Мировой страховой рынок: операторы, тенденции и инфраструктура
Можно выделить три наиболее распространенных типа страховых компаний, действующих на рынке:
крупные компании, предлагающие широкий спектр страховых продуктов и располагающие разветвленной сбытовой сетью;
специализированные страховщики, работающие в целевых нишах;
кэптивы — компании, учрежденные другой корпорацией и обслуживающие только (или преимущественно) ее страховые интересы. Кэптивы обычно противопоставляются компаниям, работающим на открытом рынке, с широкой клиентской базой.
Рыночная капитализация лидеров международного страхового бизнеса составляет десятки миллиардов долларов, а у американской AIG она приближается к 200 млрд дол.
Типы рынков страхования. Рынки бывают зрелыми и формирующимися, открытыми и закрытыми для инвесторов и операторов. В восточно-азиатском регионе полностью открытыми можно считать только рынки Гонконга и Сингапура, частично закрытыми — Малайзии и Таиланда. Либерализованными рынками располагают Новая Зеландия и Австралия. Общее правило таково, что страны со средним уровнем развития и крупным населением часто придерживаются протекционистской политики.
В странах СНГ наиболее открыты рынки Казахстана, Киргизии, Украины. Многочисленные административные барьеры установлены в Таджикистане, Беларуси, Азербайджане. Рынок оценивается с точки зрения того, насколько трудно или легко получить лицензию на ведение страховых операций; что требуется для открытия представительства, операционного офиса или регионального филиала; как распределяются заказы на страхование; существует ли квотирование перестраховочной деятельности. Государство может искажать механизм рыночной конкуренции, создавая искусственные привилегии для одних страховых компаний в ущерб другим.
Закрытые рынки отличает высокая степень непрозрачности, дефицит информации, ограниченность перечня оказываемых страховых услуг и низкий лимит страховой ответственности. Доступ нерезидентов на рынок может ограничиваться на определенный период, чтобы дать сформироваться спросу на страховые услуги, а национальной индустрии — повысить уровень конкурентоспособности прежде всего на внутреннем рынке. Если этот период затягивается или используется непродуктивно, то происходит стагнация страхового дела, остается неудовлетворенным спрос на страховые услуги, что оказывает сдерживающее воздействие и на общеэкономическое развитие. Потребители в результате обращаются в другие, нестраховые сегменты сферы финансовых услуг.
Консолидация и концентрация страхового бизнеса. Во многих странах укрупняется масштаб бизнеса, растут размеры страховых компаний. Этот процесс сокращает избыточное присутствие в страховом секторе, оставляя в нем сильнейших, повышая эффективность операций по страхованию, отдачу на вложенный в страховой бизнес капитал. Вместе с тем он может иметь и отрицательные последствия:
уменьшение числа поставщиков страховых услуг и сужение выбора для страхователей;
рост тарифов и увеличение стоимости страхования:
сокращение числа рабочих мест в страховой отрасли.
Еще одной формой консолидации является создание транснациональных альянсов, участники которых объединяются для реализации конкретных проектов. Они координируют действия, не теряя юридической и организационной самостоятельности. Есть и такая форма объединения ресурсов страховщиков, как создание пулов — для страхования особо сложных и объемных рисков (ядерных, террористических) и для перестраховочной деятельности.
Последнее десятилетие отмечено слияниями и поглощениями среди страховых брокеров, в том числе крупнейших. Здесь обозначилось доминирование двух игроков — Марша («March & MacLennan») и Аон, каждый из которых получает прибыль примерно по 4 млрд дол. в год, почти втрое оторвавшись от третьего участника рынка брокерских услуг— «Willis Coroon», контрольный пакет акций которого в 2001 г. приобрел за 1,35 млрд дол. известный инвестиционный фонд KKR («Kohlberg Kravis Roberts»).
Конвергенция в сфере финансовых услуг. К рассматриваемому явлению примыкает конвергенция или интеграция в сфере финансовых услуг, что предполагает взаимопроникновение банковского и финансового бизнеса. Это явление получило наименование «Bankassurance» (французский вариант) и «Allfmanz» (немецкий вариант).
В Японии ряд банков и страховых компаний объединились в финансовые холдинги, возглавляемые банками. Изменения в законодательной базе, вступившие в силу с марта 2004 г., позволяют японским банкам без каких-либо ограничений заниматься продажей страховых полисов (за соответствующие комиссионные) через сеть банковских отделений. В соответствии с этой общемировой тенденцией новый тайваньский закон о финансовых холдингах также разрешает диверсификацию деятельности финансовых институтов, одновременную их работу в смежных областях — банковской, страховой, взаимных инвестиций, брокерских услуг на рынке ценных бумаг.
Однако разработка и применение технологии продвижения страховых продуктов через «банковские окна» является крайне непростым делом. В Китае, например, конвергенция развивается вслед за демонополизацией страхового рынка, на котором ранее господствующие позиции занимала Народная страховая компания Китая — аналог Госстраха советского периода.
Конкуренция в страховой сфере. Конкуренция в страховой сфере имеет различные проявления. Это, к примеру:
ценовая конкуренция между страховыми компаниями. Если она перерастает в демпинг, то под вопросом может оказаться платежеспособность и надежность страховщика, который прибегает к этому средству;
конкуренция по качеству и уровню обслуживания клиента. Иллюстрацией служит обязательное страхование автогражданской ответственности: все компании работают по одинаковым тарифам, устанавливаемым законом, но предлагают различный уровень сервиса в том, что касается урегулирования убытков (рассмотрение заявлений на выплату страхового возмещения, расследование страхового случая и выплата компенсации в рамках установленных лимитов ответственности).
Существует конкуренция по конструкции и типу предлагаемого страхового продукта: комплексность, перечень включаемых рисков, понятная структура.
При конкуренции на рынке труда компании стремятся привлечь наиболее квалифицированные кадры. Обычным явлением можно назвать переход страховых агентов вместе с их клиентурой на обслуживание в другую компанию. Агентам могут предлагать более щедрое вознаграждение, которое достигает иногда (особенно при продаже полисов долгосрочного страхования жизни) 40% от полученной премии, что дает сиюминутный эффект, но иногда ведет к неоправданному росту сбытовых издержек.
Страховые компании могут конкурировать между собой и по привлечению административного ресурса, приобретая преимущества благодаря особым отношениям с властями. Такая конкуренция носит нездоровый, несправедливый и нерыночный характер, искажает функционирование рынка.
Конкуренция на рынке страхования является многоплановой, распространяясь на область тарифов, качество обслуживания, широту страхового покрытия. Механизм рыночной конкуренции несовместим с демпингом и созданием предпочтительных условий для одних страховщиков в ущерб другим. Конвергенция распространяется и на такую область, как продажа страховых полисов через банковскую филиальную сеть в дополнение к перекрестному владению акциями банков и страховых компаний. Развитые страховые рынки отличаются высокой концентрацией капитала, а рынки развивающиеся — раздробленностью и распыленностью наличных ресурсов среди избыточного числа страховых компаний.
Основные термины и определения
Андеррайтинг — собственно страхование; оценка риска с точки зрения его страхуемости; определение условий и тарифов для страхования; андеррайтер — специалист и уполномоченное лицо, которое принимает на страхование риски (или отвергает их), исходя из экономической целесообразности.
Перестрахование — разделение страхового риска между страховщиком и перестраховщиком, вторичное размещение риска и защита первичного страховщика от крупных выплат, превышающих его возможности.
Страховой убыток — подлежащий возмещению страховщиком ущерб, причиненный объекту страхования в результате страхового случая; или реализовавшийся страховой риск. Урегулирование убытка — процедура выплаты страхового возмещения.
Страховая премия — страховой взнос, платеж. Определяется путем умножения ставки премии, выраженной в процентах, на страховую сумму.
Страховая сумма — денежная сумма, адекватная страховому интересу и страховому риску, на которую застрахованы материальные ценности, гражданская ответственность (перед третьими лицами), жизнь или здоровье страхователя. Именуется также страховым покрытием.
Страховое возмещение — сумма выплаты из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании, страховании ответственности (в последнем случае — за материальный ущерб перед третьими лицами).
Страховое событие — потенциально возможное нанесение ущерба объекту страхования.
Страховой случай — реальное причинение ущерба объекту страхования.
Вопросы для самоконтроля
Каковы основные функции страхования и их взаимосвязь?
Назовите основные гарантии выполнения страховщиками своих обязательств.
При помощи каких показателей можно сравнить развитие страхования в различных странах?
Какие типы компаний работают на страховом рынке и каковы их сравнимые преимущества?
Что лежит в основе процесса концентрации страхового капитала и укрупнения компаний и каковы его последствия?
Литература
Ефимов С.Л. Экономика и страхование: Энциклопедический словарь. М.: Церих-ПЭЛ. Новая экономика, 1996.
Страхование в России. Insurance in Russia Издание ВСС. На рус. и англ. языках, 2003.
Теория и практика страхования: Учебное пособие/Редакционный совет: С.Н. Асабина и др. М: Анкил, 2003.
Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2003.
Insurance: Principles and Practice. L.: Chartered Insurance Institute, 1995.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
Глава 32
Международный туризм является сегодня одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В начале XXI в. на долю международного туризма приходится около 8% общего объема мирового экспорта и 30—35% мировой торговли услугами.
Число международных туристов постоянно растет. В последние 20 лет среднегодовые темпы прироста числа прибытий иностранных туристов в мире составляли около 5%, а валютных поступлений — около 15%. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн человек, а оборот туриндустрии — порядка 2,1 млрд дол., то, по данным влиятельной международной организации, специализирующейся на изучении основных проблем и перспектив мирового рынка туризма — Всемирной туристской организации (ВТО), в 2003 г. в мире было зарегистрировано 694 млн прибытий туристов, а суммарные поступления от международного туризма достигли порядка 470 млрд дол. (табл. 32.1).
Международный туризм обеспечивает работой более 100 млн человек во всем мире. Во многих странах туризм является ведущей отраслью экономики, играя важнейшую роль в формировании валового внутреннего продукта и устраняя многие социально-экономические проблемы, поскольку он:
является стабильным источником валютных поступлений;
создаст новые рабочие места, снижая уровень безработицы;
развивает смежные отрасли национального хозяйства, так или иначе связанные с производством туристских услуг (пищевая и легкая промышленность, строительство, медицина, транспортное обслуживание, гостиничный и развлекательный комплексы);
активизирует деятельность центров народных промыслов (индустрия сувениров) и общее развитие культуры;
— обеспечивает дальнейший рост уровня жизни местного населения.
Динамика развития туризма той или иной страны в решающей степени
зависит от общего состояния ее экономики. К примеру, в Испании и Австрии поступления от туризма составляют до 40% общих доходов от экспорта товаров и услуг.
Развитие международного туризма, разумеется, приводит и к некоторым негативным последствиям: дополнительному загрязнению окружающей среды, инфляции, нарушению традиций местного населения, часто к увеличению числа межнациональных конфликтов и т.п. Однако это меньшее зло, чем позитивные моменты в развитии туристского бизнеса.
После распада биполярной структуры мира в конце истекшего столетия, открытия границ и дальнейшего процесса мировой глобализации у большого числа людей появилась реальная возможность посетить тот или иной уголок земного шара, ознакомиться с культурой, обычаями и традициями народов других государств и континентов.
К определяющим экономическим факторам, способствующим значительному расширению объемов мирового рынка туризма в XXI в., следует отнести повышение уровня и качества жизни населения, в первую очередь в развивающихся странах, создание широкой и общедоступной транспортной инфраструктуры, а также динамичное развитие международной торговли и международного бизнеса в целом. Многие страны, специализирующиеся на туристском бизнесе, продолжают привлекать крупные инвестиции в развитие современных туристических центров, строительство новых сетей гостиниц, разрабатывают новые туристские маршруты.
Существенное влияние на потенциальных туристов оказало бурное развитие информационных технологий и средств информации —распространение Интернета и телевидения, выпуск многочисленных специализированных журналов, газет и т.п. К началу текущего века индустрия туризма и путешествий стала одной из ведущих отраслей мировой экономики по масштабам электронного бизнеса. Около 30% всех операций по
резервированию билетов на железнодорожные и авиационные рейсы, бронированию гостиничных номеров, выбору оптимального пакета туристских услуг и многое другое приходится в настоящее время на режим «он-лайн» в Интернете. Благодаря этому резервирование передвигается на все более поздние сроки, а число непосредственно посещающих турагентства туристов, приобретающих заранее подготовленные пакеты услуг, неуклонно снижается.
На развитие международного туризма также серьезно повлиял и ряд изменений, произошедших в течение прошлого века в демографической структуре и социально-экономических условиях: увеличение численности жителей на планете, рост числа пенсионеров с достаточным материальным обеспечением (преимущественно в промышленно развитых странах), рост продолжительности оплачиваемых отпусков и свободного времени работающего человека, рост доходов в семье в связи с увеличением числа работающих женщин при одновременном росте числа бездетных семей, тенденция к более поздним бракам и т.п. Все большее количество людей имеют время, желание и реальные финансовые возможности для путешествий.
Вместе с тем на развитие туризма отрицательно влияет все еще нестабильная политическая обстановка в некоторых странах и регионах, военные конфликты различного масштаба, серьезные экономические и финансовые кризисы, инфляция или дефляция национальной валюты, обостряющиеся экологические проблемы, распространение различных эпидемий и т.п.
Одним из главных препятствий в серьезном расширении объемов мирового рынка туризма по праву считают усиление международного терроризма. Крупнейший террористический акт, произошедший 11 сентября 2001 г. в США, самым серьезным образом отразился в первую очередь на рынке туризма, резко сократив число путешествий не только в США, но и в мире в целом. Израиль, регулярно подвергающийся атакам террористов со стороны Палестины, в последние годы недосчитывает ежегодно около 3 млн иностранных туристов. Террористические акты в Испании 11 марта 2004 г. также весьма негативно сказались на туристском имидже этой страны — лидера в международном туристском бизнесе. Такие события неизбежно приводят к усилению контроля за въездом граждан в то или иное государство, ужесточению режима выдачи виз, что автоматически сокращает число международных прибытий.
Военные действия на Ближнем Востоке (Афганистан, Ирак, Израиль, Пакистан), в Африке (Эфиопия), Восточной Европе (бывшая Югославия, Чечня) и т.п. в конце XX — начале XXI в. вызвали существенное сокращение прибытия иностранных туристов. Многочисленные экономические и финансовые кризисы в Латинской Америке (Аргентине, Бразилии) в конце 90-х годов и, как следствие, увеличение роста преступности и безработицы также привели к значительным убыткам туриндустрии этих стран.
И в то же время заметим, что в отличие от других отраслей современной экономики туризм все-таки менее других испытывает на себе влияние экономического кризиса, способного лишь в малой степени и на относительно короткий срок затормозить его поступательное развитие.
Укрепление валюты евро по отношению к доллару, фунту, иене и рублю в 2003—2004 гг. закономерно привело к повышению стоимости туров в Западную Европу в среднем на 20% в соответствующих валютах и, как следствие, уменьшило привлекательность европейских стран у туристов из США, Великобритании, Японии, России и ряда других государств Восточной Европы.
Распространение эпидемии атипичной пневмонии в некоторых странах Азии в 2003 г. снизило число путешествий в мире.
Приводя примеры обстоятельств и причин, в той или иной степени отрицательно сказавшихся на развитии международного туризма в последние годы, следует упомянуть сильную жару (до 45"С) в Западной Европе, установившуюся летом 2003 г., а также загрязнение нефтью некоторых весьма популярных пляжей Атлантического побережья Испании и Франции из-за затонувшего в том году крупного нефтеналивного танкера «Престиж».
В настоящее время на мировом рынке туризма практически полностью доминируют крупнейшие международные транснациональные корпорации с многомиллиардными оборотами, в их числе «ТУИ» (Германия), «Карлсон» (США), «Кука» (Великобритания), «Вояж» (Франция), «Интер-хоум» (Швеция). Большинство крупнейших систем отелей в мире принадлежит капиталу из США: «Шератон», «Холидей Инн», «Мариотт», «Рамада». Широко известны также «Транстхауз Форт» (Великобритания), «Аккор» и «Клаб Медитрэнс» (Франция), «Джионп Сол» (Испания). Немаловажную роль на этом рынке продолжают играть и многочисленные туристские фирмы среднего и малого бизнеса, включая семейный бизнес.
Серьезное усиление конкуренции на мировом рынке туризма в последние годы привело к увеличению числа слияний и поглощений в этом бизнесе. Так, в 2003 г. крупнейшая американская корпорация туристского бизнеса «Америкэн экспресс» поглотила целый ряд мелких иностранных компаний, специализирующихся на деловом туризме.
По содержанию международный туризм подразделяется так:
въездной туризм — путешествия в пределах той или иной страны иностранных граждан, не проживающих постоянно на ее территории;
выездной туризм — путешествие граждан той или иной страны, постоянно проживающих в ней, в другое государство.
Существует несколько основных подходов в классификации международного туризма, что в значительной мерс предопределяет и его содержание:
по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;
по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;
но сезонности — активный туристский сезон (золотой), межсезон или полусезон (серебряный), несезон;
по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;
по способу передвижения — пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств (автомобильный, железнодорожный, авиационный и т.п.), с использованием экзотических видов транспорта (дирижабль, воздушный шар, дельтаплан, конный).
Отдельно следует рассмотреть целевую функцию международных туристических поездок. В зависимости от цели поездки туризм можно подразделить следующим образом.
Познавательный туризм — самый массовый, подразделяющийся на знакомство с природными, культурно-историческими, хозяйственными и прочими достопримечательностями, а также этнический и культурно-развлекательный туризм. Сюда также следует отнести и фестивальный туризм — широкая гамма туристских туров, которые специально организуются для посещения национальных и международных ярмарок, выставок, карнавалов, спортивных соревнований, среди которых особое место занимают всемирные олимпиады.
Курортный и лечебный туризм, включающий в себя климатолечение, грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др.
Деловой и конгресс-туризм — деловые поездки, включая посещение торговых ярмарок, выставок и бизнес-семинаров.
Спортивный туризм, включающий водный, пешеходный, горнолыжный, велосипедный, автомобильный туризм, альпинизм и др.
Шоп-туры, или «челночная торговля» — вид туризма, который до 1996 г. в России составлял более 60% выездного туристского потока, он и сегодня пользуется большой популярностью у наших соотечественников.
Экологический туризм — особый вид туризма, основной задачей которого является наблюдение и всесторонняя забота о культурном благополучии туристских районов, щадящем использовании их ресурсов, и о минимизации ущерба окружающей среде.
Научный туризм, связанный с проведением международных научных съездов, конференций, симпозиумов, семинаров, сочетающийся нередко с другими видами туризма, в частности с познавательным.
Учебный туризм — международные студенческие обмены, образовательные туры, изучение иностранных языков в колледжах и университетах зарубежных стран.
Религиозный туризм — паломничество к святым местам (Мекка, Лхаса, Иерусалим и другие мировые религиозные центры).
Определить фактическое соотношение различных типов туризма часто весьма сложно, поскольку оно меняется по регионам, странам и годам, тем более что существует большое число смешанных типов туров. Наиболее массовым и традиционным типом туризма остается познавательный туризм (более 50%). На долю делового туризма в настоящее время приходится около 15—-20%. Деловой туризм —-динамично развивающийся вид поездок, ежегодные темпы роста которого в мире составляют около 8%. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам, 1—2-дневные поездки выходного дня. Характерно, что активные формы отдыха повсеместно серьезно теснят пассивные, поэтому различного рода приключенческие и спортивные поездки становятся все более популярными, особенно среди молодежи. В последние годы стал популярен экологический туризм — отдых в уголках нетронутой природы.
На мировом рынке туризма существует ряд стран, имеющих перед своими конкурентами те или иные преимущества, позволяющие ежегодно привлекать иностранных туристов и определяющие, по большому счету, специализацию страны на данном рынке, а в некоторых случаях монопольное положение в этом бизнесе. Так, уникальные памятники природы в США (Ниагарский водопад), Непале (гора Джомолунгма) и старины в Египте (пирамиды фараонов), Индии (Тадж-Махал), Греции (Акрополь), Италии (Колизей) позволяют этим странам развивать в первую очередь познавательный туризм. Наличие прекрасных морских пляжей и мягкий средиземноморский климат Испании, Португалии, Турции, Кипра и других стран региона позволяет им специализироваться на курортном и лечебном видах туризма. Живописные горы Швейцарии, Австрии, Непала, Словакии или Италии несомненно благоприятствуют привлечению туристов, интересующихся лыжным спортом и альпинизмом. Великое историко-культурное наследие, к примеру, Франции, Великобритании, наличие там всемирно известных музеев и театров, престижных учебных заведений и именитых домов мод позволяют им успешно работать на рынке не только познавательного, но и учебного и делового туризма. Высокоразвитая сеть индустрии развлечений в США, Японии, Таиланде и Южной Кореи дает возможность этим странам успешно заниматься культурно-развлекательным туризмом. Развитое производство относительно недорогих шуб в Греции и изделий из кожи в Турции увеличивает количество туристов, совершающих шоп-туры. Проведение ежегодного Венецианского кинофестиваля в Италии, карнавала и фестиваля танцев в Бразилии, пивного праздника «Октоберфест» в Германии ежегодно собирает в этих странах миллионы путешественников.
Интересен пример весьма экзотического, но в то же время чрезвычайно перспективного и достаточно инновационного туристического направления — космический туризм. Первооткрывателем этого вида туризма была Россия, когда в 2002 г. отправила в космос американского бизнесмена Дениса Тито. Так называемый космический тур длился ровно неделю, а его стоимость была оценена в 20 млн дол. С 2003 г. уже крупнейшие частные американские туристские компании «Спэйс Эдвэнчерз» и «Ред Леттср Дэйз» вышли на рынок с предложением резервирования мест на Международной космической станции.
Следует заметить, что помимо наличия тех или иных уникальных природных и культурных достопримечательностей, благоприятного климата, а также выгодного географического расположения успешное развитие того или иного вида туризма регулярно требует привлечения серьезных инвестиций. В некоторых странах Азии и Африки рост индустрии туризма сегодня существенно затрудняют не отвечающие международным требованиям условия размещения и недостаток необходимой инфраструктуры, нередко наблюдается отсутствие прямого воздушного сообщения с основными туристскими центрами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети и низкий уровень гостиничного обслуживания.
Немаловажную роль в развитии туризма играет также поддержка этой отрасли со стороны государственных органов: широкомасштабная реклама на государственном уровне, содействие в привлечении иностранных инвестиций в туристский сектор, модернизация инфраструктурной базы и т.п. Так, с целью поддержки развития туризма и диверсификации своего экспорта правительство эмирата Дубай (ОАЭ) в 2003 г. построило целую сеть современных комфортабельных гостиниц и деловых центров для иностранных туристов, модернизировало аэропорты, закупив в том числе несколько десятков суперсовременных аэробусов на общую сумму около 20 млрд дол. В Египте по распоряжению правительства была специально создана туристская полиция, главной задачей которой является обеспечение порядка и безопасности в крупных туристских центрах страны.
Одним из важных направлений деятельности в продвижении туристских услуг на мировой рынок является ежегодное проведение крупнейших международных выставок и ярмарок, к основным из которых относятся международная выставка «ITB» в Берлине (Германия), «World Travel Market» в Лондоне (Великобритания), FITUR в Мадриде (Испания), Московская международная туристская ярмарка в России и т.п.
На мировом рынке туризма различают страны —- «поставщики» туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия и др., к принимающим странам — Франция, Испания, США, Италия и др. (табл. 32.2). По доходам, получаемым от туризма, лидируют промышленно развитые страны (США, Испания, Франция, Италия).
На европейский регион приходится до 60% международных туристских прибытий и около 50% всех поступлений от туризма в мире. Успех европейских стран на мировом рынке туризма можно объяснить не только наличием всемирно известных культурно-исторических и природных памятников, широкой и развитой сетью индустрии туризма, торговли, современной транспортной инфраструктуры, но и традиционным предпочтением европейских жителей проводить отпуск в ближнем зарубежье. Около 90% приезжающих в те или иные европейские страны гостей составляют сами европейцы.
В европейском регионе уверенно лидирует южносредиземноморская группа стран: Испания, Италия и Греция, а также Германия, Бенилюкс, Австрия, на которые приходится около 20% международных туристских прибытий. Центральная и Восточная Европа (Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия) занимает около 11 % мирового рынка туризма.
Азиатско-Тихоокеанский регион, который часто называют «туристским направлением будущего», занимает в настоящее время около 18% мирового рынка. В последние годы он сумел оттеснить американский регион со второй позиции. Лидером среди субрегионов здесь является Северо-Восточная Азия (Япония), за ней, с заметным отрывом, следуют Юго-Восточная (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Южная Азия (Вьетнам, Индия, Шри-Ланка).
Американский регион занимает третью позицию на мировом рынке туристских услуг, имея 17%. Около 3/4 его доходов от международных прибытий приходится на США, Канаду и Мексику. Следует отметить, что США располагают самой широкой сетью гостиниц в мире и высокоразвитой современной транспортной индустрией.
Данные о международных туристских прибытиях по субрегионам приведены в табл. 32.3.
Относительно более скромное место на современном мировом рынке туризма занимает Африка (ЮАР, Тунис, Марокко, Сейшельские острова) и Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия) — 4 и 2% соответственно.
В настоящее время Россия занимает лишь 15-е место в мировом рейтинге по посещаемости иностранными туристами (около 3% всего мирового рынка туризма). В страну ежегодно въезжает около 20 млн человек,
принося в среднем 12 млрд дол. дохода. При этом число занятых российских граждан, прямо или косвенно участвующих в организации гостиничного и туристического бизнеса, уже достигло 10 млн человек (седьмое место в мировой отрасли).
Более 80% посещений России иностранными туристами приходится на крайне ограниченный круг объектов: Москву, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца». Главная причина тому — относительно развитый, по сравнению с другими регионами России, туристский сервис и наличие необходимой инфраструктуры.
Россия, имея достаточно выгодное географическое положение, обладая целым рядом уникальных природных и историко-культурных памятников, является сегодня одной из немногих стран мира, имеющих великолепную возможность интенсивно развивать и сочетать многие виды туризма: познавательный, курортный, деловой, научный, экологический.
В последние годы Москва и Санкт-Петербург стали главными деловыми и научными центрами не только в масштабе страны, но и во всем мире, что подтверждается серьезной активностью иностранных инвесторов, а также регулярным проведением там крупных конгрессо-выставоч-ных мероприятий. В этих городах активно работает большое количество филиалов и представительств крупнейших западных корпораций, авиакомпаний, банков, куда ежедневно приезжают новые сотрудники и деловые партнеры из разных городов мира. Кроме того, ежегодные празднования дня города в Москве и Санкт-Петербурге способствуют привлечению миллионов туристов. Рекорды по посещаемости иностранцами двух российских столиц были поставлены во время празднования 850-летия Москвы в 1997 г. и 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 г.
В последние годы в России все более развивается так называемый ностальгический туризм: ежегодно в страну въезжает большое количество граждан Израиля, Германии, США, ранее эмигрировавших из нашей страны.
Наибольшее число туристов из-за рубежа, ежегодно посещающих Россию, приходится на граждан стран СНГ (около 2/3 интуристов), а также на развитые страны: Германию (около 280 тыс. человек ежегодно), Китай (270 тыс.), США (110 тыс.), Италию (102 тыс.) (табл. 32.4).
Туристский поток в Россию имеет явно выраженный сезонный характер: самым низко посещаемым периодом является январь—март, самыми популярными остаются летние месяцы.
Наряду с наличием в России положительных факторов, объективно способствующих успешному привлечению иностранных туристов, существует ряд серьезных проблем, существенно тормозящих развитие российского туристского бизнеса, в их числе: явный дефицит на относительно недорогие современные гостиницы среднего класса (уровня 2 и 3 звезды), относительно слабое развитие транспортной и дорожной инфраструктуры] нехватка необходимого количества оборудования и сервиса ресторанов и кафе, сложности в оперативном получении российской визы, все еще повышенная опасность терроризма, не совсем благоприятная криминальная обстановка в стране и, наконец, отсутствие должной поддержки развития туристского бизнеса на государственном уровне.
Следует заметить, что более 60% зарубежных туристов, приезжающих в Россию,— пенсионеры, что серьезно сокращает доходы от таких видов туризма, как учебный, спортивный (горнолыжный, альпинизм), экстремальный, значительно уменьшает число относительно продолжительных путешествий в глубь страны, в частности на Байкал, Камчатку, в Саяны и т.п.
Если на мировом рынке туризма определяющую роль уже давно уверенно играют крупнейшие международные корпорации, то российский туристский бизнес пока еще состоит, главным образом, из средних и малых компаний. Известные западные компании, специализирующиеся на предоставлении туристских услуг, только начинают проникать на российский рынок: «American Express», «Club Med», «LTU Touristik», «TUI».
С начала 90-х годов Россия превратилась в одного из активных мировых поставщиков туристов (в среднем около 10 млн человек). Ежегодные расходы российских путешественников за рубежом составляют порядка 15 млрд дол. Основными международными направлениями у российских туристов являются относительно недорогие страны Ближнего и Среднего Востока (Египет, Турция, ОАЭ), европейские страны: Испания, Италия, Франция, Кипр, Чехия, Болгария, Хорватия, а также некоторые государства Азии (Таиланд и Китай).
Самым популярным для путешествий у российских туристов остаются летние месяцы, в целом же на период с мая по октябрь приходится около УЛ всего туристского потока из России (табл. 32.5). Наиболее массовыми направлениями в период зимнего отдыха для россиян являются Финляндия, Таиланд, Египет, Чехия, Кипр, Франция, Греция.
По прогнозам Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем быстро развиваться, Ожидают, что к 2020 г. число международных прибытий может увеличиться более чем в 2 раза и составить порядка 1,6 млрд. По всей видимости. Китай станет ведущим
мировым туристским направлением и уверенно займет первое место по числу международных прибытий (137 млн). Следующими по популярности станут США (102 млн), Франция (93 млн), Испания (71 млн) и Гонконг (60 млн).
К основным крупнейшим традиционным странам — поставщикам туристов — США, Германии, Англии — уже в среднесрочной перспективе добавится и Россия, способная поставлять на мировой рынок до 30 млн туристов в год.
В возрастном аспекте наиболее перспективным направлением остается туризм среди лиц старше 50 лет. Согласно прогнозу, уже к 2010 г. более 50% всех международных туристов будет приходиться на указанную возрастную группу против 30% в настоящее время.
Широкое и повсеместное внедрение современных, высокоэффективных технологий в организации туристской деятельности, а также в транспортной инфраструктуре приведет к значительному сокращению времени на решение различного рода сопутствующих вопросов, а некоторое снижение цен на такие поездки будет способствовать дальнейшему развитию продолжительных путешествий, в том числе на дальние расстояния.
Расширение региональных интеграционных объединений (таких, как Европейский Союз) несомненно облегчит оформление въездной визы для граждан соответствующих государств и приведет к дальнейшему росту числа международных прибытий.
Можно с уверенностью сказать, что международный туризм имеет огромный потенциал и серьезные перспективы развития благодаря более активному вовлечению