Международный валютный фонд и его влияние па международный бизнес

Международный валютный фонд (МВФ) является специализирован­ным учреждением ООН. Он был создан в 1944 г. на Бреттон-вудской между­народной валютно-финансовой конференции. Статьи Соглашения о МВФ, Принятые на Конференции, играют роль его устава. Фонд начал функцио­нировать в 1946 г. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). В настоящее время членами МВФ являются 182 страны. Членство страны в МВФ является предпосылкой для ее вступления во Всемирный банк. Россия стала членом МВФ в 1992 г.

Статьи Соглашения о МВФ изменялись в 1969 г. (в связи с введением специальных прав заимствования (СПЗ)), в 1978 г. (в результате ликвида­ции Бреттон-вудской валютной системы и образования Ямайской валют­ной системы) и в 1992 г. (после включения санкции в виде приостановле­ния права голосования по отношению к странам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Основными целями МВФ являются:

содействие международному валютному сотрудничеству;

создание благоприятных условий для сбалансированного роста и расширения международной торговли;

содействие стабильности валютных курсов, поддержание упоря­доченности валютных отношений, избежание девальвации валют, вызы­ваемой конкуренцией;

оказание помощи в создании многосторонней платежной системы и устранении ограничений на обмен валюты;

предоставление на временной основе финансовых средств стра­нам-членам для корректировки их платежных балансов;

сокращение продолжительности и размеров дефицита между­народных платежных балансов стран-членов.

Главными направлениями деятельности МВФ являются:

поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по СПЗ,
наблюдение за состоянием международной валютной системы;

обеспечение финансовой помощи странам-членам и пополнение
их валютных резервов путем распределения СПЗ;

предоставление кратко- и среднесрочных кредитов;

оказание консультационного и технического содействия странам-
членам по вопросам проведения валютных операций и совершенствова­
ния финансовых систем.

МВФ оказывает существенное влияние на развитие как национального, так и международного бизнеса. В сфере регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет странам-членам кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике. В Соглашении о МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности: сделка (выделение валютных средств из ресурсов Фонда) и операция (оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств). МВФ осуществляет кредитование только госу­дарственных органов (центральных банков, министерств финансов, каз­начейств, стабилизационных фондов). Как правило, кредиты предостав­ляются на покрытие дефицита платежных балансов или на поддержку структурной перестройки экономики.

Капитал МВФ складывается из взносов стран-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СПЗ, которая определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов МВФ, сумму получаемых СПЗ при их очередном распределе­нии, количество голосов страны в МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом ВВП, объема текущих операций платежного баланса, официальных золото­валютных резервов. При этом 25% квоты оплачивается резервными акти­вами (СПЗ и конвертируемой валютой), 75% — национальной валютой.

Каждая страна — член МВФ имеет 250 базовых голосов независимо от величины ее взноса и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СПЗ своего взноса. Капитал МВФ составлял 297 млрд дол. в 2002 г. Наибольшими квотами в МВФ располагали США (17,5%), Япония (6,3%), Германия (6,1%), Франция и Великобритания (по 5,1%). У России 2,8% голосов. Пересмотр квот осуществляется не реже одного раза в пять лет.

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства ведущих промышленно развитых стран па основе генеральных соглашений о займах. Эти соглашения предусматривают открытие стра­нами-членами кредитных линий МВФ для предоставления кредитов дру­гим странам-членам в тех случаях, когда они испытывают нехватку финансовых средств, что может угрожать стабильности международной валютной системы.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем, назначаемым правительствами соответствующих стран на пяти­летний срок. Это, как правило, министры финансов и председатели центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МВФ и решает принципиальные вопросы (прием и исключение стран-членов, пересмотр квот, выборы исполнительных директоров).

Рабочими органами Совета управляющих, готовящими для него не­обходимые материалы, являются два комитета: Международный валютно-финансовый комитет и Комитет по развитию. Международный валютно-финансовый комитет состоит из 24 управляющих МВФ, проводит свои заседания два раза в год, отчитывается перед Советом управляющих о работе по регулированию международной валютной системы, а также разраба­тывает предложения о внесении поправок в статьи Соглашения о МВФ. Комитет по развитию состоит из 24 управляющих МВФ и Всемирного банка, проводит свои заседания также два раза в год, информирует Совет управляющих по вопросам, касающимся передачи реальных ресурсов развивающимся странам для осуществления национальных и между­народных проектов.

Исполнительным органом МВФ является Исполнительный совет. Он состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются ведущими странами с наибольшими квотами, 3 представляют крупные страны (Китай, Россию и Саудовскую Аравию), 16 избираются от осталь­ных стран по географическому принципу. Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, по традиции — европейца, который вы­ступает в качестве председателя. Заседания Исполнительного совета про­ходят три раза в неделю. Этот орган отвечает за решение стратегических, административных и оперативных вопросов, включая надзор за полити­кой обменных курсов, предоставление финансовой помощи странам-чле­нам, подготовку комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики и международного бизнеса.

Наши рекомендации