Функции корпоративной культуры

Декларирование делового кредо руководством компании во внешних взаимодействиях с партнерами и клиентами, а также во внутренних взаимодействиях с персоналом – это заявка на ведение основатель­ного бизнеса, как говорят в России – «всерьез и надолго» [9, С. 16].

Корпоративная культура компании – это ее «корпоративная ин­дивидуальность», фактор, который обращает на себя внимание партнеров и клиентов [6, С. 9]. Другими словами, корпоративная культура, про­являемая во внешней ситуации, имеет рекламное и маркетинговое значение.

Корпоративные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежегодного планирования деятельности компании.

Сформулированные ценности, цели, нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижения общей цели [16, С.63].

Кроме того, правила, принятые в организации, способствуют успешному управлению людьми, поскольку руководитель получает возможность обосновывать свои распоряжения не только при помощи личной аргументации и обращения к своему индивидуальному опыту.

Руководитель использует убедительные аргументы для своих уп­равленческих воздействий, обращаясь к объективным правилам и нор­мам, общим для всех работников компании. Система внутренних тре­бований, выраженная в содержании корпоративной культуры фирмы, по существу, является ее «законодательной базой», социально – психо­логическим «трудовым кодексом», законы которого обязательны для всех работников организации.

Наличие сформированной корпоративной культуры компании су­щественно ускоряет профессиональную адаптацию новых и моло­дых сотрудников, способствует их эффективному включению в про­изводственную и социальную деятельность компании [1, С. 63].

Виды корпоративной культуры

Выделяются внешний и внутренний виды корпоративной культуры.

Внешняя корпоративная культура состоит из миссии, ценностей и правил, декларируемых компанией на рынке, во взаимодействиях с партнерами и клиентами. Внутренняя корпоративная культура отра­жает миссию, ценности и правила для сотрудников компании.

Корпоративная культура может проявляться в официально утвер­ждаемых руководством компании миссии, ценностях и правилах. Кро­ме того, в организации присутствуют нормы и правила неофициаль­ного (неформального) общения и поведения [10, С. 163].

Официальные и неофициальные корпоративные ценности, прави­ла и нормы могут полностью или частично совпадать, а также всту­пать друг с другом в противоречие. Если официальная и неофициаль­ная системы норм и правил общения и поведения не совпадают и противоречат друг другу, в организации может повыситься уровень конфликтности и эмоционального напряжения, возникнуть теневые лидеры, вступающие в противоборство с руководителями. Возмож­но также увеличение числа немотивированных увольнений из ком­пании [15, С. 53].

Содержание корпоративной культуры

Рассмотрим более подробно содержание корпоративной культуры [6, С. 63]. В содержание корпоративной культуры компании входят такие важ­ные составляющие, как «Корпоративный кодекс компании» («Деловой кодекс»), при­нятый в организации, в котором описаны все элементы корпора­тивной культуры:

ведущая миссия компании, которая отражается в девизе компа­нии и слогане;

философские, социальные и социально-экономические ценности организации;

цели компании, которые она декларирует;

корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;

особенности делового взаимодействия руководителей и подчи­ненных, сотрудников внутри подразделений, а также с клиента­ми компании;

имеющаяся в организации социально-психологическая атмосфера;

характеристика и направленность поведения сотрудников в си­туациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;

степень удовлетворенности работников своим трудом и положе­нием в компании, а также перспектива роста для сотрудников;

уровень мобильности персонала (стабильности и текучести кад­ров);

требования к деловому костюму сотрудников компании.

Например, анализ деятельности 269 японских компаний позволил выделить следующие элементы сформированной у них корпоратив­ной культуры [47, С. 61].

Базовые ценности

1. Служение обществу.

2. Хороший продукт по разумной цене (в первую очередь – каче­ство).

3. Служение нации, народу, совместное процветание.

4. Развитие корпорации, фирмы, организации.

5. Справедливая прибыль.

6. Завоевание доверия на рынке.

7. Благосостояние работников.

8. Уважение работников.

Цели организации

1. Прогрессивность, активность, созидательность.

2. Аналитический, научный подход в деятельности.

3. Высокая производительность.

4. Современные технологии.

Наши рекомендации