Критерии и факторы выбора местоположения предприятия, особенности размещения предприятий разной производственной направленности.

Основной критерий - размер прибыли - означает максимизацию положительной разности между получаемым доходом (выручкой) затратами для каждого пункта месторасположения.

Достижение других экономических целей (объема оборотов, доли на рынке и др.) и всех неэкономических (престиж, социальная стабильность и др.) устанавливается в сравнении с критерием прибыльности и друг с другом путем взвешивания по определенной шкале для каждого фактора размещения фирмы.

Кроме того, могут быть и неэкономические критерии:

-политическое влияние;

-стабильный рост и надежность предприятия;

-научно-техническая политика;

-социальная и экономическая стабильность;

-престиж;

-сохранение самостоятельности фирмы.

Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы.

1. Заготовительно-ориентированные, включающие:

-земельные участки (структура, цены покупки или аренды);

-сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);

-трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).

2. Факторы, ориентированные на изготовление:

-естественные особенности (почвы, климат);

-технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).

3. Факторы, ориентированные на сбыт:

-потенциал сбыта (структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности);

- пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);

-деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).

4. Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти:

-система хозяйствования (хозяйственное и торговое право);

-лицензионные и сертификационные нормы;

-условия перевода капитала и прибыли;

-юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту;

-трудовое законодательство;

-риск изменения хозяйственного устройства, (т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий);

-регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими);

-меры по защите окружающей среды и (регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы);

-государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка).

17) Разработка годового плана фирмы методом бюджетирования, бюджет продаж, его назначение и обоснование.

Классическая схема годового бюджетирования

Классическая система годовых бюджетов имеет следующие особенности:

-бюджеты составляются на год с разбивкой по месяцам;

-для каждого центра прибыли составляются отдельные бюджеты, которые -впоследствии консолидируются в сводный бюджет по компании;

-планирование затрат может осуществляться по отделам и службам (как внутри центра прибыли, так и по компании в целом), если ставится задача контролировать затраты каждого отдела либо в целом по подразделениям;

-затраты планируются только по значимым статьям, все небольшие статьи группируются и планируются одной суммой, при планировании затраты разделяются на переменные и постоянные;

-продажи планируются по группам продукции либо по топ-позициям (позиции, доля продаж которых составляет 80% общих продаж по компании)

ассортиментные позиции, объем продаж по которым незначителен, сворачиваются в группу «прочие»;

-перечень групп или топ-позиций не должен быть большим, чтобы система была гибкой к изменениям;

-разрабатывается единый формат бюджетных таблиц для всех центров ответственности.

Бюджет продаж.

Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Наши рекомендации