Формы и методы организации логистики в международном бизнесе

При импорте или экспорте товаров компания может использовать следующие основные организационные формы: покупка импортной про­дукции у компаний-импортеров или передача продукции для экспорта в специализированную внешнеторговую компанию с заключением соответ­ствующего контракта; импортные и экспортные операции могут осуществ­ляться силами специализированного подразделения, которое осуществляет все необходимые действия для организации логистики в международном бизнесе; различные сочетания названных вариантов.

Привлечение специализированной внешнеторговой компании имеет свои преимущества: удобство, так как часть функций, связанных с внешне­торговыми логистическими операциями, передается в специализирован­ную фирму; эффективность и качественный уровень поставок, поскольку привлекается посредник, обладающий опытом в данной области деятель­ности; снижение расходов благодаря оптимизации объемов, сроков поста­вок и т.д.

В свою очередь, создание в компании специализированного подраз­деления, которое занимается внешнеторговыми логистическими операциями, также имеет свои преимущества: возможность выбора более подходящих поставщиков или заказчиков; повышение качества поставляемой и полу­чаемой продукции за счет непосредственного контроля; использование более низких* цен из-за отсутствия посредников; возможность организа­ции экспедирования заказа; более полное информационное обеспечение организуемых поставок; организация более качественной и оперативной связи. Кроме приведенных форм организации логистики внешнеторговых операций могут использоваться и их смешанные формы в зависимости от целей, стоящих перед компанией, а окончательный выбор использования конкретной формы будет осуществлять менеджер по международной логистике.

Информационная система при организации международной логистики является той основой, на которой базируются все действия участников и принимаемые ими решения. Она объединяет все логистические подсистемы в единое целое, становясь самостоятельной силой и расширяя возможности для повышения конкурентоспособности компании. Качественно органи-
зованная информационная система дает возможность без погрешностей с необходимым уровнем обработки и своевременно получить всю необхо­димую информацию о наименовании, местонахождении груза, его коли­честве, объеме, весе и т.д. В результате у логистического менеджера появ­ляются дополнительные возможности по улучшению управления данным материальным потоком, совершенствованию системы управления запасами (как находящимися в пути, так и лежащими на складах). Таким образом информационная система заменяет реальные запасы информацией об их местонахождении. Информационная логистическая система служит свя­зующим звеном не только внешней и внутренней информации, но и се разнонаправленных потоков. Накапливаемая в системе информация дает возможность оценить эффективность работы внешнеторговой логистиче­ской службы и предложить пути ее повышения.

При организации логистики в международном бизнесе необходимо сделать выбор формы осуществления международных расчетов. Это могут быть банковский перевод, аккредитив, инкассо, расчет по открытому счету

Банковский перевод представляет собой поручение своему банку-кор­респонденту выплатить определенную сумму по поручению и за счет перевододателя иностранному получателю -— бенефициару. Платежное поручение заполняется в соответствии с условиями внешнеторгового кон­тракта. Банковский перевод может быть проведен как авансовый платеж или за поставленный товар. Банковский перевод отличает простота его оформления через банк. В России это наиболее популярная форма, на кото­рую приходится около 90% всех международных расчетов страны

Аккредитив представляет собой обязательство банка провести по ука­заниям импортера платеж экспортеру. Различают несколько видов аккреди­тивов: отзывные и безотзывные; покрытые и непокрытые; подтвержден­ные и неподтвержденные; переводные; револьверные (возобновляемые)-документарные и денежные; резервные. Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия всех заинтересованных сто­рон, а отзывной может быть изменен или аннулирован без предваритель­ного уведомления участвующих сторон. Подтвержденные аккредитивы имеют гарантию платежа банка, который не является эмитентом. По пере­водному аккредитиву кроме экспортера деньги, по указанию импортера могут получить и другие лица. Револьверный (возобновляемый) аккреди­тив применяется, как правило, при платежах за регулярные поставки

Сумма аккредитива может автоматически восстанавливаться через оговоренное время или после ее израсходования. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент переводит средства плательщика на отдельный счет банка поставщика на весь срок действия аккредитива. При установ­лении между банками прямых корреспондентских отношений может использоваться непокрытый аккредитив, дающий право списывать всю сумму аккредитива со счета банка-эмитента. Документарный аккредитив предусматривает платеж против предоставления коммерческих и финан­совых документов, оговоренных в аккредитиве. Денежный аккредитив представляет собой поручение о выплате денег получателю в течение ука­занного срока при выполнении определенных условий. Резервный аккре­дитив содержит гарантию платежа экспортеру или банку экспортера в случае невыполнения импортером своих обязательств.

Аккредитив любого вида должен содержать следующие данные: наименование и адрес экспортера и банка экспортера; отзывной или безотзывный аккредитив; срок действия аккредитива; сумму аккредитива; предоставляемые документы; наименование, количество, цену и условия поставки товара. Аккредитив является самостоятельным документом, неза­висимым от внешнеторгового контракта, на котором основан.

Аккредитив чаще более выгоден экспортеру, так как обязательство банка по оплате усиливает надежность расчетов, получение денег после отгрузки увеличивает скорость расчетов, появляется возможность полу­чения дополнительных финансовых средств под открытый подтвержден­ный аккредитив. Для импортера выгодным будет повышение надежности поставки, но он платит за открытие аккредитива и, открыв его, выводит средства из оборота.

Инкассо ~ форма международных расчетов, представляющая собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосред­ственно или через другой банк) оговоренную сумму или подтверждение выплаты этой суммы в установленные сроки. Инкассо бывает простое (чистое) и документарное. Простое (чистое) инкассо — взыскание платежа по финансовым документам (векселям, чекам и т.д.) без коммерческих документов (к коммерческим документам относятся коносамент, почтовая квитанция, воздушная, железнодорожная или автотранспортная наклад­ная, акт приемки (сдачи) товара и т.д.). Документарное инкассо есть взыс­кание платежа по финансовым и коммерческим документам либо только по коммерческим документам. При документарном инкассо банк по ука­занию импортера может выдать коммерческие документы: только после оплаты; против акцепта тратты — переводного векселя; без оплаты (жела­тельно под банковскую гарантию платежа).

Инкассо выгодно импортеру, так как осуществляется оплата факти­чески поставленного товара. С одной стороны, банки защищают право экспортера на товар до момента оплаты документов или акцепта тратт (кроме выдачи коммерческих документов без оплаты). С другой стороны, экспортер несет риск отказа импортера от платежа.

Еще одна форма международных расчетов —расчеты по открытому счету, т.е. платежи импортера экспортеру с зачислением задолженности на счет импортера. Данная форма представляет собой товарный кредит ' экспортера импортеру, порядок погашения которого определяется согла­шением между сторонами. Этот вид расчетов выгоден импортеру, так как оплата производится после получения товара; плата за предоставленный кредит не взимается. У экспортера при этой форме расчетов заморажи­ваются финансовые средства и высока степень риска неполучения платежа. Чаще всего этот вид расчетов используется между филиалами ТНК или компаниями-партнерами, доверяющими друг другу.

Основным документом при организации логистики внешнеторговых операций по сделке между двумя или несколькими сторонами, расположен­ными в разных странах, является международный контракт. Правовой основой международных договоров купли-продажи является Конвенция Орга­низации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.). В международном контракте указыва­ются базисные условия поставки товаров, которые устанавливают, как распределяются расходы между сторонами контракта в процессе его выпол­нения. Международная торговая палата (МТП) с 1923 г. публикует базисы поставок товаров, а с 1936 г. издает Правила толкования международных терминов (International Commercial Terms, INCOTERMS — ИНКОТЕРМС). Последняя редакция ИНКОТЕРМС была опубликована в 2000 г.

Кроме международного контракта для организации логистики в между­народном бизнесе важную роль играют следующие документы: коно­самент — документ, подтверждающий приемку груза для водной пере­возки и обязывающий перевозчика выдать товар владельцу; договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем); железнодорожная накладная; авто­мобильная накладная; книжка международной дорожной перевозки TIR (Transport International Routine) и др.

Международная логистика, применяемая на различных рынках това­ров и услуг, опирается на законодательную основу, правила и особенности конкретных рынков. Для примера рассмотрим мировой рынок транспорт­ных услуг, на котором осуществляется перемещение предмета транспорт­ной операции между странами при осуществлении международных эко­номических связей.

В международных логистических цепях процесс условно можно раз­делить на несколько участков транспортировки: от точки возникновения товара до поставщика — экспортера товара; от поставщика на территории страны-экспортера до таможни страны; транзитом через территорию третьей страны (или стран) до таможни страны-импортера; от таможни страны — импортера товаров до покупателя внутри данной страны; от поку­пателя в стране-импортере до конечного потребителя. На каждом из пере­численных участков будут свои особенности: различия в законодательных базах стран, по территории которых перемещается груз; особенности транс­портных средств и погрузочно-разгрузочного оборудования; особенности транспортировки и хранения перевозимых грузов и т.д. На отдельных участках доставки товара или на всем пути транспортировки компания-заказчик может использовать услуги логистических внешнеторговых или национальных посредников: перевозчиков, операторов грузовых терми­налов (стивидоров), экспедиторов и т.д.

С усилением конкуренции в современном международном бизнесе происходит и рост применения компаниями международной логистики, причем к традиционному (дологистическому) подходу, основой которого являются более низкие издержки, добавляется логистический подход, ориентированный на выбор оптимальных логистических издержек. Дей­ствительно, стремясь максимально сократить издержки на каком-либо участке логистической цепи, можно в сумме получить прямо противопо­ложный результат за счет значительного увеличения затрат на другом уча­стке (например, увеличение срока поставки может дать уменьшение за­трат на внешнеторговую транспортировку, но вызвать сокращение времени оборачиваемости капитала). В дологистическом варианте для получения конкурентных преимуществ компания должна, удовлетворяя потребности покупателя, предлагать товар или более высокого качества, или со специ­альными потребительскими свойствами, или с широкими возможностями послепродажного сервисного обслуживания.

В случае применения логистики в международном бизнесе компания будет получать конкурентные преимущества, предлагая товар, удовлетво­ряющий потребностям покупателя, с оптимальными показателями каче­ства, оптимальными потребительскими свойствами и оптимальным уров­нем послепродажного сервисного обслуживания.

Финансовые барьеры в международной логистике складываются из финансовых препятствий на внутренних — национальных рынках стран и на международном уровне. На национальных рынках это определенные темпы инфляции, влияющие на цены товаров, услуг; местный уровень заработной платы; национальные особенности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг; законодательные препятствия; сезонность деловой активности в стране и т.д. На международном уровне можно выделить особенности внешнеэкономической политики государств, в част­ности таможенного оформления при пересечении границ, колебания валют­ных курсов и т.д.

И на международном, и на национальном уровнях общими будут слож­ности в прогнозировании объемов заказов, способах их обработки и опре­делении сроков доставки, оценках финансового риска и объемов запасов (как находящихся в процессе транспортировки, так и хранящихся на складах), а также специфические особенности в работе задействованных в между­народной логистической системе банков, страховых компаний, перевоз­чиков и др. Все эти препятствия являются непосредственно или косвенно формирующими финансовые барьеры, которые и преодолевает между­народная логистика.

В логистике под каналами распределения понимают направление или путь движения сырья, незавершенного производства или готовой продук­ции от точки их возникновения до конечного потребителя. Здесь интерес представляет то, что выбирать каналы распределения может любой участ­ник логистических операций в международном бизнесе, например заказ­чик перевозки товаров, в роли которого может выступать как экспортер продукции, так и импортер. Кроме того, выбор канала распределения может осуществлять и компания — перевозчик товара, место расположения которой возможно и в стране импортера, и в стране экспортера или в какой-либо третьей стране.

При выборе канала распределения добавляются и национальные раз­личия стран, через которые он проходит. Страновые отличия могут быть в законодательной базе, средствах транспортировки, ширине железнодорож­ной колеи, грузоподъемности, оборудовании грузопереработки, складских мощностях, системах связи, информационном обмене и т.д. Даже исходя из перечисленных вариантов, можно сделать вывод о большом разнообра­зии как каналов распределения, так и количества видов логистических издержек для каждого конкретного канала.

Логистические издержки — все затраты, которые возникают в логис­тической системе. По отношению к производственной единице логисти­ческие затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты начисляются на единицу продукции, например, 1 человеко-час на сбороч­ной линии. Косвенные затраты возникают в процессе производства, но не связаны напрямую с единицей производимой продукции, например, амор­тизация транспортных средств, аренда помещения. Другой вариант клас­сификации логистических затрат предполагает их деление на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, изменяющиеся с измене­нием уровня деловой активности предприятия. Например, производство 10 автомобилей требует соответствующего количества сырья, а с измене­нием количества производимых автомобилей изменяется и количество необходимого сырья. Постоянные затраты, в отличие от переменных, не меняются с изменением объемов производства продукции (например, налог на транспортные средства в течение определенного интервала времени не будет изменяться даже в случае изменения объемов производства). Между­народные логистические издержки могут быть подразделены на: затраты, связанные с перемещением товаров через границу государств (затраты на транспортировку, стоимость таможенного оформления и т.д.); затраты на содержание и хранение запасов в ходе их международной перевозки (за­траты по хранению продукции на промежуточных складах, затраты по пере­упаковке, объединению грузов и т.д.); затраты на послепродажное обслу­живание, связанные с перемещением товаров через границу, и т.д.

Анализ логистических издержек заключается в определении структуры себестоимости продукции и услуг, образующихся в процессе пересечения национальных границ. Весь процесс эволюции международной логистики неразрывно связан с изменением подходов к анализу логистических издержек. На начальном этапе к последним относили затраты на переме­щение товаров, затем к ним добавились затраты на содержание запасов и послепродажное обслуживание. В дальнейшем компании переходят к ана­лизу суммарных затрат всей логистической системы.

В настоящее время наиболее известным методом анализа логистиче­ских издержек является «метод миссий», когда компания проводит каль­куляцию по двум направлениям: анализ издержек, необходимых для реа­лизации отдельно выбранных целей; разбивка затраты по конкретным функциональным областям логистики (закупочная, производственная, сбы­товая, транспортная, информационная).

Наши рекомендации