Принципы организации отделов творческой части редакции.
В него входят отделы редакции и журналисты, работающие вне рамок отделов.
Отдел редакции.Это основное творческое подразделение редакционного коллектива. Здесь создают публикации газеты – тексты и иллюстрации. Здесь же редактируют эти тексты, написанные журналистами – корреспондентами отдела или внередакционными авторами, готовят оригиналы иллюстраций. В отделе разрабатывают план его работы, составляющий часть общередакционного плана. Сотрудники отдела выполняют задания, направленные на укрепление его связей с читателями. Организация работы отдела зависит от его величины, состава и его типа.
Величина отдела определяется учредителем, владельцем издания и главным редактором газеты. В нем должно быть столько работников, сколько необходимо для выполнения его задач. В небольшой редакции отдел может быть представлен всего одним журналистом – его заведующим, иногда ему помогает один корреспондент. Но в редакции крупного издания в отделе обычно несколько сотрудников – его руководитель и три – пять корреспондентов. Практика показала, что излишнее укрупнение размеров отдела – до десятка человек – мешает организации его работы, приводит к необходимости введения в его состав заместителя заведующего.Так же определяют и состав отдела. Его сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества – политики, экономики, культуры, которую отображают материалы отдела. Его руководитель – заведующий или начальник (в редакции военного издания) – опытный журналист, который обладает кроме таланта публициста качествами организатора. Он не только готовит свои выступления в газете, но и организует работу творческого коллектива отдела – планирует ее, распределяет задания, контролирует их выполнение. Заведующий оценивает результаты работы корреспондентов отдела, принимает их материалы и сдает в сек+ретариат или возвращает для доработки. В зависимости от типа отдела и его величины организуют его работу. В небольшом отделе его работникам приходится выполнять самые разнообразные задания, переходя от одной темы к другой. В крупном отделе работу обычно организуют на основе так называемого предметного разделения труда. Так, в отделе экономических проблем один корреспондент отвечает за подготовку материалов, связанных с промышленностью, второй ведет сельскохозяйственную тематику, третий специализируется на транспортных проблемах. Углубление разделения труда в рамках отдела чаше всего ведет к сужению круга вопросов и проблем, освещаемых каждым из его сотрудников, к их тематической специализации. Она предоставляет журналисту значительно большие возможности для изучения какой-либо стороны жизни.Но в любом случае, даже при узкой специализации, в отделе должна быть обеспечена взаимозаменяемость его сотрудников, – при болезни одного корреспондента или отъезде в командировку его коллега должен быть способен вести его тематические рубрики.По существу все отделы редакции носят функциональный характер. Все они, независимо от их особых задач, выполняют общередакционные обязанности – дают газете информацию, ведут работу с авторским активом, с письмами читателей. Но вместе с тем каждый из них выполняет присущую только ему функцию. Это определяет тип отдела.У отделов редакции – множество различных названий. Но независимо от этих названий все отделы можно свести к нескольким типам – отраслевому, жанровому, функциональному, региональному или проблемному.Отраслевые отделы раньше занимали важнейшее место в структуре звена исполнения творческой части редакции. Такой отдел – промышленности, сельского хозяйства или народного образования освещает события или процессы, происходящие в какой-либо сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства. Однако в последние годы отраслевые отделы редакции стали вытесняться проблемными отделами – экономических проблем, социальных проблем, правовых проблем и т.п. Иногда их называют еще проще: отдел политики или экономики. В подобном отделе легче организовать освещение всего комплекса взаимосвязанных проблем, возникающих в определенной области жизни общества.Региональный (территориальный) отдел отображает события, происходящие лишь в границах определенного региона – области, республики или страны. Такие отделы и редакции представлены сейчас в структуре некоторых информационных агентств – ИТАР-ТАСС и др.Иной тип представляют так называемые функциональные отделы. Каждый из них выполняет какую-либо функцию, связанную с обеспечением периодического издания материалами определенного характера. Поскольку подготовка всесторонней оперативной информации, иллюстраций, работа с редакционной почтой и руководство собственными корреспондентами ведутся в любой газетной редакции, во многих из них, в зависимости от их величины, могут создавать функциональные отделы внутренней информации, иллюстраций, писем или отдел собкоров.Реже в редакциях создают жанровые отделы. Такой отдел занят подготовкой материалов в определенном жанре или группе жанров газетной публицистики. Примером может служить отдел фельетонов, готовящий для периодического издания фельетоны, памфлеты и другие сатирические материалы.При плоской структуре редакции, как нам известно, в коллективе могут вообще отсутствовать отделы. Их функции выполняют сами корреспонденты, каждый из которых ведет определенную тематическую группу рубрик. Некоторым из них приходится специализироваться на выполнении функций, характерных для определенных функциональных или жанровых отделов. В такой ситуации в редакции трудятся корреспонденты, специализирующиеся, например, только на работе с письмами читателей или на подготовке сатирических текстов.
Корреспондентысоставляют подавляющее большинство работников творческой части газетной редакции. Хотя корреспондент – литературный сотрудник находится на самом нижнем уровне ее функционально-административной структуры, он фактически является важнейшим лицом в редакционном коллективе. Именно он добывает и получает информацию, без которой невозможно существование газеты, он обрабатывает и использует ее, является автором большинства текстов и иллюстраций. Это специалист, профессионал, владеющий большинством методов и приемов получения и обработки информации, являющейся основой при создании заметок и репортажей, статей, корреспонденции и других публикаций.
Все это предопределяет требования, предъявляемые корреспонденту его руководителями. В обширный комплекс его знаний, умений и качеств входят оперативность и контактность, способность к первичному анализу собранной информации. И разумеется – творческий дар, прежде всего – способность литературно грамотно выражать и оформлять свои наблюдения и мысли в своих произведениях. От него требуют не только высокой работоспособности, но и свободного владения новой техникой, прежде всего компьютером. Ему приходится выполнять самые разные задания, связанные с обязанностями по отделу, в котором он работает, и по редакции. В соответствии с редакционным планом он готовит тексты в разных жанрах, выезжает в командировки, дежурит на выпуске номера и выступает в роли обозревателя на редакционных летучках.Выполняя плановые задания, корреспонденту подчас приходится преодолевать мешающие обстоятельства, связанные с его самочувствием, настроением, ограничениями в выборе темы или жанра его очередного выступления. Он обладает определенными правами в отношениях с руководителями редакции и с людьми, у которых получает информацию, но его относительная свобода ограничена необходимостью корректировать свои действия в соответствии с позицией газеты и состоянием ее экономической базы, подчинять свои индивидуальные интересы интересам коллектива. Он – элемент редакционной системы, вносящий свой вклад в результаты ее деятельности.
Обозреватель.Некоторые журналисты редакции иногда работают вне рамок какого-либо отдела. К ним относится обозреватель. Часто он подчиняется непосредственно главному редактору или его заместителю. Если же он входит в состав отдела, то, как и другие его сотрудники, подчиняется заведующему отделом.
Обозреватель – один из самых опытных журналистов редакции. Это – аналитик, задача которого – наблюдать за явлениями и процессами, протекающими в определенной области жизни общества, определять их роль и значение, прогнозировать развитие ситуаций и сообщать об этом в своих публикациях. Обозрение, статья и комментарий – вот основные жанры выступлений обозревателя в газете.Важное значение для организации его работы имеет его тематическая специализация. В крупных изданиях чаще всего выступает политический, экономический, спортивный обозреватели. Иногда их специализация сужается, широкую известность получили, например, политические (международные) обозреватели «Известий» А. Бовин и С. Кондрашов. В редакциях ряда столичных газет работают парламентские обозреватели, сообщающие о событиях, происходящих в Думе и Совете Федерации РФ. В деловых изданиях – в соответствии с их особенностями – экономические обозреватели выступают с финансовыми, коммерческими и другими обозрениями и статьями, посвященными экономике.При отсутствии в редакции штатной должности обозревателя его роль может играть опытный корреспондент отдела. Подготовка обозрений включается в план его личной работы – в соответствии с тематикой и характером материалов отдела, в котором он работает. В редакциях небольших региональных газет подготовку обозрений могут поручать нештатным сотрудникам редакции, выступающим как общественные обозреватели.