Анализ заинтересованных сторон
Анализ заинтересованных сторон связан с набором инструментов и видов деятельности, предназначенных для того, чтобы выявить и описать заинтересованные в деятельности организации стороны (stakeholders) с точки зрения:
· их отличительных качеств;
· взаимоотношений между ними;
· интереса, который они проявляют к данным вопросам;
· их заинтересованности и влияния на данные ресурсы.
Есть множество разных причин для проведения анализа заинтересованных сторон, в том числе он необходим для того, чтобы:
· эмпирическим путем установить существующие схемы взаимодействий и взаимосвязи;
улучшить вмешательство;
· обеспечить руководящий подход к выработке политического курса;
· получить инструмент для прогнозирования.
Анализ заинтересованных сторон определяет основные «фигуры» системы и оценивает заинтересованность в этой системе каждой из них. В другом смысле анализ заинтересованных сторон помогает проектной группе понять свое внешнее окружение, которое часто бывает сложным и потенциально неспокойным. Существует также мнение, что руководство организации хочет так или иначе управлять отношениями с заинтересованными сторонами. Обычно заинтересованные стороны делят на внутренние и внешние, как видно из таблицы 3.
Кроме этого, есть группы, находящиеся посредине между внутренними и внешними сторонами. К ним можно отнести:
· целевые группы – благополучатели;
· целевые группы – специалисты, решающие социальные проблемы;
· партнеры;
· конкуренты;
· государственные и муниципальные органы власти или организации;
· администрация вуза (можно разделить по позициям: ректорат, деканат и пр..);
· общественные организации вуза и органы самоуправления;
· коммерческие и некоммерческие организации.
Анализ заинтересованных сторон направлен на то, чтобы выявить следующие характеристики этих групп:
· относительная власть и интерес каждой заинтересованной стороны;
· значимость и влияние каждой заинтересованной стороны;
· разнообразные интересы этих групп или даже их разные роли;
· сообщества и коалиции, в которые они входят.
Поэтому легко изменяемая последовательность этапов для выполнения анализа заинтересованных сторон состоит из:
- определения главной цели любого анализа;
- выработки понимания внутри организации, как выглядит система заинтересованных в ее деятельности групп и кто в этой системе принимает решения;
- выявления основных заинтересованных лиц для данной организации;
- выяснения интересов заинтересованных сторон, их характеристик и совокупностей обстоятельств;
- выявления любых связанных между собой схем взаимодействия разных заинтересованных сторон;
- установление любых возможных вариантов, которые есть у организации.
Чтобы оценить относительную власть и степень участия любой потенциально заинтересованной стороны, можно разработать аналитическую таблицу (см. 3.1, 3.2, 3.3).
Таблица 3.1. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 1.
Заинтересованная сторона | Каковы ее выгоды, интересы? | Какая поддержка потребуется? | Каков механизм участия в проекте? |
Таблица 3.2. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 2.
Заинтересованная сторона | Интересы | Ресурсы | Полномочия |
Таблица 3.3. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 1.
Заинтересованная сторона | Потребности | Механизм участия |
Планирование мероприятий
Для представления действий по реализации проекта в логической последовательности и взаимодействии составляют график, проводят анализ критического пути. Последовательность этапа можно представить в виде следующих шагов: составление перечня основных действий; разбиение действий на задачи; формирование логики и определение временных показателей действий и задач; распределение показателей по действиям и задачам и установление места показателя в процессе; определение квалификационных требований к разработчикам и участникам действий, задач и процессов; распределение функций, полномочий и ответственности.
При подготовке перечня действий и задач необходимо выявление человеческих, материальных, физических и финансовых ресурсов, способов достижения результатов проекта, факторов риска и неопределенностей, способных оказать отрицательное влияние на действия, и временных рамок реализации проекта разработки СМК. Структурирование действий в виде задач и заданий должно быть оптимальным в смысле уровня детализации. Важно, чтобы планирующие специалисты имели достаточный механизм для оценки результатов, а исполнители - достаточное количество инструкций для реализации задачи и задания. Пример структуры действий дан на рис. 8.
После проведения структуризации деятельности необходимо установление последовательности и зависимости задач, подзадач и т. д., проведение реалистичной оценки продолжительности видов деятельности и задач. Формирование графика действий требует обязательного включения показателей хода выполнения проекта для реализации функций мониторинга и управления. Далее предполагается оценить кадровые ресурсы с точки зрения необходимого для реализации проекта профессионального опыта, распределить задания, определить меру полномочий и ответственности и оформить план-график действий (см. таблицу 7).
Таблица 7. План-график действий.
Месяцы (недели) Действия | ||||||||||||
Разработка сценария… | х | |||||||||||
Проведение переговоров | х | х |
Таблица 8. План работ.
Задача | Подзадача | Ответственный | Сроки | Результат | Риски |
Планирование рисков
В самом общем виде для определения рисков достаточно по каждой из задач и подзадач проекта ответить на следующие вопросы
- Что может помешать выполнению задачи?
- С какими возможными последствиями мы можем столкнуться в результате реализации данных рисков?