Ростовский международный институт экономики и управления

РОСТОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По написанию курсовых работ

для студентов РМИЭУ

Ростов - на - Дону

2013 г.

Печатается по решению Учёного совета Ростовского международного института экономики и управления

Составители: к.э.н., доц. Бондаренко Н.П.

Редакционный совет: д.с.н., проф. Лисс Э.М.

Настоящие рекомендации предназначены для студентов Ростовского международного института экономики и управления. Пособие содержит требования к структуре, содержанию и оформлению курсовой работы, организации её выбора, порядка выполнения и защиты. В данных методических указаниях учитываются особенности исследовательской работы в рамках различных учебных дисциплин направления «Экономика».

© Ростовский международный институт экономики и управления, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

1 . Назначение и цели курсовой работы…………………………………….4

2. Выбор и утверждение темы ………………………………………………..6

3. Руководство и консультирование ………………………………………….6

4. Порядок выполнения курсовой работы ……………………………………7

5. Общие требования к содержанию, изложению и стилю текста курсовой

работы …..…………………………………….……………………………………5

6. Структура курсовой работы ……………………………………….……….8

7. Оформление иллюстраций, таблиц, формул, списков, ссылок ……………..

8. Представление и защита курсовой работы ………………………… ....18

9. Курсовые работы на комплексные темы ……………………………...…20

10. Итоговые пожелания ……………………………………………………….21

11. Особенности и тематика курсовых работ по микроэкономике

12. Особенности и тематика курсовых работ по дисциплинам финансового

блока

13. Особенности и тематика курсовых работ по экономике предприятия

Приложение А. Титульный лист ……………………………………………….23

Приложение Б. Бланк рецензии на курсовую работу …………………………24

Приложение В. Пример содержания курсовой работы .…………………...…25

НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа - это обязательный этап учебного процесса, выполняемый студентом индивидуально под руководством преподавателя. Курсовая работа – самостоятельная разработка студентами конкретной темы с элементами научного исследования, отражающая приобретенные студентами теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать собранный материал, делать соответствующие выводы и предложения.

В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

- углубление или закрепление знаний по дисциплине;

- расширение объёма знаний по дисциплине;

- формирование навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала;

- закрепление навыков работы с литературой и другими источниками;

-обучение проведению аналитических обзоров информации, теоретических данных и их систематизации;

- умение осуществлять отбор информации, выделять наиболее существенные стороны экономического явления или процесса в рамках ограничений объёма представления результатов исследования;

- отработка навыков оформления материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Начало курсовой работы носит характер тематического конспекта. Тематический конспект – конспект-собрание цитат, в котором цитаты из разных источников или пересказ различных авторских мыслей (аргументы, статистика, выписки или части текста, цитаты, результаты исследований, нормативно-правовые документы) группируются по рубрикам, раскрывающим содержание определённой тематики. В средней части работы, на основе изучения материалов, статистики или показателей выдвигается тезис, некая идея или концепция, требующие доказательства или необходимые для решения проблемы. В заключительной части работы приводится аргументация предложений и рекомендаций.

В зависимости от задания, желания студента и его способностей может выполняться в соответствовать уровню исследования:

- широкий обзорный;

- узкий специализированный;

- исследовательский;

- поисковый;

- инновационный;

- конкретно-проблемный;

- рассчётный.

Студент выбирает уровень выполнения курсовой работы в зависимости от своих возможностей, планов, целей, но не ниже (ýже) обозначенного в задании.

ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

Тема курсовой работы по конкретной дисциплине выбирается студентом самостоятельно из типовой тематики, разработанной и утвержденной на кафедре и отражающей, в зависимости от дисциплины, отдельные вопросы на мега-, макро- или микроуровнях экономической деятельности. Преподаватель или группа преподавателей, ведущих занятия по данному курсу ежегодно обновляют перечень тем. Утвержденная тематика курсовых работ доводится до студентов.

Студент, ознакомившись с тематикой курсовых работ, выбирает тему и уровень ее выполнения, исходя из содержания курса, своих интересов, целей и личных дальнейших планов. При этом необходимо руководствоваться положениями, изложенными в разделе I в настоящих методических рекомендациях и советах научного руководителя.

Для того, чтобы выбор темы был осуществлён наиболее правильно, студенту целесообразно изучить соответствующий раздел учебного курса по учебнику, конспектам лекций, литературе, рекомендуемой к данному разделу дисциплины, осуществить поиск по интернет-ресурсам.

Основными источниками фактических данных являются общие и от­раслевые статистические сборники и справочники, например, о социально-экономическим развитии России, внешнеторговой деятельности, развитии других стран и мировой экономики в целом. Статистические сборники изда­ются периодически. При подготовке курсовой работы необходимо использо­вать последние издания этих сборников (рекомендуемый период 3-5 лет в зависимости от специфики учебной дисциплины, по которой выполняется работа, и содержания рассматриваемой проблемы). Данные статистического характера можно найти в соответствующих журналах и газетах, например: «Вопросы экономики», «Российская газета», «Российский внешнеэкономический вестник», «Ми­ровая экономика и международные отношения», «Финансы», «Экономист» и др.

Студент имеет право предлагать свой вариант темы курсовой работы по данной дисциплине или изменить предложенную темы, придав ей желаемую направленность в соответствии с положениями раздела I настоящих рекомендаций. Закрепление темы курсовой работы за студентом утверждается приказом ректора.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ИЗЛОЖЕНИЮ И СТИЛЮ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа относится к строго определённому жанру – научное произведение. Исходя из этого, материал работы должен быть изложен строгим лаконичным научным языком без применения литературно-художественных оборотов, ассоциаций, субъективной критики, оборотов бытовой и повседневной речи.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предпо­лагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, на­пример, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями, например, «выявлено», «показано», «как демонстрируют данные», «можно сделать вывод», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я».

В процессе подготовки курсовой работы можно порекомендовать использовать следую­щие функционально-синтаксические и специальные лек­сические средства:

- средства, указывающие на последовательность из­ложения: вначале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т. д.); впоследствии; после;

- средства, указывающие на противопоставление от­дельных тезисов изложения: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее;

- средства, указывающие на наличие причинно-след­ственных отношений: следовательно; поэтому; по­тому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;

- средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к ;рассмот­рим; такие как; остановимся на; подчеркнем следующее;

- средства, подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заклю­чение отметим; на основе сказанного; следовательно.

Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия: данный; этот; такая; приведённые выше; названные; упомянутые; указанные.

В тексте работы не допускается применение сокращения слов. Исключениями являются сокращения установленные правилами русской орфографии (и т.д., и т.п., т.е.), общепринятые сокращений единиц измерения (руб., кг, тыс.чел.) и аббревиатуры (ЖКХ, ООН, ЕС). Расшифровка последних приводится в «Списке сокращений».

Не допускается:

- применять сокращения слов, кроме указанных выше (например, «з/п», «с/с», «гос. аппарат», «выч. систе­мы» и т. п.);

- сокращать обозначения единиц физических вели­чин, если они применяются без цифр;

- употреблять математические символы и знаки <,>,=,№,% без цифр и вместо слов «меньше», «больше», «рав­но» и т. д.;

- использовать индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ISO и др.) без регистрационного номера;

- применять различные научные термины (категории), близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия, явления, объекта;

- применять обороты разговорной и бытовой речи, профессионализмы;

- использовать иностранные слова и термины.

Студент, выполняющий курсовую работу на соответствующем уровне сложности (обзорный, специализированный, конкретно-проблемный, рассчётный), в соответствии с индивидуальным планом работы и с поставленными целями должен учитывать следующие требования:

1. Тема курсовой работы обсуждается с научным руководителем и должна носить (как и главы работы) проблемный характер. При выборе темы курсовой работы студент должен учитывать содержание своих предыдущих работ и соблюдать преемственность тематики исследовательской работы.

2. Главы, параграфы, пункты должны иметь заголовки, отражающие их содержание. В названии заголовка должна присутствовать проблема. В названиях глав и параграфов должны быть «распределены» отдельные положения темы курсовой работы.

3. Рекомендуемое число глав в курсовой работе - две.

4. Работа выполняется компьютерным способом. Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4. Текст работы - Times New Roman, 14 пт, через полтора интервала.

5. Нумерация страниц производится внизу страниц по центру цифрами без различных сопровождающих символов. Титульный лист является первой страницей. 1-3 листы работы (титульный лист, бланк рецензии, оглавление) не нумеруются. Первая цифра нумерации (это страница 4) ставится на первой странице введения.

6. Общий объем работы не должен превышать 30-35 страниц машинописного текста (без приложений), но быть не менее 20-25 страниц.

7. Размеры полей: верхнее, нижнее и левое – 20 мм, правое – 10 мм. Основной текст выравнивается по ширине, с отступом первой строки 1,25 см.

8. Курсовая работа экономической направленности в обязательном порядке должна содержать следующие компоненты (с учётом специфики избранной темы): схемы, графики, табличные и статистические данные.

СРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Недобросовестно и небрежно выполненные работы, а также работы, оформление которых не соответствует требованиям, приведённым ниже, не могут быть признаны удовлетворительными и допущены к защите.

Содержание курсовой работы обосновано традиционным подходом к формированию структуры научных исследований. Исходя из этого, оглавление курсовой работы складывается из следующих основных элементов:

Титульный лист;

Бланк рецензии;

Содержание с указанием страниц начала каждого раздела, параграфа пункта;

Введение;

Основная часть с подразделением на главы и параграфы;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

Титульный лист оформляется в строгом соответствии с установленным образцом (Приложение А). Титульный лист является первой страницей работы, но номер на ней проставляется. Затем следует бланк рецензии (см. приложение Б).

Оглавление помещается после бланка рецензии, оно состоит из перечня составных частей, разделов, глав и параграфов основной части работы, всех приложений. Вверху страницы, посередине, жирным шрифтом пишется «СОДЕРЖАНИЕ». Пример оформления оглавления курсовой работы представлен в Приложении В. Оглавление курсовой работы должно быть напечатано в таблице, границы которой затем следует скрыть. Все названия приводятся полностью. Заголовки глав и параграфов, указанные в оглавлении, должны быть идентичныих названиям в тексте работы. Для раздела заголовка и названия раздела, параграфа указывается номер страницы, где оно находится в тексте работы.

Необходимо, чтобы каждая глава по содержанию представляла собой как бы сумму смысловых содержаний своих параграфов, а тема – глав.

Заголовки разделов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названияглав печатаются прописнымибуквами. Остальные названия – строчнымибуквами. Шрифт – полужирный, без подчёркивания.

Разделы «Введение», «Заключение», «Список использованных источников и «Приложения» не нумеруются. Основная часть курсовой работы включает 2 главы. Они нумеруются арабскими цифрами (1., 2.) без знака «№». После указания номера главы ставится точка.

Каждый раздел необходимо начинать с нового листа. Параграфы и подпункты продолжают на текущей странице.

Параграфы и пункты нумеруются также двумя арабскими цифрами через точку, вторая из них с точкой на конце обозначает по­рядковый номер параграфа в пределах данной главы: параграфы – 1.1., 1.2., 1.3., пункты (при более дробном делении текста) – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3. После заголовка главы, параграфа или пункта точка не ставится. Заголовки параграфов и подпунктов записывают с абзаца, строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Допускается, но не приветствуется, чтобы заголовок состоял из двух предложений. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Структура курсового исследования, представленная в оглавлении, не должна иметь «висячих» глав, т.е. каждая глава не может не иметь параграфов. Каждая глава обязательно имеет не менее 2-х параграфов. Разбивка параграфов на пункты производится по усмотрению автора (но не более 4).

Между главами и между параграфами в составе главы непременно должна существовать логическая связь. Чтобы эта связь была более явной используются специальные обороты: «как было показано в п. 1.2», «более подробно данный аспект будет рассмотрен во 2-ой главе» и т.п. Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста.

Материал в курсовой работе должен располагаться по принципу «от общего к частному». Первая глава носит общетеоретический характер: генезис (история) проблемы, основные понятия и сущность явления, классификация, формы проявления, причины, общемировые тенденции и т.п. Вторая глава носит конкретный характер: проявление описанной в первой главе проблемы применительно к отечественной экономике, расчёты показателей деятельности хозяйствующего субъекта и т.п.

Введение, объём которого составляет 2-3 страницы, должно содержать (абзацы):

1. Обоснование актуальности выбранной темы. Актуальность обосновывается в трех направлениях:

а) важности с позиций политики государства , направлений развития экономики и целей, стоящих перед организацией;

б)недостаточной разработки и дискуссионности теоретических положений и подходов к решению проблемы, специфики объекта изучения;

в) нерешенности в хозяйственной практике поднимаемых вопросов (проблем).

2. Степень разработанности проблемы. Указываются отечественные и зарубежные ученые-экономисты, занимающие проблематикой курсовой работы и сделавшие соответствующий вклад в развитие методологии рассматриваемых в курсовой вопросов. По сути, оценка степени разработанности проблемы – обзор литературы по теме исследования.

С одной стороны, обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источ­ники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном со­стоянии изученности темы. С другой стороны, курсовая работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. Неза­чем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе.

Следует отметить, что работы авторов, перечисленных во введении должны обязательно получить отражение в списке использованной литературы.

3. Формулировку цели и задач работы. Цель работы формулируется по следующему принципу: «на основе чего – что сделать – для чего». Число задач не должно быть менее общего числа параграфов. Задачи работы должны соответствовать содержанию параграфов и приводиться в таком же порядке. При перечне задач используется маркер «-». Каждая задача начинается с глагола: рассмотреть, осуществить, выявить, классифицировать, обосновать и т.п. Формулировка каждой задачи приводится с маленькой буквы, в конце ставится точка с запятой.

4. Описание структуры работы: количество разделов, глав, параграфов и приложений и их краткое содержание.

В процессе подготовки работы, подборе материала и исследовательского поиска элементы введения (цель, задачи) могут изменяться, поэтому введение лучше писать после того, как сформирована основная часть работы.

Основная часть работы содержит критический анализ различных точек зрения на изучаемые проблемы (по литературе и другим источникам информации), обобщения, обоснования, классификации теоретических подходов, разрабатываемые варианты (альтернативы) и другие результаты, полученные автором.

В зависимости от объема и построения этой части работы она делится на необходимое количество пунктов, обязательно включает необходимое количество графиков, таблиц и схем. Каждый параграф или пункт в заключении должен иметь промежуточный вывод, позволяющий определить роль параграфа или пункта в разработке проблемы и, соответственно, структуре работы.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам работы и соответствовать перечню решаемых задач, поставленных во введении. При правильной организации курсовой работы, результаты исследования, приведенные в заключении – это перечень промежуточных выводов, полученных в параграфах и пунктах. Непосредственно выводам в заключении должна предшествовать вводная часть о важности и актуальности проблематики проведённой автором работы.

Предложения по использованию результатов должны сопровождаться объяснениями и результатами расчетов (если проводились), обоснованием получаемой от этого индивидуальной, коллективной, общественной или какой либо другой выгоды и значимости.

Рекомендуется следующая примерная структура и соотношение отдельных частей работы: введение - 5-10% , основная часть -80-85% , заключение - 5-10%.

Список использованных источниковявляется составной частью работы и характеризует глубину проработки выбранной для работы темы. Список литературы должен включать не менее 15 источников. Все источники располагаются по алфавиту (фамилий авторов, названий) и нумеруются арабскими цифрами. Фамилия автора, редактора работы отделяется от инициалов запятой.

Использованная литература располагаются по алфавиту в следующем порядке:

1. Законы и нормативно-правовые акты. Перечень законодательных и нормативных документов приводится в следующем порядке:

а) Конституция, Кодексы Российской Федерации;

б) Законы РФ;

в) Постановления Правительства РФ;

г) Указы Президента РФ;

д) Инструктивные письма, методические указания комитетов и министерств РФ.

2. Отечественные монографии, статьи и Интернет-ресурсы (на русском языке).

3. Зарубежные монографии, Интернет-ресурсы статьи (на иностранном языке).

Список использованных источников в конце работы должен содержать всю литературу, на которую есть ссылки по тексту курсовой работы. Список используемых источников – перечень литературы, реально используемой в ходе написания курсовой работы и приводимой в ссылках. Литература, на которую нет ссылки из текста работы, не должна превышать 20% списка.

Список использованных источников оформляется следующим образом:

а) Книги, учебники, монографии:

1. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег – М.: Прогресс, 2010. - 150 с.

2. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Т. 1. Соч. в 3-х т. – М., 1955. – 560 с.

3. Levy, D. The Transactions Costs Approach to Vertical Integration: An Empirical Investigation// Review Economics Statistics. - 2008. - #67. - P.438-445

б) Журналы, сборники статей:

1. Алёхин, В.В. Рыночные и институциональные факторы развития инновационного предпринимательства в России: проблемы, инструменты, устойчивость// Сб.: Модернизация российской экономики: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции 15 апреля 2011 года/ Под общей редакцией Э.М. Лисс, Н.П. Бондаренко – Ростов-на-Дону, 2011 – С.142-147

2. Силин А. Государственная собственность и налогооблагаемая база. //Экономист. - 2010.- №10. - С.12-15

в) Интернет-ресурсы:

1. Лисовский, П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети / П. Лисовский // Справочник экономиста. - 2012. - № 7. – Режим доступа: www.profiz.ru/se/7_2012/plan_apteki/

1. Энциклопедия лекарств и товаров аптечного назначения – Режим доступа: www.rlsnet.ru.

3. Эйтингок, В.Н., Анохин, С.А. Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы. // Аналитика и бизнес планирование. - Режим доступа: www.seminars.ru

В указании использованного интернет-ресурса помимо электронного адреса обязательно должна содержаться информация об авторе и/или названии материала.

В качестве приложений выделяют вспомогательные материалы, которые могут загромождать текст основной части работы, но которые необходимы для более полного освещения методов и результатов работы. К вспомогательным материалам относятся громоздкие иллюстрации (схемы, рисунки таблицы), статистические данные, промежуточные расчеты, формы финансовой отчетности, первичные документы, распечатки результатов расчетов и т.п. Если приложений несколько, их последовательно обозначают буквами: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б...

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. На следующей строке строчными буквами симметрично текста указывается название приложения без переноса слов, кавычек и точки в конце. Текст приложения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению основного текста. Если приложение вклю­чает в себя таблицы, рисунки, формулы, то их нумерация осуществляется в пределах конкретного приложения. Например, обозначение номера таб­лицы в форме «Таблица А.1» означает, что она имеет первый номер в приложе­нии А. Аналогично нумеруются рисунки и формулы.

На соответствующий элемент приложения обязательно должна быть ссылка по тексту. Возможны следующие варианты обращения к таблицам, приложениям, рисункам приложений: (Приложение А); (рисунок 1 в приложении Б); (таблица 3 в приложении А); Данные, приведённые в таблице 3 приложения А свидетельствуют о… ; График, представленный на рисунке 2 в приложении Б демонстрирует положительную тенденцию…

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ТАБЛИЦ, ФОРМУЛ,

СПИСКОВ, ССЫЛОК

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) даются по тексту работы, после первого обращения к ним или на следующей странице, с пояснениями и с названиями. При необходимости и наличии соответствующих технических средств иллюстрации могут быть выполнены в различных цветах. При их громоздкости – в приложении к курсовой работе. Все виды иллюстраций (схемы, рисунки, диаграммы, графики) имеют одно общее название – «Рисунок». Название помещают под иллюстрацией, слева без абзацного отступа, перед ним ставят обозначение словом «Рисунок (номер)» и нумеруют последовательно двумя арабскими цифрами через точку в пределах главы без значка «№». Первая цифра нумерации – номер главы, вторая – порядковый номер иллюстрации в главе. После номера рисунка и в конце его названия точки не ставятся. После номера дается название соответствующей иллюстрации. Номер рисунка отделяется от его названия знаком «-». Шрифт и размер названия иллюстрации соответствует основному тексту работы: Times New Roman, 14 пт. Например:

Рисунок 1.1 – Основные элементы системы управления персоналом

Текст курсовой работы отделяется от рисунка одной строкой: до иллюстрации и после названия. Обращение к иллюстрации из текста работы обязательно и может осуществляться прямо из текста работы через прямое указание на неё, либо путём вставки в конце предложения, перед точкой «(рисунок 1.1)».

Таблицы. Цифровой материал оформляется в виде таблиц, являющихся одной из наиболее наглядных и простых форм представления текстового или цифрового материала в экономических курсовых работах. Таблица - это система горизонтальных строк и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками.

Таблицы нумеруют арабскими цифрамисквозной нумерацией или в пределах главы. В последнем случае номер состоит из двух цифр разделённых точкой: первая указывает номер главы курсовой работы, вторая – порядковый номер таблицы в главе (например, Таблица 2.1). После последней цифры точка не ставится. Таблицы должны иметь заголовок, отражающий ее содержание и цели. Надпись «Таблица (номер)» с указателем ее номера без значка № и точки после номера помещают слева от таблицы без абзацного отступа. Таблица нумеруется арабскими цифрами В этом случае номер таблицы состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – номер главы, вторая – порядковый номер внутри главы. Оформление текста заголовка соответствует оформлению основного текста. Название без кавычек и переносов в словах, без точки в конце, следует помещать над таблицей слева в одну строку с ее номером через тире. После названия таблицы точка не ставится (кроме случаев, когда заголовок таблицы оканчивается сокращением).

Например:

Таблица 2.1 – Динамика основных макроэкономических показателей российской экономики в 2009 – 2012 г.г., трлн. руб.

В конце заголовка таблицы располагается ссылка на источник данных. Таблицу располагают после абзаца, в котором она упоминается впервые, а затем к таблице даются пояснения. Если таблица не умещается на одной странице, она может быть помещена на следующей странице. Если перенос обусловлен большим количеством граф, то на следующей странице каждый раз воспроизводится боковик, а заголовочная часть представляется только нумерацией граф. Если перенос таблицы обусловлен большим количеством строк, то на следующих страницах воспроизводится только нумерация граф. Название таблицы на последующих страницах не воспроизводится, но над правым верхним углом каждого продолжения таблицы делается запись «Продолжение таблицы (номер)».

Разрыв таблицы по страницам осуществляется следующим образом:

Таблица 1.1 - Название таблицы [3, с. 67]

Заголовочная часть (№) Название столбца (графы)1 Название графы 2 Название графы3 Название графы 4 Название графы 5
Боковик   графы

-----------------------------------------Конец страницы-------------------------------------------

Продолжение таблицы 1.1

           
           

Предпочтильнее не разрывать таблицу, а расположить её с новой страницы. Если таблица занимает более 2/3 страницы, ее необходимо поместить в приложение.

Обращение к таблице из основного текста курсовой работы обязательно. Обращение к таблице сходно с обращением к иллюстрации.

Единицы измерения табличных данных могут приводиться в названии таблицы, через запятую после заголовка, если они едины для всех значений, в соответствующих строках или указываются в названиях (заголовках) соответствующих строк или граф.

Заголовки граф и строк боковика формулируются в единственном числе и всегда в именительном падеже. В таблице не должно быть «висячих» строк и столбцов (граф), т.е. все столбцы и строки таблицы должны иметь название. Главные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы в единственном числе; подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть максимально точными и простыми. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставятся. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте.

Желательно, чтобы все цифровые данные в графах имели одинаковое число цифр после запятой. Выравнивание цифр проводится по правой стороне графы, текста – по левой.

Формулы и уравнения помещают на отдельных строках по центру. Номера формул, уравнений обозначают аналогично нумерации таблиц и рисунков в круглых скобках у правого края страницы, без отточия от формулы к ее номеру. Если формул в тексте работы мало (2-3), они могут иметь сквозную нумерацию по тексту работы, т.е. быть пронумерованы без указания номера главы в номере формулы. Формулы и уравнения должны быть выполнены в редакторе формул.

Если номер не умещается в одной строке с формулой, то его располагают в следующей строке ниже формулы. Перенос в формулах допускается делать на знаках соотношений, на отточии, на знаках умножения в виде косого креста. Перенос на знаке деления не допускается. Математический знак, на котором прерывается формула, должен быть повторен в начале второй строки.

При переносе формулы ее номер ставится на уровне последней строки. Номер формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы. Каждая формула должна быть расшифрована после ее написания следующим образом:

- после формулы ставится запятая, указывается номер формулы;

- ниже следует расшифровка символов и обозначений, если они встречается впервые. Для этого на строке ниже ставится слово «где» без двоеточия после него, на этой же строке записывается первый символ и далее (через тире) указывается наименование символа, которое начинается со строчной буквы и может располагаться в нескольких строках, в конце наименования символа ставится точка с запятой;

- каждый отдельный символ и его расшифровка записываются, начиная с новой строки. После наименования последнего символа ставится точка.

Непосредственно название, наименование показателя размещать в «теле» формулы не рекомендуется. Обращение к формуле допускается из любого места работы по номеру.

Списки в курсовой работе могут приводится 2 способами: с использованием нумерации или маркера «-». Использование других маркеров (ромбов, стрелок, точек) не допускается.

Нумерация списка осуществляется одной цифрой с точкой на конце (1., 2., 3.,…). Элемент (пункт) списка начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка. После точки возможны пояснения. Например:

Виды экономической политики:

1. Антимонопольная политика. Она предполагает реализацию комплекса государственных мер, опирающихся на законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

2. Антициклическая политика – совокупность действий правительства, направленных на сглаживание колебаний экономической активности.

3. Политика доходов.

4. Политика занятости

5. Социальная политика.

Если список маркируется, то каждый элемент (пункт) списка начинается с прописной буквы, в конце ставится точка с запятой. Пояснения пунктов и раскрытие их содержания приводятся ниже. В конце последнего пункта такого списка ставится точка. Например:

Основные функции финансовой системы:

- планирование;

- организация;

- стимулирование;

- контроль.

Ссылки. В тексте работы следует применять затекстовыебиблиографические ссылки, т.е. список использованной студентом литературы помещается после текста документа, а обращение к нему осуществляется из текста курсовой работы по ходу изложения материала. Ссылки на литературу приводятся в квадратных скобках двумя числами, разделёнными запятой «,»: первое число указывает на порядковый номер источника в списке использованных источников, а второе – на номер страницы, где находятся цитируемые данные. Перед номером страницы ставится «с. ». Например, в списке использованных источников: 16. Минаева М.Н., Пчелина С.Л. «Международные стандарты финансовой отчетности». – М. : НИУ ВШЭ, 2011. – 256 с. В тексте: [16, c. 62].

Если цитирование производится не по первоисточнику, а по другому источнику, то в начале ссылки ставятся слова: «Цит. по…» (цитируется по). Например, [Цит. по 16, c. 62].

Если фрагмент источника не цитируется, а передается лишь его смысл, то в начале сноски ставится слово: «См.:» (смотри). Например, [См.: 16, c. 62].

Все статистические данные, графики, таблицы, схемы, методики, цитаты, определения, заимствованные из других источников, должны иметь ссылки на источники их получения. Ссылки должны сопровождать каждую цифру (в т.ч. даты) и фамилию, представленные в курсовой работе.

Поскольку анализ литературы по теме исследования является важной задачей курсовой работы, то наличию затекстовых ссылок в работе, их количеству и качественному составу всего списка используемых источников предается особое значение при оценке работы. Поэтому приветствуется, чтобы на каждой странице курсовой работы присутствовала, как минимум, одна ссылка.

ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

Курсовая работа по микроэкономике открывает перечень (цепочку) студенческих курсовых работ. Студент должен серьёзно подумать над темой курсовой работы на 1 курсе, поскольку в дальнейшем рекомендуется развивать и придерживаться выбранной проблематики в курсовых работах на последующих курсах в рамках других предметов и выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях РМИЭУ и иных студенческих межвузовских, региональных и международных конференциях.

Целью студента в процессе выполнения курсовой работы по микроэкономике на первом курсе является анализ максимального объема литературы по выбранной теме, систематизация отобранного материала, рассмотрение множественности теоретических подходов к проблеме исследования.

Работа по микроэкономике включает 2 главы. Первая глава носит общетеоретический харак

Наши рекомендации