Последовательность действий комиссии, проводящей инвентаризацию
Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов.
Этап первый – подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:
– подготовку приказа о проведении инвентаризации;
– формирование инвентаризационной комиссии;
– определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
- определения остатков имущества и обязательств на начало проведения инвентаризации;
– получение расписок от материально ответственных лиц, что все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Второй этап – Фактическое наличие имущества, которое определяют путем обязательного подсчета. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии МОЛ. + составление инвентаризационных описей или актов инвентаризации
Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
Заключительный этап – оформление результатов инвентаризации бухгалтерскими записями.
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
Дт 41/1,2; 10; 01; 07; 08; 20; 04; 20, 21, 28, 43, 50, 58 Кт 91/1 – оприходованы излишки товаров, материалов, основных средств, оборудования, требующего и не требующего монтажа, нематериальных активов, незавершенного производства и т.д.
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц.
Дт 94 Кт 60 – отражена недостача в пределах норм естественной убыли
Дт 73/2 Кт 94 – сумма недостачи отнесена на виновное лицо
Дт 76/2 Кт 94 – сумма недостачи отнесена на поставщика (поставщику предъявлена претензия)
Дт 91/2 Кт 94 – списание недостачи при отсутствии виновных лиц или по решению суда
19 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Бух.от-ть – это единая система данных об имущественном и фин.положении ор-ции и о результатах ее хозяйственной дея-ти, составляемая на основе данных бух.от-ти по установл. формам.
В соотв. с ФЗ «О бух.учете» №402-ФЗ бух. (фин.) от-ть – это инф-ция о фин.положении эконом.субъекта на отч.дату, фин.рез-те его дея-ти и дв-нии ДС за отч.период систематизированная с требованиями, установл. законом.
Виды отчетности:
1) по объему сведений, включаемых в период:
- внутренняя;
- внешняя.
2) по целям:
- для оценки предприятия внешними пользователями;
- для прогноза дальнейшего развития;
- для анализа показателей.
3) по периодам составления:
- промежуточная;
- годовая.
Годовая от-ть составляется в течение 90 дней со дня окончания отч. периода, а промежуточная в течение 30 дней.
Экономические субъекты предоставляют не позднее 3ех месяцев после окончания отчетного периода годовую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения.
Экономические субъекты предоставляют не позднее 3ех месяцев после окончания отчетного периода обязательный экземпляр бух. от-ти в орган гос.статистики по месту своего нахождения.
Общие принципы построения ББ:
1) Принцип преемственности – однородность статей баланса, неизменность оценки статей баланса, постоянство учетной политики;
2) В ББ не допускается зачет м/у статьями активов и пассивов;
3) Бухгалтерский баланс составляется в оценки нетто (отсутствуют результатные и регулирующие счета 02, 05, 42, 59, 63 и т.д.
4) Данные статей баланса должны подвергаться результатам инвентаризации;
5) Аналитические данные должны соответствовать данным синтетических счетов, указанных в балансе.
ББ состоит из 2ух частей (актива и пассива) и 5 разделов. Общие итоги актива и пассива называются валютой баланса и должны быть равны. В бухгалтерском балансе указывается отчетная дата отчетного периода, предыдущий год и год, предшествующий предыдущему. Также в балансе приводится номер соответствующего пояснения.
Актив баланса характеризует имущество предприятие и составляется в порядке возрастания ликвидности активов. Актив баланса содержит два раздела: внеоборотные и оборотные активы. К внеоборотным активам относят:
· «Нематериальные активы».
· «Результаты исследований и разработок».
· «Нематериальные поисковые активы.
· «Материальные поисковые активы.
· «Основные средства».
· «Доходные вложения в материальные ценности».
· «Финансовые вложения».
· «Отложенные налоговые активы».
· «Прочие внеоборотные активы».
К оборотным активам относят:
· «Запасы».
· «НДС по приобретенным ценностям».
· «Дебиторская задолженность».
· «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)».
· «Денежные средства и денежные эквиваленты».
· «Прочие оборотные активы».
Пассив баланса показывает источники формирования имущества. Пассив баланс состоит из трех разделов: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. В разделе «Капитал и резервы» отражаются:
· «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)».
· «Собственные акции, выкупленные у акционеров».
· «Переоценка внеоборотных активов».
· «Добавочный капитал (без переоценки)».
· «Резервный капитал».
· «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
К долгосрочным обязательствам относятся:
· «Заемные средства».
· «Отложенные налоговые обязательства».
· «Оценочные обязательства».
· «Прочие долгосрочные обязательства».
К краткосрочным обязательствам относятся:
· «Заемные средства».
· «Кредиторская задолженность».
· «Доходы будущих периодов».
· «Оценочные обязательства».
· «Прочие краткосрочные обязательства».
ОФРхарактеризует величину полученной предприятием чистой прибыли (убытка). В ОФР указывается отчетный период и период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду. Также в отчете приводится номер соответствующего пояснения.
В ОФР отражаются:
· «Выручка»;
· «Себестоимость продаж»;
· «Валовая прибыль (убыток)»;
· «Коммерческие расходы»;
· «Управленческие расходы»;
· «Прибыль (убыток) от продаж»;
· «Доходы от участия в других организациях»;
· «Проценты к получению»;
· «Проценты к уплате»;
· «Прочие доходы»;
· «Прочие расходы»;
· «Прибыль (убыток) до налогообложения»;
· «Текущий налог на прибыль»;
· «в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)»;
· «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
· «Изменение отложенных налоговых активов»;
· «Прочее»;
· «Чистая прибыль (убыток)»;
Справочно в ОФР приводится следующие строки:
· «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода»;
· «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода»;
· «Совокупный финансовый результат периода»;
· «Базовая прибыль (убыток) на акцию»;
· «Разводненная прибыль (убыток) на акцию».
В отчете об изменениях капитала приводятся данные об остатках и изменениях уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов:
1) «Движение капитала»;
2) «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»;
3) «Чистые активы».
Отчет о движении денежных средств содержит сведения об остатках ДС и их движении в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Пояснения к ББ и ОФР состоят из следующих разделов:
1 раздел «Нематериальные активы и расходы на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы (НИОКР)»;
2 раздел«Основные средства»;
3 раздел«Финансовые вложения»;
4 раздел «Запасы»;
5 раздел«Дебиторская и кредиторская задолженность»;
6 раздел«Затраты на производство»;
7 раздел«Оценочные обязательства»;
8 раздел«Обеспечения обязательств»;
9 раздел«Государственная помощь».