Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развитияэкономики региона.
Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.
1. Рыночного -- взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. 2. Конкурентного -- усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции -- конкуренции в области качества жизни и инноваций. 3. Производственного -- постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда -- горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности -- соучастием индивида в производственном процессе.
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков -- к диверсифицированным, а в целом -- от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
· производственно-ресурсный потенциал региона;
· структуру регионального рынка;
· кадровый потенциал региона;
· региональный бюджет;
· стратегию развития региона.
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
· внешними поставщиками товаров и услуг;
· внешними потребителями;
· регионами-конкурентами;
· финансовыми организациями;
· транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:
· общеэкономические;
· общеполитические;
· научно-технические;
· природно-экологические;
· демографические.
- Региональная политика Российской Федерации: виды, основные направления.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Следует различать отдельные виды региональной политики.
Экономическая политика направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение экономического равновесия в стране. Экономическая политика подразумевает донорство – извлечение избыточных средств из одних регионов (например, за счет рентных платежей) и дотационность нуждающихся регионов – предоставление им части доходов более благополучных субъектов Федерации.
Социальная политика ставит своей задачей максимально возможное выравнивание уровня жизни, условий труда и быта населения, а также улучшение качества и комфортности социальной среды за счет совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений, решение миграционных проблем, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев.
Экистическая (поселенческая) политика связана с оптимальным использованием территорий в местах расселения, а также при размещении объектов производства (локализованных в инфрастуктуры), протяженных в пространстве.
Экологическая политика диктуется ухудшением состояния окружающей среды в условиях роста промышленного и других видов производства, развития урбанизации, транспорта, коммунального хозяйства и иных источников антропогенного воздействия на природу.
Инновационная политика имеет целью распространение в регионах научно-технических достижений, создание в них научно-производственных объединений и технополисов.
Основные направления и механизмы:
-совершенствование системы стратегического и территориального планирования регионального развития
-бюджетно-финансовые механизмы реализации рег.политики в РФ
-поддержка развития отдельных регионов и применение дифференциального подхода к регионам в гос.политике РФ
-развитие инфраструктуры и стимулирование инвест.активности в регионах
-совершенствование федеративных отношений и повышение эффективности деятельности органов гос.власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления
- Региональная экономическая политика на федеральном и межрегиональном
уровне.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Предметом федеральной региональной политики являются территориальные проблемы национальной экономики (в том числе межрегиональные), отношения центра с субъектами федерации, комплексное регулирование факторов и связей, влияющих на социально-экономическое положение регионов. При этом центр может включаться в решение проблем «малых» регионов, являющихся частями субъектов федерации, имеющих федеральную значимость. Примерами являются: ликвидация чрезвычайных ситуаций, освоение месторождения стратегического сырья, конверсия промышленного узла с оборонными предприятиями и т. д. Предметом межрегиональной политики является пространственная организация внутри региона, например: улучшение транспортной доступности, обеспечение продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов, регулирование отношений субъекта федерации с муниципальными образованиями.
Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, в компетенции которых находится широкий круг вопросов территориальной организации хозяйства и жизнедеятельности.