. государства СНГ разработали и заключили Со­глашение «О порядке разрешения споров, связанных с осу­ществлением хозяйственной деятельности». Пророгацион­ные положения включают также двусторонние договоры о правовой помощи, заключаемые Республикой Беларусь.

Споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности – физическими и юридическими лицами – разрешаются одним из двух следующих способов:

- судебное производство (как правило, в экономическом суде Республики Беларусь или в соответствующем суде иностранного государства);

- третейское (арбитражное) производство в постоянно действующем международном арбитражном суде Республики Беларусь либо иностранного государства; производство в специально создаваемом для данного спора арбитраже.

Любой спор правового характера, возникающий между субъектами хозяйствования в сфере ВЭД, может быть разрешен в суде. В Республике Беларусь дела по внешнеэкономическим спорам рассматривают суды, рассматривающие экономические дела, в Российской Федерации – арбитражные суды и т.д. Подсудность внешнеэкономического спора суду того или иного государства определяется международными соглашениями, а также процессуальным законодательством соответствующих государств. За некоторыми исключениями, дела по спорам внешнеэкономического характера рассматриваются судом по месту нахождения предприятия-ответчика.

Процедура разрешения дела судом, рассматривающим экономические дела, регулируется в Республике Беларусь Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ХПК).

Судебное производство инициируется заинтересованным лицом в форме искового заявления. Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, рассматривающего экономические дела, в который подаётся заявление;

2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6) расчёт взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

7) требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

8) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

9) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов (ст. 159 ХПК).

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении могут указываться заявление об обеспечении иска, о совершении судом, рассматривающим экономические дела, действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, ходатайства о назначении примирителя, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются документы, указанные в статье 160 ХПК.

После принятия искового заявления к производству суд проводит подготовку дела к судебному разбирательству, в ходе которой устанавливается содержание правоотношений сторон, определяется законодательство, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 175 ХПК дело должно быть рассмотрено судом в срок не более 2-ух месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, – не более 7-ми месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем суда, рассматривающего экономические дела, или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до 4-х месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, – до 1 года.

До вступления решения в законную силу несогласная с решением сторона может обжаловать его в порядке апелляции. В этом случае апелляционная инстанция рассматривает дело в целом в том же порядке, что и суд первой инстанции; некоторые особенности апелляционного производства по сравнении с производством в суде первой инстанции определяются ХПК.

Вступившее в силу решение суда, рассматривающего экономические дела, может быть обжаловано в кассационном, а также в надзорном порядке. Процедура кассационного и надзорного производства определяется нормами ХПК.

Вступившее в силу решение суда, рассматривающего экономические дела, может быть исполнено принудительно в порядке, предусмотренном разделом 4 «Исполнительное производство» ХПК.

Третейский суд – это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи (арбитры) не обязательно должны быть профессиональными юристами.

Третейское (арбитражное) разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению судебным разрешением спора:

- быстрота и экономичность рассмотрения дела;

- возможность создания специализированного третейского суда;

- существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению;

- конфиденциальность;

- возможность сторон самим определить сроки, место и время разрешения спора.

Недостатком арбитражной процедуры является невозможность обжаловать постановленное третейским судом решение.

Различаются:

- постоянно действующий арбитражный суд (к числу постоянно действующих арбитражных учреждений в Республике Беларусь Международный арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Белорусской торгово-промышленной палате, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, аналогичные учреждения при торгово-промышленных палатах других государств);

- специально создаваемый для рассмотрения конкретного спора третейский суд – так называемый арбитраж adhoc.

Воля сторон потенциального или же существующего спора является не только основанием, но и движущей си­лой механизма арбитражного разбирательства. Эта воля реализуется и закрепляется в особом документе, называе­мом арбитражное соглашение.

Арбитражное соглашение — соглашение сторон о том, что споры, которые уже возникли или возникнут в буду­щем между сторонами, будут переданы ими на рассмотре­ние третейского суда.

В настоящее время существует три вида арбитражных соглашений: арбитражная оговорка (arbitrationclause),арбитражный договор (arbitrationagreement) и третейская запись (submissionagreement).

Арбитражная оговорка — соглашение сторон, включен­ное в основной контракт и предусматривающее возмож­ность рассмотрения споров в связи с данным контрактом, которые могут возникнуть между ними.

Арбитражный договор отличается от оговорки лишь Тем, что он представляет собой соглашение, заключенное от­дельно от основного контракта. Он может быть заключен одновременно с основным договором или после, но все­гда до возникновения спора.

Если же спор уже возник, то соглашение о передаче его на рассмотрение арбитражного суда будет называться третейской записью.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Понятие письменной формы раскры­вается в национальных законах каждой страны. Чаще всего под письменной формой понимается единый документ, содержащий соглашение о передаче споров(а) в арбитраж.

Состав третейского суда образуется по выбору сторон из одного либо нескольких судей. В последнем случае от каждой стороны выбирается по одинаковому количеству судей и один судья избирается от обеих сторон. Для избрания лица в состав суда требуется его согласие. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Членами третейского суда не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или попечительством; лишённые по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью (в течение срока, указанного в приговоре); привлеченные к уголовной ответственности.

Решение третейского суда постановляется большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями. Судья, оказавшийся в меньшинстве, вправе отказаться от подписи или изложить своё особое мнение, и об этом делается отметка в решении. В решении обязательно должно быть указано время и место его вынесения, состав суда; третейская запись, на основании которой суд рассматривал дело; наименование всех участников спора; предмет спора; мотивы, по которым суд пришёл к своим выводам; постановление суда.

Решение арбитражного суда по юридической силе приравнивается к решению суда государственной юрисдикции и исполняется в том же порядке, что и решения государственных судов.

Деятельность Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате определяется Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 279 (ред. 01.07.2014 г.) «О международном арбитражном (третей­ском) суде», а порядок рассмотрения споров определяется Регламентом Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате (далее – Международный арбитражный суд при БелТПП, МАС).

Международный арбитражный суд при БелТПП (MAC) является постоянно действующей, негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятель­ность на возмездной основе.

МАС рассматривает:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жительства хотя бы одного из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь;

2) споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры между участниками упомянутых юридических лиц, споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь;

3) споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

МАС рассматривает также споры, относящиеся к его компетенции в силу закона или международного договора Республики Беларусь.

Арбитражный суд рассматривает дела только при нали­чии арбитражного соглашения. Спор может быть рассмот­рен в производстве по разрешению спора.

Споры между субъектами права, местонахождением (местом жительства) которых является территория Республики Беларусь, сумма заявленных требований по которым не превышает 10000 базовых величин, рассматриваются по упрощенной процедуре.

Состав суда обязан рассмотреть дело и вынести реше­ние не позднее 6 месяцев с момента его формирования. Председатель суда по обоснованному ходатайству арбитра или арбитра-председателя может продлить этот срок.

Разбирательство дела ведется конфиденциально, если суд по просьбе и с согласия сторон не примет решение рассмотреть его публично. Суд может и должен на любой стадии производства принимать необходимые меры к мир­ному урегулированию спора.

После получения искового заявления, ответа на иск и приложенных к ним документов состав суда готовит дело к судебному разбирательству, а затем назначает время и место рассмотрения дела. При этом могут быть учтены по­желания сторон. О времени и месте рассмотрения спора стороны должны быть извещены заранее.

Разбирательство дела производится в устной форме. По определению суда дело может быть рассмотрено на основе одних только письменных доказательств. Однако если в ходе рассмотрения дела состав суда придет к выводу, что имею­щиеся письменные доказательства недостаточны для вы­несения обоснованного решения, он отменяет свое опре­деление о рассмотрении дела на основе только письмен­ных материалов и проводит устное разбирательство.

MAC не связан нормами процессуального законодатель­ства Республики Беларусь. Судебное разбирательство про­изводится в таком порядке, который суд признает необ­ходимым для обеспечения вынесения законного и Обос­нованного решения. При этом суд обязан учитывать мне­ние сторон и нормы Регламента MAC.

Суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны сами назвали в качестве подле­жащих применению к существу дела.

По окончании рассмотрения спора суд выносит реше­ние по большинству голосов. Арбитр, не согласный с боль­шинством, пишет особое мнение, которое прилагается к решению. Оно выносится в письменной форме и подпи­сывается всеми арбитрами, однако может быть достаточно подписей двух арбитров, если они указали причину, по которой отсутствует третья подпись. Подлинность подпи­сей арбитров подтверждается подписью Председателя MAС, а также печатью суда.

Решение Международного арбитражного суда является окончательным и обязательным для сторон. В случае отка­за или уклонения от добровольного исполнения, прину­дительное исполнение решения в других странах произво­дится в соответствии с нормами международного права, а на территории Республики Беларусь в порядке, установ­ленном хозяйственным процессуальным кодексом Респуб­лики Беларусь.

Судебное поручение — обращение суда одного государст­ва к суду другого государства с просьбой о совершении про­цессуальных действий на территории другого государства.

Выделяют следующие способы обращения в иностран­ный суд:

¾ дипломатический порядок исполнения судебных по­ручений — суд обращается в МИД, МИД через свое пред­ставительство в МИД другого государства, МИД другого государства дает поручение своему суду исполнить судеб­ное поручение;

¾ суд одного государства непосредственно обращается к суду другого государства;

¾ выполнение судебных поручений осуществляется по­средством центральных органов юстиции;

¾ исполнение Судебных Поручений специально уполно­моченными лицами. Порядок исполнения судебных пору­чений, возможность их исполнения определяется Гражданским процессуальным кодексом соответствующего государства.

Как известно, каждое государство обладает суверени­тетом. В этой связи судебное решение имеет силу в преде­лах территории государства.

Государство-участник Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. не может отказать в исполнении решения, ссылаясь на отсутствие в его законодательстве специальных правил о порядке исполнения, так как обычно применяются нор­мы права, действующие на данной территории.

В статье 5 Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в исполнении иностран­ных арбитражных решений. Никакие иные обстоятельства помимо перечисленных в самой Конвенции не могут слу­жить основанием для отказа в признании или исполнении иностранного арбитражного решения. Иностранное реше­ние не может быть предметом ни пересмотра по существу, ни отмены со стороны судебных органов страны, где испрашивается его признание или приведение в исполнение.

В соответствии со статьей 7 Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. кредитор по арбитражному решению вправе добиваться его исполнения либо по правилам Конвенции, либо по правилам других международных договоров, действительность которых Конвенцией «не затрагивается», либо по законодательству страны, где испрашивается исполнение. Таким образом, право выбора предусмотрено для кредитора, т. е. для него установ­лен своего рода «режим наибольшего благоприятствования».

Экзекватура (согласие) компетентного судебного органа означает признание и приведение в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного судом или арбитражем, третейским судом другой страны.

Процесс экзекватуры в судах разных стран допускает широкий круг вопросов, подлежащих решению. Так, по Гражданско-процессуальному кодексу (далее – ГПК) Бельгии при экзекватуре суд должен проверять пра­вильность решения иностранного суда и с точки зрения права, и с точки зрения установления фактических об­стоятельств дела. В некоторых странах процесс экзеквату­ры подразделяется на два отдельных этапа: процесс при­знания решения иностранного суда судом, осуществляю­щим экзекватуру; процесс исполнения такого решения (ст.796-805 ГПК Италии).

Во Франции экзекватуру дает гражданский трибунал первой инстанции. Трибунал не должен входить в обсуж­дение вопросов законности решения иностранного суда или арбитража, кроме исчерпывающего перечня вопро­сов, которые могут дать повод говорить о невозможности экзекватуры.

Перечень таких вопросов достаточно универсален. Это вопросы о компетентности суда с точки зрения подведом­ственности и подсудности; о надлежащем уведомлении должника и вызове в иностранный суд; о ненадлежащем применении коллизионных норм; о том, чтобы решение иностранного суда не носило карательного характера или не было направлено на взыскание налогов; о соответствии решения иностранного суда добрым нравам и публичному порядку страны суда, дающего экзекватуру.

Суды некоторых стран (ФРГ, Японии и др.) дают экзекватуру решениям иностранных судов тех государств, суды которых выдают экзекватуру решениям соответственно судов ФРГ, Японии и других государств на условиях взаимности.

В соответствии со статьей 561 ГПК Республики Беларусь по­рядок исполнения решений иностранных судов и арбит­ражей определяется соответствующими международными договорами. Решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено на территории Беларуси к при­нудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Наши рекомендации