Система государственных органов управления финансами и их функции
Общее (стратегическое) управление финансами РФ в соответствии с ее Конституцией осуществляют высшие органы законодательной власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Они принимают федеральные законы, в соответствие с которыми осуществляется финансовая политика государства.
Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах, сборах, обязательных платежах, устанавливает размер предельного государственного внутреннего и внешнего долга.
Президент РФ определяет цели финансовой политики, регламентирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Оперативное управление финансами осуществляют финансовый аппарат, через который государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики и социальной сферы.
Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, является Министерство финансов РФ.
Функции Министерства финансов РФ:
· составление проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнения, представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;
· разработка и представление в Правительство РФ предложений по формированию и проведению мероприятий по реализации финансовой политики;
· разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;
· управление государственным долгом;
· участие в разработке бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
· обеспечение управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
· разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета, отчетности, аудита и финансового контроля;
· координация бюджетно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
· осуществление по поручению Правительства РФ международного сотрудничества с финансовыми организациями других стран и международными финансовыми организациями.
Министерство финансов возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контрольдеятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) и её налоговые органы на местах ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других обязательных платежей.
Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы: зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ, прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета, составление и представление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) регулирует финансовый рынок страны, деятельность финансовых бирж и профессиональных участников фондового рынка. Важнейший орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики – Банк России (ЦБ РФ). Он функционирует в соответствии с федеральным законом «О Центральном Банке РФ».
Основные цели Банка России: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 2. развитие и укрепление банковской системы РФ; 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Банк России с одной стороны является юридическим лицом и имеет право осуществлять гражданско-правовые сделки, с другой – наделен широкими полномочиями по государственному управлению денежно-кредитной системой страны.
Для достижения своих основных целей Банк России выполняет следующие функции:
· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
· аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства;
· устанавливает правила осуществления наличных и безналичных расчетов в РФ;
· устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности;
· осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
· контролирует деятельность кредитных организаций.
Банк России подотчетен Государственной Думе. Председатель правления ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетентности осуществляют руководство финансами на соответствующих территориях и создают для этого соответствующий финансовый аппарат.