Управления антропогенной нагрузкой

Использование понятия внешних издержек позволит нам легче объяснить экономические аспекты управления антропогенной нагрузкой на ОС. Представим себе, что общество принимает решение: предприятие, чья деятельность приводит к возникновению внешних издержек, должно вносить плату в объеме, равном этим издержкам. Вопрос заключается в том, как измерять внешние издержки. Мы увидим, что есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. Начнем со знакомого нам экономического ущерба от загрязнения ОС (рис. 1.7, а).

Предположим, что выбросы равны V1. Тогда суммарные природоохранные издержки составляют S1. Для того, чтобы ввести платеж, равный ущербу, его следует установить на уровне S2. Тогда внешние издержки для предпринимателя станут внутренними и он затратит S1 + S2. Проанализировав свои затраты, предприниматель постарается выбрать такую стратегию, чтобы достигался минимум суммы (S1 + S2). Иначе говоря, он будет руководствоваться теми же соображениями, которые мы принимали во внимание, рассматривая экономический оптимум загрязнения ОС. И собственные издержки на охрану ОС, и нанесенный ущерб становится в равной степени интересными для предпринимателя, так как кто-то подсчитывает ущерб и выставляет предпринимателю за него счет. Поэтому в конечном итоге предприниматель придет к точке Vо оптимума загрязнения (рис. 1.7, б).

В этой точке предельные затраты на обезвреживание выбросов будут равны дополнительной экономии платы за выбросы. Однако такой механизм взимания платы будет относительно громоздким. Всякий раз придется точно оценивать величину ущерба для каждого источника выбросов, что практически не реализуемо. К тому же нельзя будет говорить о налоге на единицу выбросов. Данный налог должен быть определен на весь объем выбросов.

Попытаемся отказаться от принципа компенсации ущерба и от введения платы на выбросы, ориентированной на получение денежного эквивалента нанесенного ущерба. И поставим вопрос по-другому. Мы знаем, какое качество ОС хотим иметь. Наша задача сделать так, чтобы предприниматель был заинтересован выбрасывать в ОС не больше заранее определенного нами объема вредных веществ.

Если мы забудем об ущербе и будем знать только величину допустимых выбросов V*, то плата за выбросы Р* должна соответствовать его предельным издержкам в этой точке (рис. 1.7, в).

Если за каждую тонну выбросов предприниматель платит Р*, то ему нет смысла наращивать их более чем V*. До этих пределов очистка оказывается дешевле, чем внесение платежей за загрязнение. Однако снижать выбросы предпринимателю тоже не выгодно, так как дополнительные издержки на очистку выше, чем экономия по оплате за загрязнение. В результате в виде платежей за выбросы будет собрана сумма Р* · V*, обозначенная как S на рис. 1.7, в. Предположим, что точка V* соответствует экономическому оптимуму загрязнения, то есть V* = Vо (рис. 1.7, г).



Управления антропогенной нагрузкой - student2.ru а   Управления антропогенной нагрузкой - student2.ru б   Управления антропогенной нагрузкой - student2.ru в
Рис. 1.7. Экономические аспекты управления антропогенной нагрузкой:   1 – предельный ущерб; 2 – предельные затраты на очистку выбросов; D – объем ассимиляционного потенциала; W – объем вредных веществ, образовавшихся в процессе производства

Управления антропогенной нагрузкой - student2.ru

г

Управления антропогенной нагрузкой - student2.ru

д

Рис. 1.7. (окончание)

Как видно из рис. 1.7, г, S1 + S2 = S = Vо · Pо = V* · P*, при этом S1 – ущерб, нанесенный природной среде. Но он меньше, чем сумма, собранная в виде платежей, на величину S2. Как интерпретировать эту величину? Вопрос становится еще более сложным, если мы по каким-то соображениям решили, что выбросы должны быть меньше, чем Vо (рис. 1.7, д).

Допустимый уровень загрязнения равен V1. Чтобы предприниматель его не превышал, платеж должен быть Р1. Предприниматель затратит Р1 · V1 = S1 + S2. При этом нанесенный экономический ущерб составит лишь S1, а что такое S2, будет по-прежнему непонятно.

Понять, что же такое S2, можно рассмотрев более подробно понятие ассимиляционного потенциала природной среды.

Наши рекомендации