Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности

Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности достаточно тесно связан с другими товарными рынками и является неотъемлемой частью мирового рынка в целом. При продаже результатов интеллекту­альной деятельности часто на коммерческой основе предоставляются дополнительные услуги для эффективного исполнения сделки. Сюда входят технические, управленческие, финансовые, коммерческие и другие услуги. Следует отметить, что довольно часто продажа прав на использование объектов интеллектуальной деятельности влечет за собой поставку машин и оборудования в разрозненном или комплектном виде.

В общей структуре продаж услуг на мировом рынке в последние десятилетия повсеместно отмечается преимущественный рост торговли именно объектами интеллектуальной собственности, где еже! одные темпы прироста в 1980—2003 гг. составили около 9,6%.

Под воздействием политических, экономических и географических факторов в мировом хозяйстве уже сформировались ведущие центры между­народной торговли лицензиями. Это — США, страны Западной Европы и Япония. Международная торговля лицензиями сосредоточена преимуще­ственно в промышленно развитых странах, на долю которых приходится более 98% всех продаж и свыше 90% всех закупок лицензий (табл. 29.1).

В целом страны ОЭСР на мировом рынке являются нетто-эк спорте-рами. Продажи технологии по отношению к ВВП являются самыми высо­кими у Великобритании, Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Канады и Ирландии.

Основные направления бизнеса на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности - student2.ru

США продолжают оставаться крупнейшим лицензиаром — продав­цом технологии, на их долю в 2001 г. приходилось около 35,1% против 33,1% в 1990 г. В последние три десятилетия XX в. в Соединенные Штаты было переведено около 70% мировых лицензионных платежей, в то время как затраты этой страны на приобретение иностранного технического опыта не превысили 7%. Вместе с тем надо отметить и наблюдающийся рост продаж технологии из других промышленно развитых государств, прежде всего Японии, Великобритании, Франции и Бельгии.

Многие другие промышленно развитые страны, в частности Герма­ния, Италия, Испания, относятся к группе стран с преобладанием импорта лицензий. Среди них особое место занимает Германия, которая в послед­ние годы остается самым крупным импортером новейших технологий. Широкое приобретение лицензий этими странами используется не только для интенсивного перевооружения ведущих отраслей своей экономики и расширения экспорта, но и как потенциал развития собственных научно-технических достижений.

Обычно практику закупки лицензий изучают на опыте Японии, кото­рая за счет масштабной скупки лицензий и ноу-хау во многих странах (вплоть до конца 80-х годов) сумела очень быстро войти в разряд передо­вых стран. Японские фирмы сегодня закупают лицензию не на какой-либо конкретный станок, а сразу на всю их модельную гамму. Действительно, закупка лицензий — реальная возможность вырваться вперед, «опередить продавца». Довольно часто японские фирмы прекращали собственное проведение НИОКР—только закупали и внедряли лицензии. Но поскольку нередко фирмы-конкуренты ограничивали продажу лицензий, то японские компании стали сами проводить НИОКР от уровня ранее купленных лицензий. В итоге это позволило им уйти от «технологических ножниц», т.е. от постоянного отставания от уровня стран-продавцов, и вскоре самим приступить к продаже лицензий странам — бывшим лицензиарам.

Отличительной чертой современного международного рынка лицен­зий в сравнении с другими товарными рынками является его универсаль­ность, органическая связь практически со всеми отраслями производства. Однако развитие отраслевых рынков лицензий происходит неравномер­но. Наиболее высокие темпы наблюдаются в наукоемких отраслях произ­водства; например, в электронике, машиностроении, химии, ракетно-кос­мической отрасли, легкой и пищевой промышленности. Отраслевая структура лицензионных соглашений корпораций с заграничными фир­мами подтверждает наличие тесной связи между научно-техническим потенциалом компаний и масштабами лицензионных операций. На долю четырех наиболее «наукоемких» отраслей промышленности США (общего машиностроения, электротехнической, химической и приборостпоитсль-ной) приходится более 40% всех проданных в 1961—-2002 гг. за границу американских лицензий.

Преимущественное использование лицензий как одного из эффектив­ных методов конкурентной борьбы на внешнем рынке объясняется несколь­кими причинами.

Во-первых, финансовые и организационные трудности экспансии в целом на мировом рынке значительно выше, чем на внутреннем, поэтому лицензии шире применяются при стремлении проникнуть на определен­ный рынок. Немаловажной является степень ограничений на импорт това­ров или иностранные капиталовложения на рынке данной страны. Напри­мер, в связи с ограничениями на ввоз капитала в Японию американские фирмы успешно проникали на ее рынок в основном путем продажи ли­цензий. В результате такой стратегии доля иностранных фирм на япон­ском рынке, например, полупроводниковых приборов, увеличилась с 13,3% в 1990 г. до 35% в 2004 г.

Во-вторых, в большинстве случаев научно-технические и производст­венные знания, передаваемые на основе лицензии, не отличаются новизной в стране лицензиара, поскольку крупные компании, имеющие значитель­ный патентный фонд, опасаются предоставлять права на многие новинки местным фирмам, чтобы они, развив на их основе собственное производ­ство, не смогли бы ущемить позиции лицензиара на мировом рынке.

При серьезных научно-технических достижениях именно наличие избыточных капиталов определяет форму заграничной экспансии фирм промышленно развитых государств. Крупные монополии стремятся экс­плуатировать свои технические новинки самостоятельно, вывозя предпри­нимательский капитал в форме прямых инвестиций, и лишь в случае не­обходимости прибегают к лицензированию. Средние и малые компании в относительно большей степени, чем крупные, опираются в своей загра­ничной деятельности на лицензирование, так как они реже располагают избыточными капиталами. Так, за 1961 —2003 гг. соотношение между чис­лом новых заграничных операций на базе прямых инвестиций (создание новых предприятий и расширение существующих) и общим числом новых лицензионных соглашений, заключенных с иностранными фирма­ми, для крупных корпораций США (с оборотом более 500 млн дол.) соста­вило 5,8 : 1, в то время как для средних и малых (с оборотом до 50 млн дол.) — только 3,3 : 1.

Формы передачи технологии

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интел­лектуальной деятельности в материализованной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии, техническая документация и др.) и в нематериализованной (знания, опыт, приемы и т.д.) формах. Основными формами коммерческой передачи технологий являются:

продажа технологий в материализованной форме — продукция, оборудование, технологические линии, техдокументация и т.д.;

прямые зарубежные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий и производств;

портфельные инвестиции, в том числе в совместные предприятия, если при этом предусматривается производство товаров на основе предо­ставляемых новых технологий (или их лизинг);

продажа патентов;

продажа лицензий на запатентованные изобретения;

продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные инструктивные материалы, чертежи и т.д.;

— обучение технических и управленческих специалистов, консуль­тационное сопровождение объектов технологического обмена;

заказные исследования и разработки;

инжиниринг.

Коммерческие формы передачи технологии оформляются соответству­ющими договорами: лицензионными, о научно-техническом сотрудниче­стве, о совместном производстве или договорами купли-продажи. Подго­товка и заключение всех видов договоров — продолжительный и дорогостоящий процесс, требующий участия квалифицированных экспер­тов по различным аспектам -— правовым, финансовым, техническим, гуманитарным.

Внешняя торговля технологией современной международной статис­тикой пока еще не учитывается. Однако, по имеющимся оценкам, ее объемы составляют порядка 1,5—2 трлн дол. На основании отдельных публика­ций известно, что эти объемы быстро растут. Показателем (хотя и несо­вершенным) объема передачи технологии являются платежи по роялти. В 1990-—2003 гг. объем передаваемой технологии возрос на японских фир­мах на 50%, на германских — в 2 раза.

Наиболее важный канал передачи научно-технических знаний — транснациональные корпорации. Сконцентрировав в своих руках большую часть научно-технического потенциала мира, опираясь на огромную эконо­мическую мощь, разветвленную сеть филиалов, ТНК активно используют достижения научно-технического прогресса в своих экономических целях.

Ведущие транснациональные корпорации, выступающие главными поставщиками технологии на мировой рынок, присваивают возрастающую часть прибавочной стоимости, производимой в странах — импортерах технологии. В рамках собственно ТНК передается около 40% научно-тех­нических знаний, продаваемых на рынке. Кроме того, эти компании явля­ются и основными продавцами, контролируя до 70% всего экспорта объек­тов интеллектуальной собственности. Если в 1960 г. доходы американских ТНК от экспорта технологии не превышали 1 млрд дол. США, то в 1970г. они составили уже около 2,5 млрд, в 1981 г. — около 7,3 млрд, в 2003 г. — почти 50 млрд дол. Ожидается, что в 2005 г. эти доходы вырастут до 70 млрд дол. США.

Характерно, что около 25% всех лицензионных вознаграждений фирмы США получают от независимых иностранных партнеров, при этом число таких лицензиатов (составляющих 2/3 общего их числа) вдвое пре­вышает численность покупателей американских лицензий, связанных с лицензиаром участием в капитале.

На долю иностранных фирм, связанных с американскими компаниями участием в капитале, и филиалов американских ТНК (они составляют при­мерно Чъ общего числа владельцев американских лицензий) приходится около 75% переводимых в США вознаграждений.

Совместные компании представляют собой другую организационную форму компаний, получающих технологию от иностранных корпораций. Это обычно специально созданные совместные предприятия или филиалы корпораций, превращающиеся в совместные предприятия в результате за­ключения соглашения между ТНК и местными компаниями. Когда-то вы­ступавшие против смешанных компаний транснациональные корпорации в настоящее время активно ищут партнеров в развивающихся странах.

Одной из проблем продажи лицензий на использование передового научно-технического опыта часто является его несовместимость с потреб­ностями стран-покупателей, особенно если речь идет о развивающихся странах. Передовая технология промышленно развитых государств, как правило, предназначена для использования в аналогичных промышленно развитых государствах и соответственно рассчитана на условия, харак­терные для зрелого рыночного производства: крупные рынки, высокая капиталоемкость и соответствующее строение капитала, квалифицирован­ный персонал, высокий платежеспособный спрос. В развивающихся госу­дарствах применение такой технологии, естественно, затруднено, у них нет другой альтернативы, кроме как заимствовать большую часть необхо­димого промышленного ноу-хау у развитых стран. Малореалистичными в этой связи выглядят призывы к опоре на собственные силы.

Правительства развивающихся государств стремятся контролировать заключение лицензионных соглашений, чтобы иностранные компании не могли устанавливать завышенные цены на передаваемую технологию, вводить монопольные ограничения на продажу производимой по этой тех­нологии продукции. В то же время промышленно развитые государства полагают, что попытки развивающихся стран регламентировать лицензи­онные соглашения приводят к нарушению прав на интеллектуальную соб­ственность.

Отношение развивающихся стран к проблемам защиты интеллекту­альной собственности во многом зависит от реального состояния их эко­номики. У тех государств, которые уже добились заметных успехов в эко­номическом развитии (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Мексика, Чили, Бразилия, Аргентина), подход в целом близок к позиции Запада, поскольку их доходы от расширившегося экспорта во многом зависят от соблюдения прав на интеллектуальную собствен­ность. Совершенно иная, однако, позиция у стран со слабым уровнем экономического развития, являющихся исключительно потребителями интеллектуальной собственности, которые в первую очередь заинтересо­ваны в предоставлении им соответствующих льгот и преференций.

Развивающиеся государства в последние десятилетия все более ак­тивно заключают соглашения о приобретении технологии. Хотя их участие в межфирменных технологических соглашениях пока еще невелико (около 4,9% общего числа соглашений в 80-е годы и 7% в настоящее время), число соглашений, заключенных с фирмами из этих стран, неуклонно возрас­тает. Главными партнерами развивающихся государств в этой сфере явля­ются фирмы США (в 1980—1996 гг. свыше 2/s общего числа соглашений развивающихся стран приходилось на их долю). Все более активно заклю­чают технологические соглашения с фирмами из развивающихся стран западноевропейские ТНК ('/3 всех соглашений), тогда как Япония участвует только в 11 % таких соглашений. Возрастает также и число технологических соглашений, заключенных между фирмами развивающихся стран.

Основные термины и определения

Лицензионное соглашение — главная форма передачи научно-технических производственных и управленческих знаний и опыта.

Лицензиар — продавец лицензии.

Лицензиат — покупатель лицензии.

Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) — совокупность знаний, сведе­ний научного, технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, еще не став­ших предметом общего достояния, представляющих новинку. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств и желающими приобрести лицензию, дающую право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау.

Вопросы для самоконтроля

Назовите объекты интеллектуальной собственности, правовая охрана которых обеспечивается на основе соответствующих норм внутреннего законодательства и международных соглашений.

Каковы важнейшие особенности объектов промышленной собственности, охраняемых законом и международными соглаше­ниями?

Перечислите главные особенности научно-технических достиже­ний, не охраняемых законом и международными соглашениями.

Какова роль США в международном бизнесе, связанном с лицен­зионной торговлей?

Охарактеризуйте опыт Японии как импортера лицензий.

Назовите основные причины использования лицензий как одного из эффективных методов конкурентной борьбы на внешнем рынке.

Определите роль ТНК в международной передаче научно-техни­ческих знаний.

Как относятся развивающиеся страны к проблеме чащиты интел­лектуальной собственности?

Литература

Буряк ЕМ. Передача интеллектуальной собственности. М., 2002.

Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность в системе миро­хозяйственных связей. М.: ИКФ-Каталог, 2002.

Кокурин Д.И. Методологические основы отношений собственно­сти на инновационный продукт/УСобствснность в XXI столетии. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.

Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразова­ние, управление. М.: ВНИИПИ, 1997.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Acadcmia, 1999.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глава 30

Телекоммуникационные услуги — это целенаправленная деятель­ность, результатом которой является полезный эффект, обеспечивающий потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования. Успешное развитие международного бизнеса в современ­ных условиях в решающей степени зависит от качества и бесперебойного предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг, степени их надежности и технического совершенства.

Телекоммуникационные услуги включают услуги документальной, междугородной и международной телефонной, местной (городской и сель­ской) телефонной связи, проводного вещания, радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой связи, радиопоиска (пейджеры), систем ради­ального действия и сотовых услуг. Перечисленные виды телекоммуника­ционных услуг широко используются в обеспечении современного миро­вого бизнеса, и решающую роль начиная с конца прошлого века играют их технически новые формы — сотовые, системы радиопоиска (пейджеры), спутниковые и т.п. Именно последние, находясь на острие новейших научно-технических достижений современности, стали не только одной из бурно развивающихся отраслей мировой экономики, но и в значитель­ной мере общепризнанным символом наступившего тысячелетия.

Наши рекомендации