Национальная и международная логистика

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — это планирование, организация, контроль и управление движением пото­ков (материального, финансового, информационного и др.), пересека­ющих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях орга­низации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с нацио­нальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики явля­ются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредни­ческая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, прово­димой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер това­ров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщи­ков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импор­теру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие ком­пании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как па импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потреби­телем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:

оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производи­мых и поставляемых товаров и услуг;

обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;

определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;

выбор между доставкой с организацией промежуточного склади­рования или без промежуточного складирования;

определение оптимального уровня логистического сервиса;

выбор наиболее совершенных технологий для производства про­дукции и услуг;

организация работы зарубежных филиалов компании;

анализ международной конкурентной среды и получение конку-
( рентных преимуществ.

Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на кон­кретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издер­жек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса не­обходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции; сервис удовлетворения потребительского спроса; сервис оказания производствен­ных услуг; сервис послепродажного обслуживания; сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных технологий для производства продук­ции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капита­лов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, органи­зация производства на зарубежных рынках даст возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров
или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение кон­курентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности ком­пании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, про­ходят несколько стадий.

Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рын­ком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции. При этом сокращается при­быль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

На стадии 2 компания осуществляет международные операции, но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания уве­личивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.

Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экс­портера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской ком­пании без учета национальных особенностей.

На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материн­ской компании.

Для последней стадии — стадии 5 — характерно создание региональ­ных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйствен­ной политики.

Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство на дочерних предприятиях в зарубежных стра­нах с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможен­ные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д. Еще одной из важных сторон осуществле­ния ТНК международных логистических операций стало использование специалистов из стран базирования заграничных дочерних компаний, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием специалистов, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК с переходом к организации управле­ния по географическим регионам и отдельным странам.

ТНК, создавая заграничные дочерние предприятия, тем самым изме­няют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и мето­дов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.

Наши рекомендации