ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА —

ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ

ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 7

Мировой рынок — исторически сложившаяся, постоянно развива­ющаяся система обмена товарами и услугами, базирующаяся на между­народном разделении труда и международных торгово-экономических, валютно-финансовых и кредитных отношениях. Он является сложной сово­купностью международных региональных и товарных рынков, неоднород­ным по составу и крайне динамичным образованием. Современный мировой рынок развивается в условиях все более углубляющейся интернационали­зации хозяйственной жизни, что наглядно проявляется в интенсивном раз­витии устойчивых экономических связей между странами, повсеместном выходе воспроизводственного процесса за рамки национальных границ, международном обобществлении самого процесса производства и быст­ром расширении обмена результатами труда на мировой арене.

Мировой товарный рынок охватывает в первую очередь сферу обра­щения, однако в современном понимании этого термина он ни в коем слу­чае не должен абстрагироваться от более глубинных факторов, формиру­ющих устойчивые средне- и долгосрочные тенденции развития сферы материального производства и потребления.

Мировой товарный рынок отличается сложной иерархической струк­турой и формируется под воздействием широкого круга разнообразных экономических, политических и социальных факторов, что позволяет рас­сматривать его в качестве большой системы с развитой инфраструктурой, относительно автономным поведением слагаемых его элементов или под­систем, находящихся в повседневном взаимодействии при общей их высо­кой активности и способности к адаптации.

Современный мировой рынок — это сложная совокупность различ­ных товаров и услуг; он чутко реагирует на происходящие в мире измене­ния в сфере научно-технического прогресса, в формах и методах между­народной торговли, вопросах мирового ценообразования и участия государств в управлении международными экономическими отношениями на фоне быстро развивающихся и все более углубляющихся процессов интернационализации и глобализации всей хозяйственной жизни мирового сообщества.

Объективный процесс расширения всех форм международного эко­номического сотрудничества и разделения труда неуклонно усиливает воздействие внешнеэкономического фактора в развитии хозяйства и нашей страны, делает насущной необходимостью предвидение возможных резуль­татов, к которым приведут в перспективе те или иные хозяйственные реше­ния. Конечный эффект от такого рода решений в значительной мере будет зависеть от состояния и перспектив развития мирового рынка, причем чрез­вычайно важно, что последний будет в подавляющем числе случаев выс­тупать как объект (деловая среда), в своем развитии практически незави­симый от деятельности каждого из числа иностранных и российских участников международной торговли. В полной мере это относится к таким основополагающим параметрам мирового рынка, как динамика мировых товарных цен, спроса и предложения на подавляющее большинство това­ров и услуг, движение капитала, объемы и структура соответствующего экспорта и импорта по отдельным странам и миру в целом.

Предвидение как объективно насущная потребность дальнейшего раз­вития общества традиционно занимает важнейшее место в теории и прак­тике управления экономическими процессами. Так, правильная и свое­временная оценка перспектив развития мирового рынка в целом или отдельных его составляющих является непременным условием и предпо­сылкой достижения необходимой эффективности хозяйственного руковод­ства внешнеэкономической деятельностью как на уровне страны в целом, так и применительно к конкретной компании, фирме — участнику между­народной торговли. Предвидение, которое в практической внешнеторго­вой работе выступает в форме прогнозирования, т.е. целенаправленной разработки конкретных прогнозов мирового рынка в целом или отдель­ных товарных рынков, создает надежную базу для выработки оптималь­ной тактики и стратегии участия страны или отдельной фирмы в между­народных экономических отношениях.

При этом внешнеэкономические прогнозы мирового рынка и его отдельных составляющих должны сочетаться и учитывать независимые прогнозы другого характера, в частности, социально-экономические, поли­тические, научно-технические, экологические, демографические и многие другие, составляя в итоге сбалансированное единое информационное поле в рамках общей взаимосвязанной прогнозной системы.

Основу прогнозирования составляют законы диалектики. Принципи­альная возможность составления научно обоснованного внешнеэкономи­ческого прогноза определяется объективным наличием прямой причин­но-следственной преемственности в развитии мирового рынка и международной торговли. Задача разработки надежного, логически дока­зуемого прогноза как раз и состоит в том, чтобы на фоне настоящего со­стояния исследуемого объекта, с учетом его прошлого, найти новейшие элементы зарождающегося будущего и, исследуя основные тенденции и важнейшие факторы, их определяющие, выработать обоснованные суж­дения о наиболее вероятной картине развития анализируемого объекта в рассматриваемой перспективе.

7.1. Сущность понятия «прогноз мирового рынка», его основные виды

Применительно к предмету настоящего исследования наиболее правиль­ным будет следующее определение: прогноз мирового рынка есть объектив­ное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о дина­мике основных параметров (показателей) анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработ­чиком прогноза для заданной перспективы. Прогноз — это всегда набор возможных исходов (вариантов), сопровождаемый соответствующим спек­тром вероятностей каждого из них. В самом общем случае поливариантный прогноз строится исходя из логической модели: «если..., то...», где «если...» подразумевает определенные предпосылки, допущения и принятые гипо­тезы, а «то...» — соответствующие прогнозные следствия, результаты.

С учетом предпосылок и гипотез, принятых автором прогноза в про­цессе его разработки, он может быть одно- или многовариантным, причем в последнем случае каждый из вариантов должен иметь оценку степени вероятности его исполнения. Объективная природа предвидения будущего позволяет утверждать, что одновариантный прогноз должен всегда рас­сматриваться лишь как частный случай, при условии что именно он явля­ется наиболее вероятным из всех других вариантов, принципиальная воз­можность которых, однако, объективно неизбежна.

Условия неопределенности, объективно и неизбежно сопровожда­ющие любые умозаключения и суждения, касающиеся будущего в развитии исследуемого явления, требуют, чтобы прогнозирование осуществлялось не в виде единственной жесткой последовательности оценки событий и факторов, а в форме гибкого поливариантного построения. Конечная цель прогнозирования — выделить наиболее вероятные, альтернативные пути развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состоя­ний, разумеется, при определенном уровне знаний о нем и закладываемых (сформулированных) в прогнозах предпосылках.

Принятие конкретного управленческого решения на основе того или иного варианта прогноза является, таким образом, не чем иным, как аргу­ментированным выбором лишь одного из возможных вариантов поведе­ния в противовес чисто познавательному, пусть даже научно обоснован­ному академическому предвосхищению.

Практика свидетельствует, что в процессе разработки прогноза мирового рынка следует учитывать ряд предъявляемых к нему обязатель­ных требований.

Во-первых, прогноз должен быть научно обоснованным и систем­ным, т.е. разрабатываться на базе тщательного и всестороннего анализа «предыстории» и комплекса всех факторов, которые могут оказать сущест­венное влияние на общую динамику рынка в прошлом, настоящем и в пер­спективе. Чрезвычайно важным является правильный выбор периода предыстории, т.е. «базового периода», на протяжении которого исследу­ются и фиксируются основные определяющие тенденции, характеризу­ющие сущность рынка. Именно правильность выбора необходимого и вместе с тем достаточного по продолжительности «базового периода» в значи­тельной мере предопределяет качество и надежность разрабатываемого прогноза.

Во-вторых, прогноз должен быть доказательным и воспроизводимым, т.е. тот же конечный прогнозный результат мог бы быть получен другим независимым разработчиком теми же или иными методами, но на базе той же исходной информации и принятых предпосылках и гипотезах, положенных в основу прогноза.

В-третьих, прогноз должен, как правило, иметь альтернативный (поливариантный) характер в строгом соответствии с принятыми его авторами-разработчиками предпосылками и гипотезами.

В-четвертых, прогноз должен регулярно корректироваться и обнов­ляться еще в рамках текущего прогнозного периода (горизонта) по мере поступления новейшей информации, т.е. сам процесс прогнозирования должен носить постоянно действующий, непрерывный характер.

В-пятых, прогноз должен быть четко сформулирован и ясно изложен, не допуская в последующем каких-либо неясностей и противоречивых толкований его пользователями.

Внешнеэкономические прогнозы можно классифицировать по следу­ющим основным признакам:

предмету, или объекту, прогнозирования;

горизонту, или периоду, прогнозирования;

функциональному признаку.

Предмет, или объект, прогнозирования, его конкретные прогнозные характеристики (параметры) определяются на этапе постановки прогноз­ной задачи. Их классификация включает общемировые, страновые и отрас­левые показатели производства, потребления, экспорта, импорта, мировых цен, спроса и предложения и т.п., применительно к конкретным товарным рынкам, а также параметры, характеризующие динамику основных финан­совых показателей, инвестиций, движения курсов акции, валют и пр.

Естественно, что конкретный объект прогнозирования диктует и соот­ветствующий набор экономических показателей, анализ определенного круга основополагающих факторов их формирования и, наконец, харак­тер и необходимый объем всей требующейся исходной информационно-статистической базы.

Современная внешнеторговая практика свидетельствует, что перво­степенный интерес представляет прогнозирование мировых цен на основ­ные товары, спрос и предложение на них на мировом рынке. Конкретно для нашей страны, которая, как известно, является традиционно крупным экспортером многих видов промышленного сырья (топливно-энергетиче­ского, черных, цветных и драгоценных металлов, лесоматериалов и др.), а также импортером многих видов сельскохозяйственного сырья (зерно­вых, кофе, какао-бобов, натурального каучука, мяса и др.) с мирового рынка, эти товарные рынки и соответственно перспективы их развития имеют огромное значение. Важно при этом отметить, что именно эти рынки промышленного и сельскохозяйственного сырья в отличие от рынков машинотехнической и другой готовой продукции отличаются крайне высокой подвижностью и, как следствие, большой трудоемкостью и слож­ностью как объекты анализа и прогнозирования.

Горизонт, или период, прогнозирования является важнейшей харак­теристикой прогноза, определяя в решающей степени его надежность, трудоемкость и используемый инструментарий.

Применительно к мировому товарному рынку общепринятым является деление прогнозов на краткосрочные или конъюнктурные—до 1—1,5 лет, среднесрочные — порядка 4—6 лет и долгосрочные — порядка 10—15, реже 20—25 лет. Следует отметить, что границы этих определений в зна­чительной мере условны и диктуются поставленными целями прогнозной задачи и особенностями исследуемого объекта — конкретного товарного рынка.

Нетрудно заметить, что в основе предлагаемой классификации лежит длительность классического экономического цикла мирового воспроиз­водства продолжительностью 4—6 лет, столь характерного для более чем вековой истории развития экономики основных капиталистических стран. Прогнозирование краткосрочное предполагает предвидение отдельных этапов в рамках одного экономического цикла, среднесрочное — самого цикла и главным образом переломов в его развитии и, наконец, долго­срочное — основополагающих тенденций в рамках двух, трех или более экономических циклов.

Временные границы (пределы) научно обоснованного прогнозирования в значительной мере обусловлены двумя обстоятельствами: во-первых, теми задачами, которые ставятся постановщиками проблемы и реализу­ются исполнителями прогнозных разработок в соответствии с уровнем развития производительных сил в обществе, его потребностями и реаль­ными возможностями научно-технического характера, и, во-вторых, естест­венным объективно возможным горизонтом научно обоснованного прог­ноза, логически проистекающего из самой экономической сущности исследуемого явления, его масштабности и устойчивости основных тен­денций, характерных для всей истории его развития.

Приведенная классификация внешнеэкономических прогнозов по горизонту прогнозирования отнюдь не является формальной, поскольку каждый из этих видов прогноза в процессе своей разработки имеет свою специфику и требует учета сугубо своих, только ему присущих факторов формирования мирового рынка. При этом последние по мере увеличения заданного периода прогнозирования имеют все более агрегированную форму и, в противовес микроэкономическому, обобщенный макроэконо­мический характер.

Наиболее логически законченной и хорошо применимой в практике прогнозирования мировых товарных рынков, на наш взгляд, представля­ется классификация прогнозов по функциональному признаку: на исследо­вательские, программные и организационные.

Исследовательский прогноз (его часто также называют поисковым) должен ответить на следующие вопросы: во-первых, как и в каком направ­лении (или направлениях) может изменяться в обозримом будущем анали­зируемый объект и, во-вторых, какие из этих изменений желательны и необходимы с позиций разработчика и пользователя прогноза. Задачей такого прогноза является определение целей для последующего взаимо­действия с этим объектом в виде некоторой проблемы либо комплекса мер, которые требуется четко сформулировать для их последующего решения в течение прогнозного периода.

Программный прогноз должен уже выявить средства достижения желаемых и необходимых результатов, установить промежуток времени, в течение которого будет реализован каждый из возможных вариантов и, наконец, определить степень уверенности в получении некоторого поло­жительного результата по тому или иному варианту. В итоге формули­руются вероятные пути достижения поставленных целей в отношении исследуемого объекта.

В задачу организационного прогноза входит подготовка ответов на следующие вопросы: что собственно нужно сделать, какие финансовые, материально:технические и кадровые ресурсы и необходимый комплекс организационно-технических мероприятий потребуется для практической реализации каждого из возможных вариантов. Результатом прогноза является определение возможных вариантов распределения ресурсов и осу­ществление комплекса конкретных организационно-технических меро­приятий, необходимых для успешного достижения поставленных целей.

Взятые как единое целое эти три типа прогнозов логически дополняют друг друга, предоставляя участнику внешнеэкономической деятельности надежную и полную информацию для принятия оптимальных управлен­ческих решений в соответствии с основными целями и задачами прогно­зирования мировых товарных рынков.

Кроме того, при классификации прогнозов по функциональному признаку часто выделяют так называемые нормативные прогнозы, которые в значительной мере включают понятие и сущность программного и орга­низационного прогнозов, указанных выше. Нормативный прогноз, в отли­чие от исследовательского или поискового, предполагает его построение в обратной последовательности: от заранее сформулированных генераль­ных целей и ориентиров в будущем — обратно в настоящее с четкой фор­мулировкой тех путей развития, условий и средств, которые необходимы для практического достижения поставленных целей. Нормативно-целевой подход к задачам прогнозирования во многом близок к традиционному процессу поэтапного планирования внешнеэкономической деятельности.

Очевидно, что предлагаемая выше классификация внешнеэкономи­ческих прогнозов по функциональному признаку предопределяет и стро­гую последовательность их разработки от исследовательских через про­граммные — к организационным.

В современной научной литературе часто также используют другую, близкую к описанной выше, классификацию прогнозов на активные и пассивные. Под первыми подразумеваются такие, когда разработчик в про­цессе выработки прогноза заранее принимает собственные действия, пред­посылки и управленческие решения, которые целенаправленно формируют желательный для него конечный прогнозный результат. При пассивном прогнозе разработчик, напротив, пытается лишь предсказать варианты развития конечных событий, не имея, однако, возможности как-либо управ­лять этими событиями, формировать их прогноз в нужном, выгодном для себя направлении. Аналогию в последнем случае можно провести с пого­дой: ею трудно управлять, но учитывать прогнозы всем крайне важно.

И наконец, с позиций пользователя прогнозы можно также подразде­лять на предсказательные и предуказательные. Под первым подразумева­ется прогнозное суждение, отражающее один, но всегда наиболее вероят­ный вариант развития событий, т.е. попытки дать конкретный ответ на вопрос «что будет?», оставляя как бы в стороне вероятностную, много­вариантную сущность и природу прогноза, в то же время давая вполне конкретное суждение о перспективах развития анализируемого явления. Такого рода прогнозы наиболее характерны для краткосрочной перспек­тивы, когда крайне ограниченный горизонт прогнозирования не позволяет детально рассматривать и объективно оценивать последствия многовариант­ного сценария. Краткосрочные (конъюнктурные) прогнозы предсказатель­ного характера исходят из предположения, что в прогнозируемом периоде не произойдет каких-либо существенных качественных внутриструктур-ных изменений в развитии исследуемого объекта, касающихся его сущ­ности и основных факторов формирования. Однако будут иметь место неко­торые количественные изменения в рамках тенденций и закономерностей, наблюдавшихся в пределах базового периода предыстории.

Во внешнеэкономической сфере одповариантные прогнозы, носящие ярко выраженный предсказательный характер, наиболее часто используют в процессе разработки оптимальной тактики выступления на рынке на краткосрочную перспективу.

В подавляющем большинстве случаев средне, а тем более долгосроч­ные прогнозы должны обязательно носить предуказатсльный много­вариантный характер, когда разработчик ставит задачу дать по возмож­ности весь набор (веер) возможных направлений развития исследуемого явления на рассматриваемую перспективу, оценивая при этом степень вероятности того или иного варианта. В рамках такого рода прогноза глав­ным будет не просто попытка предвидеть то, что будет, но дать широкую палитру возможных вариантов на базе широкого набора предпосылок и допущений, четко сформулированных в процессе проведения прогнозного исследования. Средне- и долгосрочный характер такого рода прогнозов дает их пользователю реальную возможность для серьезного анализа воз­можных рыночных ситуаций на перспективу и своевременной подготовки мер по их использованию в рамках разработки вариантов стратегии своего поведения на рынке.

Прогнозы предсказательного типа в отличие от прогнозов предуказа-тельных с чисто методологических позиций целенаправленно носят как бы упрощенный одновариантный характер, однако именно благодаря этому они общепонятны, легко интерпретируются и, что особенно важно, в конеч­ном итоге поддаются более четкой оценке степени их реальной сбыва­емое™ и возможности практического использования.

В арсенале современной науки известно более 100 различных мето-. дов и приемов прогнозирования, отличающихся по своему инструмен­тарию, области применения, научной обоснованности и требованиям к исходной информации. Результаты прогнозирования, их качество, дока­зательность и надежность в свою очередь в решающей степени зависят от правильности выбора и корректности использования того или иного метода или их группы (системы), логического соответствия используемых мето­дов объекту исследования и поставленной конечной цели. Опыт свиде­тельствует, что для разработки, например, конъюнктурных прогнозов раз­ных мировых товарных рынков могут применяться одни и те же методы, как два или несколько независимых и различных по своей природе мето­дов часто дополняют друг друга при совместной разработке прогноза по одному из рынков.

Задача прогнозиста состоит в том, чтобы, учитывая специфику объекта прогнозирования, оптимальным образом отобрать и квалифицированно

Весьма характерным примером краткосрочных прогнозов предсказатель­ного типа являются прогнозы Гидрометеоцентра на один или несколько дней, когда предлагается лишь один (но наиболее вероятный) вариант изменения погоды, при этом, как правило, не сопровождающийся возможными прогнозными альтернати­вами и формулировкой допускаемых при этом предпосылок использовать комплекс доступных ему методов прогнозирования в целях достижения наиболее надежных конечных результатов.

Наши рекомендации