Мировой рынок металлопродукции

До Второй мировой войны металлургические корпорации принадле­жали к числу ведущих в мировом хозяйстве, а рынки металлов — к числу наиболее монополизированных. По мере повышения роли научно-техни­ческого прогресса, накопления капитала и его концентрации в других отраслях, структурных сдвигов в мировом хозяйстве уровень монополи­зации рынка черных металлов заметно снижался, высокомонополизиро-ванные структуры сменялись олигополиями, когда контроль над рынком осуществляется относительно небольшим числом самых крупных компа­ний. Как правило, доля рынка, контролируемая ведущими стальными кор­порациями, ниже, чем в цветной металлургии. С выходом на рынок в по­следние годы новых производителей из Восточной Европы эта доля имеет тенденцию к снижению.

В настоящее время более 100 стран имеют сталелитейные заводы. При прочих равных условиях это усиливает влияние факторов, отражающих действие стихийных рыночных сил. что, кстати, затрудняет организацию биржевой торговли черными металлами. Кроме того, рынок стальной металлопродукции вследствие весьма широкого сортамента можно рассматривать как совокупность относительно самостоятельных рынков отдельных видов металлопродукции, например стального листа или труб, что не исключает обострения рыночной ситуации в отдельном секторе даже при общей благоприятной конъюнктуре. При этом абсолютные масштабы международной торговли черными металлами несопоставимы с торгов­лей цветными металлами (табл. 18.4).

Мировой рынок металлопродукции - student2.ru

Наконец, на этом рынке зачастую противостоят не просто отдельные компании, а их группировки, поддерживаемые соответствующими над-правительственными или международными организациями.

В отличие от рынка черных металлов торговля цветными металлами гораздо более упорядочена и осуществляется через Лондонскую биржу металлов (London Metal Exchange, LME), где на открытых торгах форми­руются основные ценовые соотношения.

Сложившаяся в международной практике последних десятилетий система регулирования внешней торговли получила название «новый про­текционизм», которая дополняет традиционные таможенно-тарифные тор­говые ограничения. Особенность системы — широкое использование раз­личных нетарифных барьеров (ограничения поставок с выделением квот, меры против «несправедливой» конкуренции, «добровольные» ограниче­ния импорта, ведение минимальных импортных цен, применение антидем­пинговых процедур и т.д.), на которые во многих случаях не распростра­няются традиционные международные договоренности. Как правило, нетарифными барьерами считаются те средства регулирования, которые дискриминируют зарубежных партнеров и направлены на защиту отече­ственных производителей от иностранной конкуренции, а также создание привилегированных условий для иностранного капитала. По зарубежным оценкам, в конце 90-х годов около 80% совокупного импорта Черных металлов осуществляюсь в условию: различных схем регулирования Цец и ограничивалось квотами на «добровольной» основе.

Приоритет в разработке и использовании этих мер принадлежит СЩд на долю которых приходится не менее 10% мирового импорта черных металлов. Привлекательность американского рынка объясняется его высокой емкостью, ослаблением в последние годы конкурентных пози­ций американской металлопродукции, благоприятным (по крайней мере до 2003 г.) соотношением валютных курсов, растущей интернационализа­цией экономики страны. С другой стороны, под давлением профсоюзов и отраслевого лобби государство вынуждено применять протекционистские меры для защиты собственных мсталлопроизводителей. Эти обстоятель­ства определяют основные направления государственной политики США в области импорта, в которой жесткие протекционистские меры в рЯде случаев сочетаются с мерами по использованию импорта для стРУКтурНои перестройки национальной экономики. При этом Комиссией по между­народной торговле (US International Trade Comission, ITC) в стране введе­на система дифференцированных таможенных пошлин для стран с режи­мом наибольшего благоприятствования.

Наибольшую остроту конкуренция на мировом рынке металлов дос­тигла во второй половине 90-х годов с выходом на рынок стран Восточной Европы и резким увеличением импорта металлопродукции в Китай, который в последние годы стал ведущим «игроком» на этом рынке. В 2002 г. Китай импортировал более 30 млн т металлопродукции из черных металлов, опе­редив по этому показателю другого крупнейшего импортера — СЩд

18.5. Металлургия России

Металлургический комплекс, сыгравший исключительно важную историческую роль в экономике России, в процессе рыночных реформ столкнулся с общехозяйственными проблемами, создающими крайне неблагоприятный фон для развития всех отраслей. Этому способствовали не всегда обоснованные приоритеты в области структурной и промыш­ленной политики, характерные для плановой экономики. Занимая первое место в мире по абсолютному объему выплавки стали, СССР в то же время существенно уступал ведущим странам по производству качественных видов металлопродукции с высокой добавленной стоимостью (листового проката, продукции с покрытиями, термоупрочненного проката и др.). Экстенсивный рост выпуска продукции при отсутствии резервных мощ­ностей привел к повышенному износу оборудования, что не позволило в свое время реализовать необходимые меры по повышению качества и осво­ению новых видов металлопродукции.

России в наследство от СССР достался металлургический комплекс с далеко не самым современным техническим уровнем и устаревшими фондами. Степень износа основного оборудования составляет более 50%. Например, более 30% стали производилось при помощи устаревшего мар­теновского способа, который в большинстве стран ликвидирован из-за низ­кой эффективности, доля наиболее экономичной технологии непрерыв­ного литья составляла около 20% при среднемировом показателе более 70%. Из-за этого в России на производство 1 т готового проката расходу­ется в среднем на 50—100 кг стали больше, чем в ведущих странах.

Общеэкономический спад обусловил кризис внутреннего сбыта металлопродукции. Главные причины: сокращение финансирования обо­ронного комплекса и государственных инвестиционных программ, рас­пад общесоюзного рынка, нарушение межреспубликанских связей, обще­финансовые проблемы и нарушение платежеспособного спроса на металлопродукцию, особенно в машиностроении.

В этих условиях основным фактором выживания российской метал­лургии в последнее десятилетие явился экспорт металлопродукции. Сегодня металлургия наряду с отраслями ТЭК и частью оборонного ком­плекса представляет наиболее конкурентоспособный сектор российской промышленности. В настоящее время экспортируется около половины черных металлов, более 80% алюминия, 70% никеля и титана, около 40% меди и цинка и т.д.

Довольно высокая ценовая конкурентоспособность российского металла на внешнем рынке объясняется в основном низкими внутренними ценами на энергоносители (при более высоких удельных энергозатратах на всех переделах) и существенно более низкой заработной платой (при более высоких удельных трудозатратах и сравнительно низкой произво­дительности труда). Основную долю экспорта составляют относительно простые виды продукции (чугун, слитки, заготовка, горячий прокат). Металлопродукция с более высокой добавленной стоимостью неконкурен­тоспособна из-за технологической отсталости. Кроме того, появление на мировом рынке крупного экспортера в лице России вызвало противодей­ствие традиционных мсталлоторговцев, в результате чего против россий­ских компаний в последние годы было возбуждено более 50 антидемпин­говых расследований в различных странах. Однако, несмотря на эти издержки, в целом выход российской металлургии на мировой рынок можно считать важнейшим итогом периода реформ.

Кроме валютной выручки, которая является основным источником инвестиционных ресурсов, экспорт стимулирует рост культуры производ­ства, качества и сбыта продукции. Конкуренция на рынке является глав­ным стимулом консолидации активов и концентрации мощностей черной и цветной металлургии и ее реструктуризации.

В настоящее время в российской металлургии завершается важный этап реструктуризации — формирование крупных интегрированных бизнес-групп холдингового типа, что создает новую организационную структуру металлургического комплекса. Предпосылками для этого являются завер­шение передела собственности металлургических предприятий и первич­ного накопления капитала, формирование эффективного современного менеджмента, укрепление позиций на мировых рынках, выход на миро­вой рынок капиталов и транснационализация бизнеса.

В настоящее время такие российские корпорации, как ОАО «Север­сталь», ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Русский алюминий», ОАО «СУАЛ», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «ВСМПО-Ависма» и другие активно интегрируются в мировой металлургический бизнес. Хорошим фоном для развития этих процессов является выход российской экономики на траекторию устойчивого роста после выборов 2000 г. и определенные меры государственной политики, способствующие макроэкономической стабилизации (введение Налогового кодекса Российской Федерации, сни­жение банковской кредитной ставки, регулирование тарифов на экспорт, защита внутреннего рынка от зарубежного демпинга и т.д.).

Главная проблема российской металлургии — модернизация произ­водственных мощностей и ликвидация технологической отсталости. Решение этой проблемы позволит российской металлургии упрочить свои позиции на мировом рынке и сохранить в обозримой перспективе веду­щую роль в структуре отечественного хозяйства.

Основные термины и определения

Сталь — сплав железа с углеродом, самый распространенный конструкцион­ный материал. Абсолютный объем выплавки стали является глав­ным показателем для сравнительного анализа производства и оценки отраслевого потенциала черной металлургии различных стран.

Металлопродукция — широкий сортамент (набор) продуктов черной и цветной металлургии, которые могут использоваться в качестве промежуточных полуфабрикатов для дальнейшего производства различных изделий в отраслях машиностроения или в виде гото­вых деталей в строительстве (балки, швеллеры, арматура, кро­вельный лист и др.) и в транспортном комплексе (рельсы).

Металлонасыщение экономики (металюфонд) — суммарная масса металла, аккумулированная в составе всех видов основных и оборотных фондов (машины, оборудование, здания, сооружения, в том числе вторичные ресурсы).

Металлосбережение — совокупность технико-экономических и законо­дательных мер, направленных на последовательное и устойчивое снижение удельных затрат металла на единицу ВВП.

Мини-заводы — сравнительно небольшие по масштабам (0,5—1 млн т стали в год) предприятия, имеющие высокоэффективную компактную с ограниченным числом переделов технологию и использующие в качестве сырья чаще всего металлический лом.

Вопросы для самоконтроля

Что представляет собой современное металлургическое производ­ство?

Какое место занимает металлургическая промышленность в струк­туре современной экономики? Какие факторы способствовали из­менению положения черной металлургии в последней четверти прошлого столетия?

Каковы основные особенности развития черной металлургии отдельных стран и регионов?

Какую роль в современном рыночном хозяйстве играет производ­ство цветных металлов?

В чем состоят главные проблемы развития мировой металлургии?

Каковы важнейшие особенности современного мирового рынка металлопродукции?

Дайте краткий анализ состояния и основных проблем развития металлургии России. Что явилось главным фактором «выживания» металлургии в период кризиса 90-х годов?

Лит ература

Россия и мир: 2004. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М: Фонд перспективных исследований и инициатив, 2003.

Технологическая революция в мировой металлургии//Сталь. 1997. №9.

Фундаментальные проблемы российской металлургии на пороге XXI века. В 4-х т. М.: РАЕН, 1998.

Шевелев Л.Н. Мировая черная металлургия 1950—2000 гг. (ре­структуризация, качество, приватизация). М: Машиностроение, 1994.

Hogen W.T. Steel in 21-st Century. NY, 1994.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС

Глава 19

Машиностроение любой промышленно развитой страны сегодня — это ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышлен­ности, но и экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, произ­водящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления. Как отрасль машино­строение возникло в первой половине XIX в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.

В машиностроительном комплексе промышленно развитых стран на протяжении продолжительного времени наблюдается тенденция относи­тельного уменьшения удельного веса старых, традиционных и увеличе­ния части новых, наукоемких производств, что вызвано прежде всего существенными сдвигами в структуре конечного продукта в сторону произ­водства электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции. Наиболее ярко такие тенденции проявляются в машиностроении США, Японии, Германии и других высокоразвитых стран.

Наши рекомендации