Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени

Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда рабочего времени на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.

Следует различать понятие норма и нормативы для нормирования труда. Норма – это количественный размер максимально допустимого расхода элементов производственного процесса или минимально необходимого результата ресурсов. Нормативы для нормирования труда – это исходные величины, используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационно-технологических условиях производства.

Выделяют следующие виды норм и нормативов.

1) Норма времени –это величина необходимых и научно обоснованных затрат рабочего времени на выполнение единицы продукции или работы в минутах или часах (мин/шт, ч/шт). от нормативов времени на выполнение единицы работы.

2) Норма выработки- это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Норма выработки (Нв) определяется как количество продукции, подлежащее изготовлению в течение часа.

3) Норма обслуживания- это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, а также для лиц, обслуживающих ЭВМ и уборщиц.

4) Норма управляемости – это количество подчиненных работников, приходящихся на одного руководителя.

5) Норма численности -это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.

6) Норматив численности- заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания).

В ходе нормирования изучаются затраты рабочего времени. Рабочее время– установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого рабочий выполняет порученную ему работу.

Рабочее время делится на две части:

* нормируемое время (связанное с выполнением задания);

* ненормируемое время (время потерь).

1. Нормируемое время состоит из подготовительно-заключительного времени, оперативного времени, времени обслуживания рабочего места, перерывов на отдых и личные надобности, перерывов по организационно-техническим причинам.

В общем виде величина нормы времени включает в себя:

Подготовительно-заключительное время затрачивается рабочим на подготовку к выполнению заданной работы и на действия, связанные с ее окончанием. Норма подготовительно-заключительного времени устанавливается либо на партию изделий, либо на рабочую смену.

Оперативное время используют непосредственно для выполнения заданной работы. Оно подразделяется на две части: основное (технологическое) время; вспомогательное время. Основное (технологическое) время - это время, затрачиваемое рабочим на изменение предмета труда (его формы, размеров, внешнего вида, физико-химических или механических свойств и т.д.), его состояния и положения в пространстве и повторяющееся при изготовлении каждой единицы продукции. К вспомогательному времени относится время, которое затрачивается на приемы рабочего, без которых невозможен ход основного (технологического) процесса: установка и снятие детали, управление станком, подвод и отвод инструмента и т.п.

Время обслуживания рабочего места используется рабочим для ухода за своим рабочим местом иподдержания его в рабочем состоянии на протяжении смены и подразделяется на:

* время организационного обслуживания, оно не связано с выполняемой работой и реализуется 2 раза в смену: в начале и в конце смены;

* время технического обслуживания, связано с выполняемой операцией; это время, затрачиваемое на подналадку оборудования и приспособлений в процессе работы, на смену затупившегося инструмента, уборку стружек и т.д.

Время перерывов на отдых и личные надобности устанавливается обычно в размере 8—10 мин на смену (на стройплощадках — 15 мин) и во всех случаях включается в норму времени.

Время перерывов по организационно-техническим причинам — это перерывы, связанные с ремонтом механизмов по графику, ожиданием обслуживания вследствие занятости рабочего, обслуживающего несколько станков.

2. К ненормируемому времени относится время потерь:

* по организационно-техническим причинам. Это потери связанные в ожиданием работы, заготовок, инструмента, ремонта станка, мастера и т.п.

* по вине рабочего. Под потерями рабочего времени по вине рабочего понимают перерывы в работе вследствие нарушения трудовой дисциплины и распорядка дня.

Различают два основных вида нормирования затрат рабочего времени:

Опытно-статистический. При этом методе нормы устанавливаются на основе личного опыта нормировщика, данных статистики. Такие нормы называются опытно-статическими, они не способствуют повышению производительности труда, поэтому их необходимо заменять научно-обоснованными нормами, устанавливаемыми аналитическими методами

Аналитический.Научный метод. Он основан на исследовании операции расчленением ее на трудовые приемы, на изучение факторов, влияющих на продолжительность отдельных трудовых приемов; на проектировании рационального трудового процесса с учетом психофизиологических особенностей человека. На этой основе определяется нормативная продолжительность отдельных элементов работы и рассчитывается норма времени. При использовании аналитического метода нормы труда устанавливаются следующими способами:

1) исследовательский. Основан на данных фотографии рабочего дня и хронометража, поэтому он достаточно трудоемкий, но зато обеспечивает высокую точность расчетов

2) аналитический. Нормы времени рассчитываются по готовым нормативам, которые заранее были установлены аналитически-исследовательским способом.

* 86 Сущность и индивидуальные факторы влияющие на людей.

* 87 Финансовые аспекты бизнес-плана.

* 88 Стратегическое, долгосрочное, краткосрочное финансовое планирование.

Финансовое планирование на предприятии включает три основных подсистемы: перспективное финансовое планирование, текущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3—5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный характер, так как зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего, и на его основе стоится стратегия предприятия.

Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1—2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.

Краткосрочное (оперативное) финансовое планирование дополняет долгосрочное, оно необходимо в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

* 89 Государственный бюджет – основное звено финансовой системы страны.

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

* доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

* расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

4.Источники доходной части:

* налоги;

* государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);

* эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;

* займы у международных организаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

* социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

* поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

* обслуживание государственного долга;

* предоставление дотаций предприятиям;

* развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

* Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.

* Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.

* Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

* Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

* Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

* долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

* фаза экономического цикла в стране;

* текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

11. Государственный долг

- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

* Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций

* Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

* Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

* Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

* Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

* величина долга на душу населения;

* отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);

* отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

* расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);

* отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

* Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

* Поиск средств для выплаты долга.

* Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

* Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

* 90 Теории мотиваций.

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

* содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

* процессуальные теории (Врум и др.);

* теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:

* физиологические потребности (уровень 1);

* потребность в безопасности (уровень 2);

* социальные потребности (уровень 3);

* потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

* потребность в самовыражении (уровень 5).

Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени - student2.ru

Рис. 17. Теория потребностей А. Маслоу

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

* потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

* поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

* после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:

* - уровень 1 - 85%;

* - уровень 2 - 70%;

* - уровень 3 - 50%;

* - уровень 4 - 40%

* - уровень 5 - 10%.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.

Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени - student2.ru

Рис. 18. Теория МакКлелланда

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

* потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

* наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

* для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

* для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени - student2.ru

Рис. 19. Теория Ф. Герцберга

Процессуальные теории мотивации.

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рисунке 19. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Каждый «блок ожиданий» в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника.

К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.

Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени - student2.ru

Рис. 20. Теория ожидания

Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы может разрешить проблему справедливости.

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени - student2.ru

Рис. 21. Теория модели Портера-Лоулери

Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

Основные характеристики работника типа X:

* от природы ленив, не хочет работать;

* не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;

* не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики работника типа Y:

* существует естественная потребность в работе;

* стремится к ответственности;

* творческая личность.

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.

Таблица 3 - Сравнительная характеристика теории «Х» и теории «У»

Описание по признакам Теория «Х» Теория «У»
1. Представления руководителя о человеке Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы У людей нет честолюбия и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили Больше всего люди хотят защищённости Чтобы заставить людей работать, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания Труд - процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль У людей развиты потребности высших уровней Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется
2. Практика руководства а) планирование Централизованное распределение задач, единоличное определение целей стратегии, тактики Поощрение определения целей подчинёнными в соответствии с целями организации
б) организация Четкое структурирование задач, полномочия не делегируются Высокая степень децен-трализации полномочий
г) контроль Тотальный, всеобъемлющий Самоконтроль подчиненных в процессе работы, контроль руководителя по ее завершении
д) общение Жесткая регламентация поведения Руководитель действует как связующее звено в обмене информацией
е) принятие решений Отрицание права свободы принятия решений подчиненными Активное участие подчиненных в принятии решений.
3. Использование власти и влияния Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении Убеждение и участие, власть через положительное подкрепление
4. Стиль руководства Авторитарный Демократичный

Теория трудовых установок А. Гастева

Данная теория была разработана в 20-е годы XX века. Она является

отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования).

Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.

Концепция кружков качества

Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:

* активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно;

* количественное ограничение числа работников кружка (3-13 человек);

* добровольность вхождения в кружок;

* работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;

* формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы;

* принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.);

* соревновательный характер групп;

* наличие системы поощрений;

* политика взаимного обучения, обогащения знаниями.

Система мотивации

Система мотивации реализует три основные функции:

1. Планирование мотивации:

* выявление актуальных потребностей;

* установление иерархии потребностей;

* анализ изменения потребностей;

* анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;

* планирование стратегии и целей мотивации;

* выбор конкретного способа мотивации.

2. Осуществление мотивации:

* создание условий, отвечающих потребностям;

* обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;

* создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;

* создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения.

3. Управление мотивационными процессами:

* контроль мотивации;

* сравнение результатов деятельности с требуемыми;

* корректировка мотивационных стимулов.

Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.

Наши рекомендации