Что такое комплексность журналистского труда?

Что такое комплексность журналистского труда?

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельности, прежде всего – публицистической, редакторской и организаторской.

1.Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных критериев профессионального мастерства журналиста, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его 2.работа как редактора. Ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать свои произведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для очередного номера газеты занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа журналиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь использовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к публикации и ответить автору. Это относится не только к бумажным письмам, но и к электронной почте, приходящей в редакцию по Интернету.

Важное значение имеет и 3. организаторская деятельность журналиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он поддерживает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство группой его товарищей по редакции при проведении какой-либо коллективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, связанная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу, – дежурство на выпуске номера, участие в редакционных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д. Значение этой деятельности возрастает для руководителя отдела, который планирует работу своих корреспондентов и контролирует ее выполнение.

Заметим, что для руководителей редакции – главного редактора, его заместителя, ответственного секретаря – организаторские обязанности становятся основной и важнейшей частью их деятельности. Однако для остальных творческих работников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся важнейшей особенностью их деятельности.

Основные части функциональной структуры газетной редакции. Каково их назначение?

Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. Первая из них – творческая часть редакции. В нее входят журналисты, которые выполняют функцию подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внередакционными авторами, компоновки готовых материалов газеты в отдельные ее выпуски, обеспечения их дизайна – иллюстрирования и верстки, руководства редакцией и процессом производства номера и т.д. К ней примыкает техническая часть коллектива. Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д. С возникновением в нашей стране информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива. Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.

Фотоиллюстрации

Все газетные иллюстрации разделяются на две группы. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. Важнейшую роль в любой газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с какой-либо ситуацией, в которой оказалось определенное лицо или группа лиц. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.К репортажному снимку примыкает фотообвинение. Его используют как средство борьбы с недостатками, запечатлевая на снимке результаты плохой работы, безответственности и т.п. Благодаря наглядности и документальности фотообвинения оно может воздействовать сильнее иной развернутой критической корреспонденции.От репортажного снимка отличается фотонатюрморт. Он показывает образцы различных товаров, продукцию различных видов производства. Его используют не только в целях рекламы, но и для иллюстрирования газетных текстов, сообщающих о выпуске новых видов продукции.Фотопортрет – столь же популярная жанровая форма иллюстрации, как и репортажный снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, но и для ознакомления читателей с авторами публикаций. Так, например, в начале статьи, поднимающей актуальную проблему, нередко помещают фотопортрет журналиста или внередакционногоавтора.Фотопортрет может быть индивидуальным и групповым. В последнем случае приходится увеличивать его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.Текст путевого очерка или зарисовки иногда сопровождают фотопейзажем, знакомящим читателей с природой той местности, которую описывает автор. Фотопейзаж, как и фотоэтюд, служит средством эстетического воспитания читателей, вызывая у них эмоции, связанные с восприятием красоты природы.Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк. Он представляет собой несколько фотоснимков, посвященных одной теме или одному человеку, иногда объединенных общим текстом. Фотоочерк дает журналисту широкие возможности для раскрытия темы, показа какого-либо события или жизни человека. В печати используют разные виды фотоочерка, начиная с простой тематической подборки – нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера, до сложного так называемого сквозного фотоочерка, когда входящие в него снимки разбросаны по разным страницам номера, как бы проходят через него.Подготовка фотоочерка требует значительного времени и высокой квалификации фотожурналиста. Кроме того, для фотоочерка требуется большая, по сравнению с другими видами иллюстрации, площадь, так как в него входят минимум три снимка. Это несколько ограничивает его использование в малообъемной газете.В качестве иллюстрации можно использовать и различные виды фоторепродукции – картин отечественных и зарубежных художников, документов, книжных страниц и фрагментов газетных и журнальных публикаций. Они дают возможность точно воспроизводить части текстов и иллюстрации, напечатанные в других периодических изданиях, в частности в тех, с которыми полемизирует газета, публикующая фоторепродукцию.В роли фотоиллюстраций могут быть использованы и кинокадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете несколько одинаковых по размеру фотопортретов, их соединяют, монтируют в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки. Это позволяет и сэкономить газетную площадь. Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репортажного и фотопортрета. Монтаж нескольких снимков является основой и фотоплаката, который помещают иногда в специальных целевых номерах газеты – праздничных, новогодних и др.Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности – при соединении снимка и рисунка в коллаже, может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений. Популярность еженедельника «Аргументы и факты» связана, в частности, с публикацией на открытие каждого номера крупного коллажа мастера этого жанра иллюстрацийколлажиста А. Дорофеева.

Что такое комплексность журналистского труда?

В труде журналиста сочетаются различные виды деятельности, прежде всего – публицистической, редакторской и организаторской.

1.Публицистическая деятельность, умение писать – один из основных критериев профессионального мастерства журналиста, работающего в любой редакции печатного периодического издания, независимо от его типа и уровня.

Однако это лишь один из компонентов его труда. Немалое значение имеет и его 2.работа как редактора. Ему часто приходится править, переделывать, даже переписывать свои произведения и тексты его коллег, а также материалы внередакционных авторов. Нередко редактирование материалов для очередного номера газеты занимает основную часть рабочего времени журналиста. И если он недостаточно владеет искусством литературного редактирования, его профессиональное мастерство не может считаться полноценным.

С процессом редактирования тесно связана и работа журналиста с редакционной почтой. Он должен оценить значение информации, содержащейся в письме читателя, суметь использовать ее в своем выступлении или подготовить письмо к публикации и ответить автору. Это относится не только к бумажным письмам, но и к электронной почте, приходящей в редакцию по Интернету.

Важное значение имеет и 3. организаторская деятельность журналиста. Она развертывается на нескольких направлениях. Он поддерживает контакты со своим активом, заказывает внередакционным авторам выступления в газете и помогает подготовить их к печати. Руководит обсуждением актуальных проблем за «круглым столом» в редакции. И если ему поручат руководство группой его товарищей по редакции при проведении какой-либо коллективной акции, ему придется организовать ее: спланировать, распределить задания, проконтролировать их выполнение.

Организаторской является и деятельность журналиста, связанная с выполнением его обязанностей по редакции и его отделу, – дежурство на выпуске номера, участие в редакционных летучках, разработка плана спецвыпуска и т.д. Значение этой деятельности возрастает для руководителя отдела, который планирует работу своих корреспондентов и контролирует ее выполнение.

Заметим, что для руководителей редакции – главного редактора, его заместителя, ответственного секретаря – организаторские обязанности становятся основной и важнейшей частью их деятельности. Однако для остальных творческих работников редакции многофункциональность, сочетание различных сторон их труда и непрерывный быстрый переход от литературной работы к другим обязанностям становятся важнейшей особенностью их деятельности.

Наши рекомендации