Критерии и факторы выбора местоположения предприятия, особенности размещения предприятий разной производственной направленности.
Основной критерий - размер прибыли - означает максимизацию положительной разности между получаемым доходом (выручкой) затратами для каждого пункта месторасположения.
Достижение других экономических целей (объема оборотов, доли на рынке и др.) и всех неэкономических (престиж, социальная стабильность и др.) устанавливается в сравнении с критерием прибыльности и друг с другом путем взвешивания по определенной шкале для каждого фактора размещения фирмы.
Кроме того, могут быть и неэкономические критерии:
-политическое влияние;
-стабильный рост и надежность предприятия;
-научно-техническая политика;
-социальная и экономическая стабильность;
-престиж;
-сохранение самостоятельности фирмы.
Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы.
1. Заготовительно-ориентированные, включающие:
-земельные участки (структура, цены покупки или аренды);
-сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);
-трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).
2. Факторы, ориентированные на изготовление:
-естественные особенности (почвы, климат);
-технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).
3. Факторы, ориентированные на сбыт:
-потенциал сбыта (структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности);
- пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);
-деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).
4. Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти:
-система хозяйствования (хозяйственное и торговое право);
-лицензионные и сертификационные нормы;
-условия перевода капитала и прибыли;
-юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту;
-трудовое законодательство;
-риск изменения хозяйственного устройства, (т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий);
-регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими);
-меры по защите окружающей среды и (регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы);
-государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка).
17) Разработка годового плана фирмы методом бюджетирования, бюджет продаж, его назначение и обоснование.
Классическая схема годового бюджетирования
Классическая система годовых бюджетов имеет следующие особенности:
-бюджеты составляются на год с разбивкой по месяцам;
-для каждого центра прибыли составляются отдельные бюджеты, которые -впоследствии консолидируются в сводный бюджет по компании;
-планирование затрат может осуществляться по отделам и службам (как внутри центра прибыли, так и по компании в целом), если ставится задача контролировать затраты каждого отдела либо в целом по подразделениям;
-затраты планируются только по значимым статьям, все небольшие статьи группируются и планируются одной суммой, при планировании затраты разделяются на переменные и постоянные;
-продажи планируются по группам продукции либо по топ-позициям (позиции, доля продаж которых составляет 80% общих продаж по компании)
ассортиментные позиции, объем продаж по которым незначителен, сворачиваются в группу «прочие»;
-перечень групп или топ-позиций не должен быть большим, чтобы система была гибкой к изменениям;
-разрабатывается единый формат бюджетных таблиц для всех центров ответственности.
Бюджет продаж.
Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.