Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж
Уровень рентабельности предприятия можно определить делением прибыли на 1 руб. оборота на коэффициенты фондоемкости и материалоемкости. Для пофакторного исследования необходимо определить 2 расчетных (условных) уровня рентабельности, первый-делением прибыли на 1 руб.оборота за фактический период на базисные коэффициенты фондоемкости и материалоемкости и второй – делением прибыли на 1 руб. оборота за отчетный период на фактический коэффициент фондоемкости и базисный коэффициент материалоемкости.
Отклонение в уровне рентабельности за счет изменений в доле прибыли на 1 руб. реализованной продукции (оборота) рассчитывается разницей между первым расчетным уровнем рентабельности и базисным (плановым) уровнем, отклонение за счет изменений в фондоемкости продукции – разницей между вторым и первым расчетными уровнями рентабельности, а за счет изменений в материалоемкости продукции – разницей между фактическим уровнем ренбтабельности и вторым расчетным.
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к чистому объёму продаж за тот же период.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики организации и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности организаций. Коэффициент способности активов порождать прибыль рассчитывается по формуле:
Этот коэффициент показывает, сколько прибыли на каждый рубль активов заработала бы организация в гипотетической безналоговой и беспроцентной ситуации. Коэффициент удобен для сравнения эффективности работы организаций, находящихся в неодинаковых налоговых условиях и имеющих различную структуру капитала (соотношение собственных и заемных средств).
Рентабельность собственного капитала — относительный показатель эффективности деятельности организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности организации. Это наиболее общий коэффициент, который характеризует эффективность использования организацией активов, находящихся в ее распоряжении.
Таблица 4
Расчет и анализ показателей доходности (рентабельности
Показатели | 2006г. | 2008г. | Измен. ( +,- ) | Темп роста, % | За 9 месяцев 2009г. |
Исходные данные | |||||
1. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | 280,2 | 373,4 | 93,2 | 133,0 | 206,1 |
2. Чистая прибыль тыс.руб. | 280,2 | 373,4 | 93,2 | 133,0 | 205,1 |
3. Прибыль от реализации продукции тыс.руб. | 1103,7 | 1921,3 | 817,6 | 817,6 | 1334,8 |
4. Средняя величина основных производственных фондов и материальных оборотных средств, тыс.руб. | 29382,6 | 3260,6 | 112,5 | 38085,1 | |
5. Средняя величина перманентного капитала, тыс.руб. | -114,3 | 43,7 | 9493,8 | ||
6. Средняя величина финансовых вложений, тыс.руб. | |||||
Расчетные показатели | |||||
1. Общая рентабельность (рентабельность активов), % | 1,0 | 1,2 | 0,2 | 120,0 | 0,5 |
2. Рентабельность продукции (основной деятельности ), % | 2,0 | 1,6 | -0,4 | 5,8 | |
3. Рентабельность продаж, % | 1,7 | 1,5 | -0,2 | 5,4 | |
4. Рентабельность собственного капитала, % | 8,5 раз | 5,5 раз | |||
5. Рентабельность оборотных активов, % | 2,0 | 2,2 | 0,2 | 110,0 | 0,8 |
6. Рентабельность производственных фондов, % | 2,2 | 1,2 | 1,0 | 54,5 | 0,5 |
Данные табл. 4 показывают на очень низкую рентабельность активов, продукции, продаж.
Уровень рентабельности предприятия можно определить делением прибыли на 1 руб. оборота на коэффициенты фондоемкости и материалоемкости. Для пофакторного исследования необходимо определить 2 расчетных (условных) уровня рентабельности, первый-делением прибыли на 1 руб.оборота за фактический период на базисные коэффициенты фондоемкости и материалоемкости и второй – делением прибыли на 1 руб. оборота за отчетный период на фактический коэффициент фондоемкости и базисный коэффициент материалоемкости.
Отклонение в уровне рентабельности за счет изменений в доле прибыли на 1 руб. реализованной продукции (оборота) рассчитывается разницей между первым расчетным уровнем рентабельности и базисным (плановым) уровнем, отклонение за счет изменений в фондоемкости продукции – разницей между вторым и первым расчетными уровнями рентабельности, а за счет изменений в материалоемкости продукции – разницей между фактическим уровнем ренбтабельности и вторым расчетным.
Исследуем результативность работы организации в тал.5.
Таблица 5
Результативность работы предприятия
Показатели | 2006г. | 2008г. | Отклонение 2006г. от 2008г.(+,-) |
1.Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | -8373 | ||
2.Сумма оборота (выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг), тыс.руб. | |||
3.Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс.руб. | |||
4.Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб. | |||
5.Среднегодовая стоимость имущества, тыс.руб. (5=3+4) | |||
6.Уровень рентабельности предприятия, % (6=1:5) | 8,8 | 10,1 | 1,3 |
7. Прибыль ,тыс.руб. в расчете на: | |||
1 среднегодового работника | 122,0 | 135.0 | 13,0 |
Коэффициент фондоемкости продукции | 0,003 | 0,004 | 0,001 |
Коэффициент материалоемкости продукции | 0,08 | 0,09 | 0,01 |
Прибыль на 1 рубль оборота, руб. | 0,007 | 0,01 | 0,003 |
8. Уровень рентабельности при фактической доле прибыли на 1 руб. оборота и базисных фондоемкости и материалоемкости,% | 12.1 | ||
9. Уровень рентабельности при фактической доле прибыли на 1 руб. оборота,фондоемкости и базисной материалоемкости,% | 11,9 | ||
Отклонение в уровне рентабельности предприятия за счет изменений: | |||
доли прибыли на 1 руб. реализованной продукции | 3,3 | ||
фондоемкости продукции | -0,2 | ||
материалоемкости продукции | -1,8 |
Данные табл.5 свидетельствуют о повышении результативности работы организации за счет роста доли прибыли на 1 руб. оборота. Рост фондоемкости и материалоемкости отрицательно повлияли на рентабельность данного субъекта хозяйствования.