Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участ­ников. Однако основную роль в формировании мировых торговых пото­ков и установлении правил ведения международного бизнеса играет срав­нительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в форми­ровании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации,

Всемирная торговая организация: глобальное регулирование торговли - student2.ru

необходимо более подробно рассмотреть организационную структуру, функции, основные принципы и соглашения, составляющие правовую основу ВТО.

Организационно-правовая основа ВТО. Всемирная торговая орга­низация была основана в 1995 г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Систе­ма ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый «Уругвай­ский раунд» привел к подписанию 15 апреля 1994 г. в Марракеше заклю­чительного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизнеса. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юриди­ческий статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяю­щий права и обязанности правительств в сфере международной торгов­ли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собствен­ности (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способство­вание экономическому росту и повышению экономического благосостоя­ния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны -— члены ВТО, которых на май 20П4 г. насчитывается 145, решают эти задачи путем конт­роля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механиз­мом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведе­ния обзора национальной экономической политики государств. ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торго­вой политики и значительную часть международной коммерческой прак­тики, т.е. международного бизнеса.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министер­ская конференция, которая собирается как минимум раз в два года. Пер­вая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-лстию ГАТТ-ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 г. в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Четвер­тая конференция состоялась в ноябре 200! г. в Дохе (Катар). В сентябре 2003 г. в г. Канкун (Мексика) состоялась пятая Министерская конферен­ция, на которой была сделана попытка договориться о дальнейшем разви­тии многосторонних торговых переговоров.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того. Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и администра­тивным вопросам (рис. 4.1). Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопро­сов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развива­ющихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торго­вые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников. В отличие от подобных органов других между­народных организаций, он не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.

Процедура присоединения к ВТО. Более 30 государств все еще имеют в настоящее время статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большин­ство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товар­ные организации.

Процедура присоединения к ВТО была выработана за полвека ее существования. Она довольна сложна и состоит из нескольких этапов, которые, как показывает опыт, длятся несколько лет. Указанные ниже про­цедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политиче-ского режима присоединяющейся страны. После этого начинаются кон­сультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя. Эти кон­сультации и переговоры, как правило, проводятся на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами — членами ВТО. Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые при­соединяющаяся страна предоставит членам ВТО по доступу на се рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по со­глашениям, вытекающим из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискримина­ции на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соот­ветствующей жалобой в орган по урегулированию споров, решения кото­рого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторон­них переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены официальными документами:

докладом рабочей группы, где излагается весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

протоколом о присоединении, юридически оформляющим достиг­нутые договоренности;

списком обязательств по тарифным уступкам в области торговли товарами и сельского хозяйства;

списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО явля­ется приведение их национального законодательства и практики регули­рования внешнеэкономической деятельности в соо1ветствие с положе­ниями пакета соглашений Уругвайского раунда. Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Основополагающие принципы ВТО. Страны — члены ВТО дейст­вуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же усло­вия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международ­ной торговли и торговой политики следующие.

Режим наибольшего благоприятствования — принцип недискрими­нации на таможенной границе. Любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства — члена ВТО.

Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.

Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промыш­ленности страна может осуществлять защиту, основанную только на тамо­женных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.

Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обя­зательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договари­вающимися сторонами, которые не могут повышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяй­ственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами.

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обяза­тельств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает возможность уста­новления ограничений на импорт или временную отмену тарифных усту­пок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конку­рирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отноше­нии друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.

Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение помощи развивающимся странам и обеспечение более благо­приятных условий доступа их товаров на мировые рынки.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регули­рование торговли этими товарами путем установления промышленно раз­витыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкуренто­способных развивающихся стран.

Основные функции ВТО. Все страны —члены ВТО принимают обя­зательство по выполнению примерно 30 основных соглашений и юриди­ческих инструментов, объединенных термином «многосторонние торго­вые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений, нормами и правилами которого регули­руется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

С целью достижения большей согласованности в проведении глобаль­ной экономической политики ВТО сотрудничает с МВФ и Международ­ным банком реконструкции и развития (МБРР), включая филиальные учреждения последнего.

Финансовые операции, связанные, в частности, со шкалой взносов в ВТО и распределением расходов между ее членами, основываются на практике ГАТТ. Каждый член ВТО обязуется без задержек вносить свою долю в покрытие расходов ВТО в cooi встствии с финансовыми правилами, одобренными Генеральным советом.

ВТО имеет статус юридического лица. Каждый член ВТО делегирует такие права организации, которые могут быть необходимы для выполне­ния ее функций. Каждому члену ВТО предоставлены в свою очередь такие привилегии и свобода действий, которые необходимы им для выполнения своих функций как членов '>той организации. Официальным сотрудникам ВТО и представителям стран-участниц предоставлены привилегии и имму­нитет, необходимые для независимого выполнения их функций. Они ана­логичны условиям, оговоренным в Конвенции по привилегиям и иммунитетам специализированных учреждений, одобренной Генеральной Ассам­блеей ООН 21 ноября 1947 г.

ВТО будет продолжать принимать решения путем консенсуса, следуя практике ГАТТ. В тех случаях, когда решение не может быть достигнуто путем консенсуса, спорный вопрос решается путем голосования большин­ством голосов. На заседаниях Министерской конференции и Генерального совета каждый член ВТО имеет один голос (ЕС при голосовании распола­гает числом голосов, равным его участникам — членам ВТО).

Решения о присоединении новых членов принимаются Министерской конференцией, которая должна одобрить договоренность об условиях при­соединения большинством в 2/, голосов членов ВТО. Каждому члену ВТО предоставляется возможность выхода из Соглашения об образовании ВТО с письменным оповещением об этом Генерального директора ВТО за шесть месяцев. Такой выход будет относиться и к многосторонним торговым со­глашениям.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, стро­ительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руко­водствуясь собственными правилами и нормами.

ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом излагаются взаим­ные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и тре­тий блоки включают соответственно списки начальных взаимных усту­пок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекомму­никаций). Таким образом, в торговлю услугами входят не только услуги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и пот­ребляемые иностранными физическими и юридическими лицами в преде­лах национальной территории каждой страны — участницы ВТО.

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собст­венность определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллектуальной собственности. К таким принципам отно­сятся взаимное предоставление национального режима и режима наиболь­шего благоприятствования, а также недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими между­народными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслу­живания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, рас­кладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.

Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того страны-члены должны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие аналогичные нарушения.

В рамках ВТО определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты таможенными органами на границе с целью предотвраще­ния ввоза пиратских товаров вплоть до их уничтожения. Затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, опре­деляется порядок разрешения споров.

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что прак­тически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барь­еров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на инди­видуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях — отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя — это понижение стоимости жизни благодаря снижению протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования ГА ТТ-ВТО было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Подготав­ливаемая реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 г., устраняет ограничения на объем импорта указанных товаров.

Участие стран в деятельности ВТО предоставляет более широкий выбор товаров и услуг, что также является несомненным преимуществом свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностран­ной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкурен­ция стимулирует максимально эффективное национальное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпуска­емой продукции, а цена и качество определяют конкурентоспособность фирмы и ее продукции.

В результате более активного товарообмена развиваются новые тех­нологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. Увеличение экспорта повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции национальных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Протекционизм не может решить эту проблему.

Недискриминационный подход, прозрачность, большая определен­ность условий торговли и их упрощение — все это способствует пониже­нию расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благо­приятного климата для международного бизнеса. В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций создаст дополнительные рабочие места и повышае i благосостояние насе­ления в целом.

ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с дру­гими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в дея­тельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учрежде­ниями системы ООН. Многие из этих организаций имеют статус наблю­дателя в одном или нескольких комитетах, советах или рабочих группах ВТО. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает разви­тие и регулирование международного бизнеса и совершенствование много­сторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики.

Основные термины и определения

Организация Объединенных Наций (ООН) основана в 1945 г. По состоя­нию на май 2004 г. членами ООН являются 194 государства. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке (США).

Всемирная торговая организация (ВТО) основана в 1995 г. на базе Гене­рального соглашения о тарифах и торговле. Членами ВТО состоят 145 государств (2004 г.). Штаб-квартира ВТО находится в Женеве (Швейцария).

Генеральное соглашение но тарифам и торговле (ГА ТТ) заключено в Женеве в 1947 г. 23 государствами. Его основные принципы и соглашения легли в правовую основу и практическую деятельность ВТО.

Уругвайский раунд (1986—1994 гг.) — последний раунд переговоров ГАТТ, который привел к подписанию Марраксшского соглашения о соз­дании ВТО как специализированного учреждения системы ООН.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) охватывает ГАТТ-94, а также соглашения по сельскому хозяйству, по техническим барь­ерам в торговле, по инвестиционным мерам, по правилам проис­хождения, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам и др. С ! января 1995 г. ГА ТС вошло в качестве неотъемле­мой и составной части в пакет документов о создании ВТО.

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собствен­ность (ТРИПС). С 1 января ТРИПС вошло в качестве неотъемле­мой и составной части в пакет документов о создании ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования означает недискриминацию товаров и услуг, когда любой из членов ВТО одинаковым обра­зом относится к импортируемым товарам и услугам из любого другого государства — члена ВТО.

Вопросы для самоконтроля

Какие имеются взаимные предпосылки для сотрудничества между бизнесом и межправительственными учреждениями?

Назовите основные функции и основные учреждения ООН, создающие инфраструктуру для более успешного функциониро­вания международного бизнеса.

Приведите примеры проектов ЮНКТАД по развитию предприни­мательской деятельности.

На что направлена координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК?

Какую роль играет Международная финансовая корпорация для развития частных предприятий?

Как сотрудничество в рамках «Глобального договора» может спо­собствовать решению глобальных проблем?

Раскройте роль и место ГАТТ—ВТО в либерализации и много­стороннем регулировании мировой торговли.

Что составляет правовую основу ВТО?

9. Охарактеризуйте организационную структуру ВТО.
10. Какова процедура присоединения новых стран к ВТО?
Н. В чем состоят основополагающие принципы ВТО?

Проанализируйте основные функции ВТО и их влияние на разви­тие международного бизнеса.

С какими международными организациями активно сотрудничает ВТО?

Литература

ВТО и национальные экономические интересы России/Под ред. И.С. Королева. М.: Наука, 2003.

Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М: Консалтбанкир, 2000.

Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональ­ных основ рыночной экономики/Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2002.

Доклад о развитии человека за 2003 год. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударствен­ная договоренность об избавлении человечества от нищеты. Минск: Юнипак. 2003.

Киреев А.И. Международная экономика. В 2-х т. М.: Между­народные отношения, 1997.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. 5-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

Организация Объединенных Наций. Основные факты. Справоч­ник/Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2000.

Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. М., 2000.

Управление международным обменом товаров, услуг, капитала. Учебник/Под ред. Э.Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004.

Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х т. М.: Экономика, 2001.

Global Development Finance. Striving for Stability in Development Finance. Washington, World Bank, 2003.

Global Economic Prospects and the Developing Countries 2003: Investing to Unlock Global Opportunities. Washington, World Bank, 2003.

Nelson J. Building Partnerships: Cooperation between the United Nations system and the private sector. New York: United Nations Department of Public Information, 2002.

Tesner S. The United Nations and Business: A Partnership Recovered. New York: St. Martin's Press, 2000.

World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives. New York and Geneva, United Nations, 2003.


Наши рекомендации