Анализ заинтересованных сторон

Анализ заинтересованных сторон связан с набором инструментов и видов деятельности, предназначенных для того, чтобы выявить и описать заинтересованные в деятельности организации стороны (stakeholders) с точки зрения:

· их отличительных качеств;

· взаимоотношений между ними;

· интереса, который они проявляют к данным вопросам;

· их заинтересованности и влияния на данные ресурсы.

Есть множество разных причин для проведения анализа заинтересованных сторон, в том числе он необходим для того, чтобы:

· эмпирическим путем установить существующие схемы взаимодействий и взаимосвязи;
улучшить вмешательство;

· обеспечить руководящий подход к выработке политического курса;

· получить инструмент для прогнозирования.

Анализ заинтересованных сторон определяет основные «фигуры» системы и оценивает заинтересованность в этой системе каждой из них. В другом смысле анализ заинтересованных сторон помогает проектной группе понять свое внешнее окружение, которое часто бывает сложным и потенциально неспокойным. Существует также мнение, что руководство организации хочет так или иначе управлять отношениями с заинтересованными сторонами. Обычно заинтересованные стороны делят на внутренние и внешние, как видно из таблицы 3.

Кроме этого, есть группы, находящиеся посредине между внутренними и внешними сторонами. К ним можно отнести:

· целевые группы – благополучатели;

· целевые группы – специалисты, решающие социальные проблемы;

· партнеры;

· конкуренты;

· государственные и муниципальные органы власти или организации;

· администрация вуза (можно разделить по позициям: ректорат, деканат и пр..);

· общественные организации вуза и органы самоуправления;

· коммерческие и некоммерческие организации.

Анализ заинтересованных сторон направлен на то, чтобы выявить следующие характеристики этих групп:

· относительная власть и интерес каждой заинтересованной стороны;

· значимость и влияние каждой заинтересованной стороны;

· разнообразные интересы этих групп или даже их разные роли;

· сообщества и коалиции, в которые они входят.

Поэтому легко изменяемая последовательность этапов для выполнения анализа заинтересованных сторон состоит из:

  • определения главной цели любого анализа;
  • выработки понимания внутри организации, как выглядит система заинтересованных в ее деятельности групп и кто в этой системе принимает решения;
  • выявления основных заинтересованных лиц для данной организации;
  • выяснения интересов заинтересованных сторон, их характеристик и совокупностей обстоятельств;
  • выявления любых связанных между собой схем взаимодействия разных заинтересованных сторон;
  • установление любых возможных вариантов, которые есть у организации.

Чтобы оценить относительную власть и степень участия любой потенциально заинтересованной стороны, можно разработать аналитическую таблицу (см. 3.1, 3.2, 3.3).

Таблица 3.1. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 1.

Заинтересованная сторона Каковы ее выгоды, интересы? Какая поддержка потребуется? Каков механизм участия в проекте?
       

Таблица 3.2. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 2.

Заинтересованная сторона Интересы Ресурсы Полномочия
       

Таблица 3.3. Анализ заинтересованных сторон. Вариант 1.

Заинтересованная сторона Потребности Механизм участия
     

Планирование мероприятий

Для представления действий по реализации проекта в логической последовательности и взаимодействии составляют график, проводят анализ критического пути. Последовательность этапа можно представить в виде следующих шагов: составление перечня основных действий; разбиение действий на задачи; формирование логики и определение временных показателей действий и задач; распределение показателей по действиям и задачам и установление места показателя в процессе; определение квалификационных требований к разработчикам и участникам действий, задач и процессов; распределение функций, полномочий и ответственности.

При подготовке перечня действий и задач необходимо выявление человеческих, материальных, физических и финансовых ресурсов, способов достижения результатов проекта, факторов риска и неопределенностей, способных оказать отрицательное влияние на действия, и временных рамок реализации проекта разработки СМК. Структурирование действий в виде задач и заданий должно быть оптимальным в смысле уровня детализации. Важно, чтобы планирующие специалисты имели достаточный механизм для оценки результатов, а исполнители - достаточное количество инструкций для реализации задачи и задания. Пример структуры действий дан на рис. 8.

После проведения структуризации деятельности необходимо установление последовательности и зависимости задач, подзадач и т. д., проведение реалистичной оценки продолжительности видов деятельности и задач. Формирование графика действий требует обязательного включения показателей хода выполнения проекта для реализации функций мониторинга и управления. Далее предполагается оценить кадровые ресурсы с точки зрения необходимого для реализации проекта профессионального опыта, распределить задания, определить меру полномочий и ответственности и оформить план-график действий (см. таблицу 7).

Таблица 7. План-график действий.

Анализ заинтересованных сторон - student2.ru Месяцы (недели) Действия
Разработка сценария… х
Проведение переговоров х х

Таблица 8. План работ.

Задача Подзадача Ответственный Сроки Результат Риски
           

Планирование рисков

В самом общем виде для определения рисков достаточно по каждой из задач и подзадач проекта ответить на следующие вопросы

- Что может помешать выполнению задачи?

- С какими возможными последствиями мы можем столкнуться в результате реализации данных рисков?

Наши рекомендации