Организационная культура и ее характеристики. Основные подходы к формированию организационной культуры
Организационная культура - это система норм, правил и моральных ценностей , регламентирующая отношения между членами организации. Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведение (поведение личности). Основная цель организационного поведения заключается в том, чтобы помочь людям более продуктивно выполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации этой цели должны быть сформированы ценностные установки каждой личности в отдельности и всей организации в целом.
Организационная культура является элементом информационной среды деловой организации. Так как сама культура является частью общественной системы, ее деловая культура является составной частью общественной культуры.
В современных условиях появилась новая система взаимоотношений между членами коллектива, для нее был введен специальный термин «Телекомпьютинг». Он означает перемещение в пространстве результатов труда члена организации к месту их использования. Это работа на дому. Появление «передового» стиля работы способствовало создание нового типа организационной культуры. Энтузиасты компьютерных сетей пророчат скорый конец « отсидке» в офисах на казенных стульях. Ведение переговоров на виртуальных Интернет - площадках во многих случаях считается более выгодным с экономической точки зрения, чем организация встреч в офисе одной из фирм. Однако, самые яростные сторонники новых коммуникационных технологий не отрицают высокую эффективность личного общения при установлении деловых контактов. Одним из важных мероприятий по поддержанию организационной культуры, сложившейся в организации, является оценка профессиональной пригодности персонала. Это особенно важно при наборе новых сотрудников. Поддержанию и развитию организационной культуры должна способствовать система профессионального обучения, в процессе которой сотрудники обучаются не только профессиональным навыкам, но и правилам общения с другими членами организации, партнерами по бизнесу и клиентами.
Одним из важнейших элементов организационной культуры является действующая система мотиваций - набор способов побуждения членов организации к активной творческой деятельности для достижения своих личных целей и целей организации.
К обобщенным показателям организационной культуры относится качественный показатель, который называется имиджем организации.
Имидж - это целенаправленно сформированный образ организации. В понятие имиджа входит культура взаимоотношений между людьми, манера работы с партнерами и клиентами, дизайн помещения и даже одежда сотрудников. Нередко для создания имиджа организации привлекаются специалисты в этой области - имиджмейкеры.
Организационная культура современной деловой организации немыслима без использования современных информационных технологий управления, средств, предназначенных для обеспечения связи и коммуникаций. Это показатель современного уровня развития организации наличие деловой страницы в сети Интернет.
Совокупность ценностных ориентации и моральных норм формирует фирменный стиль организации, определяющий ее уникальность и неповторимость в выбранной сфере деятельности. Сила воздействия организационной культуры на деятельность фирмы определяется совместимостью членов организации, интенсивностью, стабильностью и продолжительностью их взаимодействия, отсутствием текучести кадров, наличием совместного опыта работы. Для оценки указанного воздействия принято различать внешнюю и внутреннюю составляющие организационной культуры.
Внешняя сторона организационной культуры - история организации, символика, традиции, церемонии. Они помогают новому работнику быстрее войти в коллектив, понять основную миссию организации, особенности взаимоотношений в коллективе, оценить возможность продвижения по службе, узнать, поощряется ли инициатива исполнителей и как руководитель реагирует на ошибки и промахи подчиненных. К внутренним составляющимотносятся правила и нормы поведения в организации, должностные инструкции, распределение функциональных обязанностей, ценностные ориентации и общая управленческая концепция.